10 шедевров ярмарки BRAFA

10 шедевров ярмарки BRAFA

С 26 января по 3 февраля у каждого есть возможность изучить историю искусства за 4000 лет без учебников и изнурительных походов по музеям, а заодно встретить классиков современного искусства Гилберта и Джорджа. Все это – на арт-ярмарке в Брюсселе.
Гилберт и Джордж. «Бородатое предупреждение». 2015 г. © Galerie Bernier/Eliades

Гилберт и Джордж. «Бородатое предупреждение». 2015 г. © Galerie Bernier/Eliades

Первая в году и старейшая в мире ярмарка BRAFA пройдет в 64-й раз в залах «Tour & Taxis». Среди 133 галерей из 16 стран – 16 новых участников, включая таких известных дилеров, как Rosenberg & Co. из Нью-Йорка, Bowman Sculpture из Лондона и московскую «Эритаж».

1.

Ян ван Кессель Старший. «Экзотические птицы». Ок. 1650 г. © Costermans

Ян ван Кессель Старший. «Экзотические птицы». Ок. 1650 г. © Costermans

Без работ старых мастеров BRAFA не была бы самой собой – в Бельгии многовековые традиции коллекционирования. Декорирование столовых и гостиных в старинных особняках пейзажами и натюрмортами здесь так же естественно, как покупка мебели Захи Хадид в современные лофты. Именно такое искусство и выставляют в Costermans, одной из старейших антикварных галерей мира. Среди героев их стенда – нидерландские барочные мастера, включая и Кесселя Старшего.

2.

Пьер-Филипп Томир. Пара масляных ламп. 1780–1785 гг. © La Pendulerie

Пьер-Филипп Томир. Пара масляных ламп. 1780–1785 гг. © La Pendulerie

С именем французского бронзовщика Томира связывают роскошные убранства королевских дворцов: он и был придворным чеканщиком Людовика XVI, поставлял скульптурные часы, канделябры, вазы и обеденные сервизы Екатерине II и Павлу I. На ярмарке парижская галерея La Pendulerie представит парные масляные лампы его работы – «Учение» и «Философия» из матовой и полированной позолоченной бронзы. Пара происходит из частной французской коллекции.

3.

Филипп Вольферс. Чокер «Глицинии». 1901–1902 гг. © Epoque Fine Jewels

Филипп Вольферс. Чокер «Глицинии». 1901–1902 гг. © Epoque Fine Jewels

Специализация бельгийцев Epoque Fine Jewels – ювелирные украшения ар-нуво и винтаж середины прошлого века. В их коллекциях можно найти драгоценности со всего мира, от работ великих ювелирных домов с Вандомской площади до исторических вещей уже несуществующих мастерских Европы и Америки. Их хитом в этом сезоне стал чокер «Глицинии» знаменитого мастера Belle Epoque Филиппа Вольферса. Сделанный из золота и полудрагоценных камней (турмалины, опалы и гранаты) в начале XX века для жены ювелира Софи Уиллштедтер, он хорошо известен коллекционерам. В последний раз он был продан на торгах Christie’s в Женеве в 2016-м за CHF 257 тыс.

4.

Огюст Роден. «Поцелуй». 1886–1893 гг. © Bowman Sculpture

Огюст Роден. «Поцелуй». 1886–1893 гг. © Bowman Sculpture

Имя Родена, великого французского скульптора-новатора, оживляет любые ярмарки или аукционы, стоит лишь появиться его, пусть сегодня в большинстве случаев и тиражным, работам. Так и со скульптурой «Поцелуй», впервые выполненной в мраморе ко Всемирной выставке в Париже 1889 года, а затем созданной автором в бронзе в кабинетном формате. «Домашних» вариантов произведения, отлитых на знаменитой мануфактуре Barbedienne, было создано четыре. Рекордная цена за самую высокую скульптуру в 86,4 см, входящую в первую отливку из дюжины штук, была уплачена на Christie’s в 2000 году – $2,76 млн. Средняя цена за самую малую, высотой 40 см, на аукционах составляет $450 тыс. Именно такую в Брюссель и привозит лондонская галерея Bowman Sculpture, известный поставщик работ Родена на рынки Европы и Америки.

5.

Поль Дельво. «Балкон». 1948 г. © Stern Pissarro Gallery

Поль Дельво. «Балкон». 1948 г. © Stern Pissarro Gallery

Конечно, бельгийская ярмарка не может обойтись без именитых соотечественников – галереи предложат и графику Рене Магритта, и фовистские работы Рика Воутерса, и модернистские пастели Леона Спиллиарта. Но центром притяжения для «местных», без сомнения, станет стенд лондонской Stern Pissarro Gallery, ежегодно привозящей на BRAFA работы импрессионистов и модернистов. Дилерам удалось достать полотно знаменитого сюрреалиста Поля Дельво «Балкон», созданное в лучший период его творчества. Довольно крупное произведение (120 х 90 см) датировано и подписано автором, а происходит из собрания Сидни Джениса, наряду с Пегги Гуггенхайм продвигавшего новаторское европейское искусство в США.

6.

Генри Мур. «Две фигуры в три четверти». 1965 г. © Osborne Samuel Gallery

Генри Мур. «Две фигуры в три четверти». 1965 г. © Osborne Samuel Gallery

Фрэнк Ауэрбах, Константин Бранкузи, Линн Чедвик, Генри Мур, Марк Квинн, Грейсон Перри – лишь несколько имен классиков модернизма и современного искусства, которые представляет на арт-сцене лондонская Osborne Samuel Gallery, участник многих престижных ярмарок искусства, включая TEFAF в Маастрихте. В бельгийскую столицу она и везет международную классику, среди которой особое место занимают две фигуры Мура, напоминающие своеобразный тотем. Эти антропоморфные образы хорошо известны историкам и коллекционерам: серия из девяти таких статуэток была отлита при жизни художника в 1984 году тиражом девять экземпляров в британской литейной мастерской Morris Singer. Одна скульптура из этого тиража ушла на аукционе Phillips в Лондоне весной этого года за ?729 тыс., почти вдвое превысив эстимейт.

7.

Неизвестный художник. Сет из двенадцати рельефов. Рубеж XVII–XVIII вв. © Finch & Co

Неизвестный художник. Сет из двенадцати рельефов. Рубеж XVII–XVIII вв. © Finch & Co

Еще одна из любимых европейскими коллекционерами специализаций – кабинет редкостей, или кунсткамера. Стенды таких галерей напоминают лавку «1000 мелочей»: здесь в буйном миксе могут быть перемешаны этнография и искусство, археология и зоология, медицина, космонавтика и десятки других наук и дисциплин. И одна из образцовых их представителей – британская Finch & Co. В этом году в их «драгоценной шкатулке» среди скелетов, засушенных пару столетий назад жуков, мраморной барочной скульптуры и мелкой древнеегипетской пластики можно будет найти и такую уникальную редкость – коллекцию из дюжины карикатурных рельефов, сделанных из слоновой кости. На них изображены католические священнослужители, ответственные за отмену в 1685 году Нантского эдикта, повлекшую массовые преследования протестантов. Предполагают, что работа была сделана беглым гугенотом из Дьеппа, где в те времена располагались знаменитые мастерские резьбы по кости.

8.

Уго Рондиноне. «achterjunizweitausendundachtzehn». 2018 г. Gladstone Gallery

Уго Рондиноне. «achterjunizweitausendundachtzehn». 2018 г. Gladstone Gallery

На ярмарке представлено и современное искусство – крупным международным дилерам отведены самые большие стенды. Один из них – американка Барбара Глэдстоун, открывшая представительство своей нью-йоркской галереи в Брюсселе десять лет назад. Именно у нее, вероятно, будет и самое крупноформатное произведение смотра – четырехметровый рисунок «achterjunizweitausendundachtzehn» швейцарского скульптора Уго Рондиноне. Как и в скульптуре, в графике его занимают вариативные состояния деревьев и корней, олицетворяющие жизненные этапы.

9.

Неизвестный художник. Ритуальная маска народа бауле. Конец XIX в. © Galerie Didier Claes

Неизвестный художник. Ритуальная маска народа бауле. Конец XIX в. © Galerie Didier Claes

В первой четверти прошлого века – во многом стараниями парижского антиквара Шарля Раттона, снабжавшего объектами вдохновения практически всех сюрреалистов, а также благодаря бельгийским колониальным захватам в Африке – примитивное искусство Черного континента обрело в Бельгии невиданную популярность. На руку дилерам, продававшим ритуальные маски, деревянные статуэтки и предметы культов из Бенина, Кот-д’Ивуара и других стран, сыграла и мода на эклектику – как известно, именно tribal art стал отправной точкой в рождении кубизма, так что объекты отлично сочетались с произведениями модернистов. Продолжателем дела Раттона сегодня можно считать Дидье Класа, к которому за африканским искусством приходят и музеи со всего мира. В нынешнем сезоне он выставит и эту женскую маску народа бауле из Кот-д’Ивуара, когда-то принадлежавшую французскому модернисту Андре Дерену.

10.

Каждый год на BRAFA чествуют современных художников-классиков. В предыдущие годы масштабными инсталляциями отмечали, например, Хулио ле Парка и Христо, а звания почетного гостя в этом году удостоился британский дуэт Гилберт и Джордж. Кроме работ, украшающих лобби и залы ярмарки, произведения этих авторов предложат и многие галереи. Среди таких окажется и брюссельская Galerie Bernier/Eliades, которая выставит масштабный коллаж «Бородатое предупреждение», выполненный в узнаваемой ироничной манере пары (см. заглавное фото). Как и во многих других работах Гилберта и Джорджа, главными героями произведения стали сами художники.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Комиксы на «Арт Россия 2024 / Art Russia 2024»

Ярмарка «Арт Россия 2024 / Art Russia 2024», которая будет работать в Гостином Дворе с 28 по 31...

ПОДРОБНЕЕ

Центр «Зотов» – об архитектуре конструктивизма

«Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937» – так называется масштабная выставка-...

ПОДРОБНЕЕ