5 хитов фестиваля NET

5 хитов фестиваля NET

C 9 ноября по 19 декабря в Москве пройдет один из самых важных театральных смотров, определяющих тренды современной мировой сцены, – XXII Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET). В его программе – спектакли новых лидеров западной режиссуры, а также российские премьеры. Рассказываем о том, что никак нельзя пропустить.
«Три сестры». ФОТО: NETFEST.RU

«Три сестры». ФОТО: NETFEST.RU

NET – это фестиваль, который прорубил для России окно в театральную Европу. Именно он открыл для нас имена Алвиса Херманиса, Кэти Митчелл, Томаса Остермайера, Михаэля Тальхаймера и других хедлайнеров европейской сцены. Сейчас их спектакли пользуются бешеным спросом, а когда-то эти имена в России знали лишь избранные театральные критики, имевшие возможность ездить по европейским фестивалям. Собственно, и придумали NET в далеком 1998 году именно критики – Роман Должанский (ныне правая рука Евгения Миронова в Театре наций, арт-директор фестиваля «Территория») и Марина Давыдова (сегодня главный редактор журнала «Театр», куратор Венского фестиваля 2016 года и автор нескольких постановок в Германии). Они задались целью преодолеть огромный разрыв между западным театром и находящимся в изоляции отечественным, и со своей задачей блестяще справились. За двадцать с лишним лет изменилось очень многое: наш театр уверенно встал на одну ступень с европейским, и звезды мировой режиссуры теперь приезжают не только на гастроли, но и на постановки в театры Москвы и Петербурга. Но NET, как и прежде, исправно знакомит зрителей с самыми актуальными именами и тенденциями европейской сцены.

XXII фестиваль должен был пройти в Москве еще в ноябре-декабре 2020 года, но был перенесен на год из-за пандемии. По словам арт-директора NETa Марины Давыдовой, эта программа – одна из самых сильных за всю историю фестиваля: «В ней фактически представлены все самые важные тренды и проблемы нашего времени. Тут есть и экологическая повестка, и проблема новой сексуальности, и наступление цифровой среды, и размышление о судьбах мира и обществе потребления в эпоху глобального потепления. Вся актуальная мировая повестка так или иначе сконцентрирована в этих спектаклях, но при этом каждый из них является мощным театральным высказыванием». MY WAY выбрал пять самых важных событий смотра.

«Три сестры» | Volkstheater (Австрия)

9, 10 ноября, Дворец на Яузе

Таких «Трех сестер», как у Сюзанны Кеннеди, вы точно еще не видели, если, конечно, не смотрели онлайн-трансляцию во время карантина. Идеально отражающие время локдауна, эти «Три сестры» заперты в герметичной белой комнате, похожей на окно компьютера. Это и не люди вовсе, а цифровые аватары, боты в латексных масках, механически повторяющие слова из чеховской пьесы. Жутковатый, стерильный, но фантастически красивый диджитал-мир, где все нелепые, смешные чувства, мучившие человечество сотни лет, вытеснены за пределы матрицы и заменены программами, где время потеряло линейность и кусает себя за хвост. Так режиссер видит мир нашего недалекого будущего, эпоху постгуманизма и торжества искусственного разума. Поэтому такой издевкой в спектакле звучит фраза чеховского полковника Вершинина, что «через каких-то двести, триста лет жизнь на земле будет невыразимо прекрасной». Сюзанна Кеннеди – молодая звезда немецкоязычной сцены, ее премьеры моментально становятся хедлайнерами ведущих европейских фестивалей. В России работа режиссера будет представлена впервые.

SUN and SEA | Компания Neon Realism (Литва)

19–21 ноября, Другая сцена «Современника»

SUN and SEA. ФОТО: NETFEST.RU

Еще один важный проект фестиваля – литовский перформанс SUN and SEA, получивший «Золотого льва» на последней «допандемийной» Венецианской биеннале в 2019 году. Ее тема звучала как «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» – организаторы как в воду глядели. В литовском павильоне исполнители лежали на пляжных полотенцах на золотом песке и непринужденно пели о мировых экологических проблемах, глобальном потеплении, Рождестве без снега и погибающем Барьерном рифе. Про надвигающийся ковид еще никто не знал, но ощущение, что природа за все воздаст человечеству, смутно возникало. В Москве перформанс будут показывать по сеансам длительностью в один час на Другой сцене «Современника». Всю площадку засыплют песком, а публика будет наблюдать за действием сверху, с галерей.

«21» | Компания Great Investment (Дания – Бельгия)

10–12 декабря, Центр Мейерхольда

Самый провокационный и смелый спектакль фестиваля покажет молодая датчанка Метте Ингвартсен. В своих перформансах и танце она исследует темы сексуальности, насилия и порнографии. Художница пытается понять, почему сексуальная революция «детей цветов» привела к использованию женского тела как объекта мужских развлечений и сексистской рекламы.

«ВСЯ АКТУАЛЬНАЯ МИРОВАЯ ПОВЕСТКА ТАК ИЛИ ИНАЧЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНА В ЭТИХ СПЕКТАКЛЯХ, НО ПРИ ЭТОМ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ МОЩНЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ»

В своем моноспектакле она рассказывает об эротических приключениях маркиза де Сада, делая зрителей их невольными свидетелями и соучастниками, а потом внезапно переносит в современную студию видеозаписи, где обнаженную актрису обливают шоколадом, так что она теряет сознание. Публика остается один на один со сложным вопросом: действительно ли чувственное наслаждение в современном мире неотделимо от жестокости и насилия?

Farm Fatale | Vivarium Studio (Франция) и Munchner Kammerspiele (Германия)

15 декабря, Et Cetera

Farm Fatale. ФОТО: NETFEST.RU

Экологическая тематика продолжается и в спектакле Филиппа Кена, французского режиссера, который в своих постановках часто воспроизводит замкнутые экосистемы – своеобразные виварии, где подробно и беспристрастно показаны повадки человека в экстремальных обстоятельствах. На этот раз он создал на сцене ферму со стогами сена и сельхозинструментами, где люди вымерли из-за загрязнения окружающей среды, а подобие жизни на ней поддерживает компания огородных пугал – поэтов и музыкантов, дающих забойные рок концерты. Забавные и добрые герои Farm Fatale обитают словно в новом раю, который Филипп Кен называет «театром постапокалиптического замедления».

«Эссе об умирании» | Компания It’s The Real Thing Studios, Аннет Хардеген (Швейцария)

1 декабря – онлайн-показ, 3 декабря, Малая сцена Театра наций

Борис Никитин – режиссер чисто швейцарский, несмотря на русскую фамилию. Но нашим зрителям он тоже хорошо знаком по предыдущим гастролям на фестивале NET. В этот раз он впервые выйдет на сцену сам, чтобы рассказать исповедальную историю о смерти отца и собственном каминг-ауте, совершенном 20 лет назад, и начать дискуссию о том, что значит открыться общественности, сделав себя уязвимым. Спектакль можно увидеть в двух форматах: с живым присутствием перформера на сцене и в цифровой адаптации, доступной на сайте фестиваля netfest.ru.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Марина Шимадина

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В Кремле – собрания коллекционеров XIX века

«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» – так называется...

ПОДРОБНЕЕ

Комиксы на «Арт Россия 2024 / Art Russia 2024»

Ярмарка «Арт Россия 2024 / Art Russia 2024», которая будет работать в Гостином Дворе с 28 по 31...

ПОДРОБНЕЕ