Федор Рюкерт – живописец по эмали

Федор Рюкерт – живописец по эмали

В Музеях Московского Кремля проходит выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали». Но если первый из героев давно уже стал эмблемой отечественного ювелирного ремесла, то имя второго известно лишь специалистам. Так кто же такой был господин Федор Рюкерт? 
Коробочка. Москва, 1908–1917. Мастер Ф. Рюкерт. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Коробочка. Москва, 1908–1917. Мастер Ф. Рюкерт. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Любуясь изделиями легендарной фирмы «Фаберже», мы, как правило, не задумываемся над тем, что за этим именем, заслуженно знаменитым, «спрятаны» и многие другие. Ведь с ювелирным домом, основанным Карлом Фаберже, сотрудничало множество замечательных мастеров, которых теперь помнят в основном историки искусства. И Федор Рюкерт был среди них одним из лучших. В немалой степени благодаря ему отечественное искусство эмали прославилось по всему миру. Тем не менее имя его после 1917 года оказалось почти забыто, а работ мастерской Рюкерта в России почти не осталось. То, что в последние годы о нем вспоминают и пишут все чаще, а государственные и частные коллекции пополняются великолепными произведениями, созданными им и его мастерами, – восстановление справедливости.

Как обычно, немец

Творчество Рюкерта развивалось в русле русской художественной традиции, однако русским по происхождению он не был. Это не особо удивляет – Карл Фаберже тоже был из немцев. Но в отличие от коллеги Фридрих Мориц Рюкерт родился не в России, а в Пруссии, в регионе Эльзас-Лотарингия. А в Россию приехал в 1860-х подростком, с семьей. Сведения о ювелире приходится собирать буквально по крупицам: например, дата его рождения (1851 год) известна по адресной книге «Вся Москва» за 1900-й.

Федор Рюкерт (1851–1918). ФОТО: KABINET-AUKTION.COM

Начало работы мастерской Рюкерта опять-таки вычисляется по косвенным данным: в 1911-м в честь 25-летия предприятия ювелиру преподнесли серебряный бювар, украшенный эмалью, с датами «1886» и «1911». Значит, Федор Иванович, как его стали здесь называть, открыл свое дело в середине 1880-х. «Живописное и серебряное заведения» Рюкерта располагались в Москве, на Таганке, на углу Воронцовской улицы и Безымянного переулка. В то время этот район назывался Рогожской слободой.

Совсем неподалеку была расположена фабрика Алексея Овчинникова – его младший брат Павел стал основателем одной из самых известных ювелирных фирм страны. Рядом находилось еще одно знаменитое предприятие – фабрика серебряных изделий Ореста Курлюкова. Именно они и стали одними из первых заказчиков мастерской Рюкерта: специализация (или, как бы мы сейчас сказали, аутсорсинг) при создании произведений декоративно-прикладного искусства в тот период была делом общепринятым. Вплоть до начала XX века у Федора Рюкерта работало всего четыре человека. Однако показательно, что при всех своих возможностях крупные российские фирмы часто обращались именно к этому ювелиру, признавая тем самым его мастерство.

Ковш. Москва, 1908–1917. Мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Преемник византийцев

Древнерусские узоры служили для Рюкерта источником вдохновения. И это было не случайно: в последней четверти XIX века как раз формировался и быстро завоевывал популярность неорусский стиль. Он коснулся разных областей, в том числе и архитектуры (достаточно вспомнить, например, здания ГУМа и Исторического музея). Кроме того, усилился интерес к коллекционированию предметов народного искусства. Старый быт изучался и переосмыслялся. Ювелиры создавали копии старинных предметов – и в качестве образцов особенно пригодились изделия XVII века, оставившего гораздо более обширное наследие, чем предыдущие века отечественной истории. Изготавливались и абсолютно новые вещи – так сказать, «по мотивам».

Блюдо подносное. Москва, 1913. Фирма И. Хлебникова. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Мастерская Федора Рюкерта славилась изделиями, выполненными конкретно в технике перегородчатой эмали, в этот период ставшей очень востребованной. Эта техника была известна со времен Киевской Руси, причем древнерусские мастера переняли ее у византийцев. Но у Рюкерта был свой почерк: он и работавшие под его руководством мастера сочетали технику перегородчатой эмали с эмалированием по скани, что позволяло создавать на поверхностях предметов (например, ковшей и чаш) сложные живописные сценки. Сами эмали при этом отличались богатством цветов и оттенков.

Рюкерт и его мастера сочетали технику перегородчатой эмали с эмалированием по скани, что позволяло создавать на поверхностях предметов сложные живописные сценки

Ранние работы мастерской чаще всего были украшены растительными узорами, изображениями птиц и животных, в том числе мифологических, от грифона до сирина – в духе русского средневековья. Однако со временем едва ли не главное место в творчестве Рюкерта заняли плакетки, декорированные живописными миниатюрами. Основой для них служили произведения (либо их фрагменты) художников той эпохи, обращавшихся к национальной теме. Мастерство Рюкерта в этой области считалось непревзойденным. Дело было не только в безупречной технике исполнения, но и в умении так скомпоновать изображение, что оно идеально вписывалось в предмет вне зависимости от его формы или размера – будь то портсигар или столовые приборы.

Кошелек. Москва, 1876. Фирма П. Овчинникова. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Какие только сюжеты не переносились на предметы быта в мастерской талантливого ювелира! И каждый раз это была не просто «репродукция» на металле, но и новое изящное воплощение живописи, отдельный жанр. Константин Маковский и Илья Репин, Иван Куликов и Федот Сычков, Василий Васнецов и Сергей Соломко – вот лишь несколько имен художников, к работам которых обращался Федор Рюкерт. Поначалу его мастера создавали миниатюры с блестящей поверхностью, а позднее стали практиковать матовое письмо по эмали – оно выглядит удивительно достоверно, практически как «натуральная» живопись или акварель.

Рост фирмы

Узнаваемый стиль и высочайшее качество приносили изделиям Рюкерта все большую популярность. Постепенно росло и число работников – известно, что в начале XX века в мастерской трудилось уже 14 человек. Причем хозяин успевал контролировать все процессы – комнаты семьи Рюкерта располагались в то же доме, что и рабочие помещения. Со временем старшие сыновья, Павел и Федор (ювелир был дважды женат, и всего у него было десять детей), получив художественное образование, стали работать наравне с отцом.

Пасхальное яйцо «Московский Кремль». Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г. Москва, 1904 1906. Фирма К. Фаберже. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Карл Фаберже не мог не заметить яркого коллегу – тем более что в 1887 году открыл филиал своей фирмы в Москве. С этого момента и началось их многолетнее сотрудничество, которому вовсе не мешала конкуренция (на московской фабрике Фаберже также начали выпускать украшенные эмалями предметы). Скорее, наоборот, заказы Фаберже «продвигали» и марку Рюкерта. То, что создавала мастерская для фирмы придворного ювелира, получало соответствующее клеймо «К. Фаберже» и государственный герб. Но иногда ставился и именник (индивидуальный знак изготовителя) «ФР», то есть «Федор Рюкерт». Благодаря Фаберже работы Рюкерта были оценены по достоинству и обрели заслуженную известность за пределами Москвы, ведь фирма Фаберже имела свои магазины не только в городах России, но и за рубежом. Кроме того, этот новый источник регулярных заказов давал Рюкерту возможность сосредоточиться на творчестве, экспериментах, совершенствовании техники. Впрочем, с кем бы ни сотрудничал эмальер, его работы всегда отличались самобытностью. Заметим, что талант Рюкерта с одинаковым блеском воплотился в произведениях, созданных как в неорусском стиле, так и в стиле модерн, воцарившемся в искусстве на рубеже веков.

Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. Санкт-Петербург, 1900. Мастер М. Перхин, фирма К. Фаберже. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ, МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

В точности неизвестно, когда мастерская Рюкерта прекратила работу. По всей видимости, это произошло во время Первой мировой войны. Во всяком случае, после 1915 года она уже не упоминается в справочнике торгово-промышленных заведений Москвы. Самого Федора Ивановича не стало в декабре 1918-го. Прах его упокоился на Введенском кладбище. Должны были пройти десятки лет, прежде чем к Рюкерту начала возвращаться слава. И выставка в Кремле, где его имя стоит рядом с Фаберже, демонстрирует значительный прогресс на этом пути.

Выставка проходит до 10 января 2021 года.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В Гостином Дворе пройдет «Арт Москва»

Крупнейшее арт-событие года – ярмарка антиквариата, современного и ювелирного искусства «Арт Мо...

ПОДРОБНЕЕ

«Черно-белый космос» – в галерее «Ходынка»

В канун Дня космонавтики и в год 90-летия со дня рождения Юрия Гагарина в галерее «Ходынка» Объ...

ПОДРОБНЕЕ