Ярмарка антиквариата TEFAF: все искусство в одном месте

Ярмарка антиквариата TEFAF: все искусство в одном месте

Главная мировая ярмарка антиквариата TEFAF пройдет в Маастрихте с 16 по 24 марта. Высокое музейное качество и 7000 лет истории искусства здесь представят 276 ведущих дилеров со всей планеты. Российских коллекционеров как всегда ждут: Фаберже и авангард – постоянные участники смотра.
Лукас Кранах Старший . «Осмеяние Христа». Около 1515–1520 гг. Galerie De Jonckheere

Лукас Кранах Старший . «Осмеяние Христа». Около 1515–1520 гг. Galerie De Jonckheere

Маленькими шагами, но самая роскошная арт-ярмарка старого искусства TEFAF впускает в себя современность. Одной из главных новостей 32-го смотра стало пополнение новой секции TEFAF Modern: сюда, поскрипывая антикварными стульями, организаторы все-таки пригласили к участию не только продавцов довоенных модернистов, но и несколько галерей-«акул» рынка современного искусства. Среди последних – американцы Pace Gallery, британцы Simon Lee и Spruth Magers. Впрочем, все они представляют классиков contemporary art и уже давно музеефицированных авторов, от Баскии и Уорхола до Андреаса Гурски, так что сюрпризов с молодыми и дерзкими не случится.

Главным же объектом желаний здесь все равно остается старое искусство – за ним сюда слетаются частные самолеты из разных уголков планеты, равно как и музейщики. MY WAY выбрал самые интересные работы, которые могут украсить любую коллекцию.

1.

Галерея De Jonckheere, один из лидеров в области продаж фламандских и немецких старых мастеров, памятна российским коллекционерам своими практически музейными стендами на Салонах изящных искусств в московском «Манеже». Высокую планку дилеры с 42-летним стажем держат и сегодня: в Маастрихт они везут редкого Кранаха Старшего из частного французского собрания. Провенанс полотна безукоризненный: «Осмеяние Христа» происходит из коллекции маркграфа Баден-Бадена Людвига Вильгельма.

2.

Неизвестный автор. Голова Юпитера. II в. Galerie Harmakhis

Неизвестный автор. Голова Юпитера. II в. Galerie Harmakhis

Как и арт-дилеры, произведения искусства порой кочуют с ярмарки на ярмарку – до тех пор, пока не найдут себе нового обожателя. Так случилось, например, и с великолепной сохранности древнеримской мраморной головой Юпитера (галеристы особенно отмечают, что она не была на реставрации), которая впервые засветилась в этом году на ярмарке BRAFA в бельгийской столице. На TEFAF 19-сантиметровая скульптура приедет вновь и будет выставлена по цене €495 тыс. Кроме того, в брюссельской Galerie Harmakhis, известной изящным подходом к экспонированию искусства, будет предложена разнообразная подборка древних египетских и греческих редкостей, среди которых окажется и бронзовая статуэтка египетского бога Гарпехрути III в. до н.э.

3.

Фирма Карла Фаберже. Рамка с оригинальной фотографией. Около 1896 г. Wartski

Фирма Карла Фаберже. Рамка с оригинальной фотографией. Около 1896 г. Wartski

Wartski, лондонская галерея с более чем 150-летней историей, известна в России в связи с печальными событиями 1920–1930-х годов, когда она стала одним из главных посредников при продаже большевиками драгоценностей царской семьи. В мире с тех пор ее имя ассоциируют с объектами фирмы Карла Фаберже – ювелирными украшениями, портсигарами, рамками для фотографий и objets de vertu, которые дилеры предлагают коллекционерам до сих пор. Среди хайлайтс их стенда они и займут главные места. Здесь можно будет найти, например, скульптурную золотую рамку с эмалью для фотографий, с клеймом мастера Михаила Перхина. Бонусом к ней идет оригинальное фото покупателя – Николая II, запечатленного вместе с императрицей Александрой Федоровной и их первой дочерью Ольгой.

4.

Франсиско де Сурбаран. «Мадонна со спящим младенцем». 1659 г. Colnaghi

Франсиско де Сурбаран. «Мадонна со спящим младенцем». 1659 г. Colnaghi

В этом году галерее Colnaghi исполнится 259 лет. Практически ровесница дома Christie’s, она также вошла в историю как поставщик искусства многих королевских дворов Европы. Вековые связи работают на антикваров и сегодня – живопись, скульптуру и графику им доверяют продавать аристократы со всего света. В фокусе их подборки на ярмарке – испанские старые мастера. Подписанная и датированная мастером «Мадонна» Сурбарана происходит из мадридского собрания маркиза де Асторга. Для полотна, очевидно, позировала та же модель, что и для «Кормящей Богоматери» из собрания Пушкинского музея, написанной годом ранее. Другой важный художник здесь – Луис де Моралес, который будет представлен хорошо известной «Ecce Homo», работой, участвовавшей в первой ретроспективе художника в музее Прадо в 1917 году.

5.

Ангелика Кауфман. «Авраам изгоняет Агарь и Измаила в пустыню». 1792 г. Benappi Fine Art

Ангелика Кауфман. «Авраам изгоняет Агарь и Измаила в пустыню». 1792 г. Benappi Fine Art

Мировые музейные тренды всегда находят свое отражение и на ярмарочных стендах. Бум на женское искусство, прокатившийся в течение последних нескольких лет по всем крупнейшим музеям, от MoMA в Нью-Йорке до Музея изящных искусств Гента, и укоренившийся на аукционах, присутствует и на TEFAF. Одно из ярких свидетельств – крупное полотно Ангелики Кауфман, фактически – центральная работа, на стенде лондонской Benappi Fine Art. Имя швейцарского неоклассика, достигшей небывалых для художниц высот (она стала первой женщиной-академиком Королевской академии художеств) и невероятно популярной при жизни, было практически забыто в новейшей истории. Но на нынешней профеминистской волне оно вновь в топах, как и цены на ее произведения – работы подобного уровня оцениваются под $1 млн.

6.

Рене Лалик. Браслет «Анютины глазки». 1901–1902 гг. Epoque Fine Jewels

Рене Лалик. Браслет «Анютины глазки». 1901–1902 гг. Epoque Fine Jewels

Уникальные ювелирные вещи гения декоративно-прикладного искусства рубежа XIX–XX веков Рене Лалика – редкие гости на аукционах и ярмарках искусства. За ними, вобравшими в себя все главные черты ар-нуво, от растительности и мифотворчества до плавной неги линий, охотятся и коллекционеры стиля, и музеи, и состоятельные модницы – высокое ювелирное искусство мастера остается вне времени. Потому и цены на драгоценные вещицы Лалика начинаются от $250 тыс., а заканчиваются на отметке почти миллион – $971,3 тыс. заплатил почитатель на Christie’s в 2017 году за небольшое золотое колье с эмалью, бриллиантами и жемчужиной. У нынешнего золотого «героя» ярмарки каждый цветок украшен крупным сапфиром и жемчугом, а лепестки покрыты эмалью с перламутром. Цена украшения – по запросу.

7.

Василий Кандинский. «Серый». 1931 г. Ben Brown Fine Arts

Василий Кандинский. «Серый». 1931 г. Ben Brown Fine Arts

Европейский модернизм остается одной из самых популярных тем любой арт-ярмарки, будь она в Париже или в Маастрихте. И Василий Кандинский, безусловно, уже давно был причислен именно к нему, оставаясь в европейских умах не столько представителем русского авангарда, сколько отцом абстракционизма и важным деятелем Баухауса, где он преподавал и проводил исследования с 1922 года. Именно к этому бурному периоду, до прихода к власти нацистов, заставившего его навсегда покинуть Германию, и относится выставленная на продажу работа «Серый». Эта геометрическая абстракция происходит из собрания жены художника Нины; позже она успела побывать и в знаменитой коллекции Эрнста Бейлера в Базеле. А в списке ее выставочной истории значится и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

«ПРЯНО-фест» в Музее декоративного искусства

На площадке Всероссийского музея декоративного искусства 20 и 21 апреля пройдет большой фестива...

ПОДРОБНЕЕ

Боннар и его муза

Рассматривать картины еще интереснее, если знаешь, какие секреты они скрывают. Фильм «Обнаженна...

ПОДРОБНЕЕ