Юбилей на миллион: премия Анатолия Зверева – MyWay


Юбилей на миллион: премия Анатолия Зверева

Музей Анатолия Зверева собирает лучшие силы современного искусства. В центре внимания – выставка номинантов Zverev Art Prize в Новом Манеже.
Скульптуры и артефакты Франциско Инфанте из серии «Игра жестов». 1977 г. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Скульптуры и артефакты Франциско Инфанте из серии «Игра жестов». 1977 г. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В этом году 3 ноября исполнилось бы 90 лет легендарному художнику Анатолию Звереву. Кажется, Зверев жил в какие-то стародавние времена, в глухую беспросветную пору. И стал светочем в этом темном советском царстве. Он сродни московским чудотворцам, которые освящают собой историю, на ком держится связь эпох и поколений.

Однако, если вдуматься, художник Зверев вполне мог бы жить и сейчас – мы знаем массу примеров, когда живописцы на девятом десятке не выпускали кисти из рук и давали фору молодым. Однако «русский Ван Гог», сгоревший в 55 лет, был слишком ярок и талантлив, чтобы долго беречь себя.

Так или иначе, русское искусство второй половины ХХ века без Зверева немыслимо. Исчезли из учебников махровые сталинские реалисты. Растворились любимцы лужковского официоза – Глазунов, Шилов, Никас Сафронов… Тонкой прослойкой остались художники-нонконформисты – Немухин, Плавинский, Краснопевцев, Рабин, Яковлев и еще три десятка имен, устроивших арт-революцию в 1960-е годы. Среди всех групп и направлений в ХХ веке сразу после русского авангарда искусство Анатолия Зверева оказалось наиболее востребованным, актуальным и перспективным. Свидетельство тому – триумфальный взлет новомодного Музея Зверева.

Музей AZ (Музей Анатолия Зверева) был открыт в Москве в 2015 году, и с той поры это одна из самых интересных и активных арт-институций столицы. Здесь все нестандартно и против правил. Начать с того, что это частный музей с совершенно выдающейся коллекцией: банкир и меценат Наталия Опалева буквально за полтора десятка лет собрала не только самый богатый корпус произведений Зверева, но также и роскошную коллекцию нонконформистов. В этом музее нет постоянной экспозиции – выставки меняются, как узоры калейдоскопа, высвечивая то одну, то другую из зверевских граней (портреты, анималистику, иллюстрации и т. д.). Наконец, только этот музей может позволить себе отпраздновать юбилей своего героя, пригласив на «корпоратив» лучших из современных художников.

Живописное полотно «Рождение идеи» Вовы Перкина призвано «взорвать левое и правое полушария мозга». ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Жизнь скована – искусство свободно

К 90-летию Зверева готовится фейерверк различных проектов с участием его картин. В ноябре в Москве покажут шедевры из частных коллекций, зверевские портреты отправятся на гастроли в Санкт-Петербург, выйдет книга-исследование о живописи художника и искусстве ХХ века. Однако главный и самый мощный проект нас ожидает в сентябре. Гендиректор музея Наталия Опалева и арт-директор Полина Лобачевская решили, что лучшим юбилейным подарком всем почитателям АЗ станет выставка современных художников. В конце концов, музей смотрит в будущее и следует главному зверевскому совету: ни о чем не жалеть и не держаться за прошлое.

Когда-то для эпиграфа к своей короткой автобиографии Анатолий Зверев позаимствовал крылатое выражение «мирискусников» (считается, что его придумал Лансере) «Жизнь скована. Искусство свободно». Удивительно, что и через столетие эти слова звучат невероятно актуально. Этот девиз был выбран в Музее AZ для нового амбициозного проекта – Премии Зверева (Zverev Art Prize). Всем российским художникам предлагалось создать новые работы, в которых искусство вступало бы в диалог (или спор) с реальностью. Победителю обещан 1 млн р. Соответственно, второй приз – 500 тыс., а третий – 250 тыс. Конкурс был свободный, открытый и предельно демократичный – никаких рамок по возрасту, статусу или по технике исполнения. Для начала надо было составить заявку и изложить свой замысел – музей даже готов был оплатить производство особенно креативного произведения.

«Экспрессионистическое вещество» Дмитрия Каварги напоминает раскидистые растения из футуристических фильмов. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Осторожно, двери открываются

Петербургская художница Марина Алексеева прислала на конкурс мультимедийный проект: она предложила превратить один из вагонов поезда метро в передвижной аквариум. Так, пассажиры, спускающиеся в подземку, могли бы видеть вагон, в котором плещутся дельфины, экзотические рыбы и другие обитатели коралловых рифов. Понятно, что волны и рыбы внутри вагона – это светозвуковая 3D-инсталляция. Даже по самым скромным подсчетам проект превышал наградной фонд премии. Однако он был принят на конкурс, и ему даже обещали полное финансирование. Помешали сроки и особый статус метро – долгие согласования убили полет фантазии. Так или иначе, на выставке будет вариант этого мегапроекта.

Пример с Алексеевой ярко показывает, сколь далеко могли зайти амбиции художников, решивших участвовать в конкурсе. В общей сложности было подано более 2 тыс. заявок. Как водится, большинство из них – салонная живопись с котиками и рыбками. Но их уравновешивали эскизы граффити, многометровые скульптурные объекты, сценарии фильмов и даже одна театральная драма.

Объект из серии «Город-Алфавит» Дианы Воубы – продолжение авангарда в ХХI в. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В определенный момент понадобилось определить фаворитов. Так появился экспертный совет из галеристов, преподавателей и других деятелей арт-сцены. Этот совет из семи человек путем тайного голосования (всем участникам раздавались баллы от 1 до 10) выбрал 50 финалистов. Именно они – пять десятков проектов – в течение сентября выставлены в Новом Манеже для определения лауреата.

А судьи кто?

Одновременно с выставкой Zverev Art Prize открывается еще одна экспозиция – с провокационным названием «А судьи кто?». В Музее AZ покажут работы художников, которые будут оценивать конкурсантов и решать судьбу миллиона. Это неожиданный и парадоксальный ход: поставить на одну доску мэтров и агонистов.

Фотоколлаж Сергея Браткова создан по следам арт-вернисажей. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Кто же сегодня авторитет в арт-мире? Жюри возглавляет не художник, а искусствовед: Андрей Сарабьянов, директор Центра русского авангарда, считается лучшим специалистом по искусству начала ХХ века. Глупо отрицать, что весь ХХ век, а также начало ХХI – это постоянный диалог с русским авангардом.

Франциско Инфанте, живой классик, один из лидеров неофициального искусства. Именно он в своих «артефактах» и ленд-арте продолжает абстрактные традиции авангарда. Гриша Брускин, художник перестроечного бума, в работах которого отзываются русский космизм и символика Торы, как никто способен оценить потенциал новейшей скульптуры. Аристарх Чернышев как пионер видеоарта, активно развивающий сегодня виртуальное искусство. Это лишь некоторые из «судей».

Много званых, 50 избранных

Итак, семь экспертов выбрали 50 проектов, присланных на конкурс. Если взглянуть на состав финалистов, за жюри становится страшно: как выбрать, условно говоря, между сладким и горячим? Слишком разные субстанции.

Фигуры Гриши Брускина парадоксально соединяют древнюю архаику и космическую эру. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Поразительно, что здесь не очень много живописи, а если она и есть, то в самом неожиданном ключе. С одной стороны, есть апокалиптические видения молодого живописца Ильи Туморина, который в прямом и переносном смыслах занимается возведением храма, с другой – ставшие уже знаменитыми абстракции питерского художника Влада Кулькова. Самый интригующий расклад случился в том неопределенном виде искусства, которое балансирует между скульптурой и архитектурой: так, Иван Зубарев создает полуабстрактные композиции из материала, используемого в 3D-принтерах, Елена Артеменко, напротив, работает с классическим мрамором, однако вырезает из него совершенно неклассические вещи, воспроизводя самые расхожие предметы потребления. Антонина Фатхуллина сваривает из железных прутьев скульптурные конструкции, которые потом «одевает» в баннерную ткань.

Особая история – объекты-инсталляции. Здесь несомненной звездой выступает Алла Урбан, чья выставка в Третьяковке произвела немалый фурор. Для Премии Зверева она подготовила эксклюзивную скульптуру с «глазом художника» и «лесом» из струн, через который должен пройти зритель. Художник Владимир Архипов собрал по деревням и селам образцы остроумного народного творчества, а затем выстроил из них захватывающую визуальную композицию.

Огромный разлет сюжетов и подходов в видеоарте – от «живописания» на аналоговой пленке нижегородской группы «Промвыза» до медитативного фильма о наукограде Жуковский Данилы Липатова. Таких несхожих художественных миров – на 1,2 тыс. кв. м.

Собственно, Зверев фигурирует только в одной работе: Лиза Плавинская создала комикс «Зверев на Евро». Анатолий Тимофеевич искренне любил футбол; отправить его, никогда не бывавшего за границей, на чемпионат – это ли не лучший подарок?

Топ-5: премии в области современного искусства в России

«Инновация»

ФОТО: VR-VYKSA.RU

Эта государственная премия пережила несколько скандалов и смену организаторов: теперь ее курирует ГМИИ им. А.С. Пушкина, а выставка номинантов проходит в Нижнем Новгороде. Призовой фонд в этом году составляет 3 млн р. – он распределяется среди победителей в шести номинациях (еще две номинации чисто почетные). Уникальность премии в том, что она поддерживает региональные проекты и нестоличных художников. Среди минусов – государственное цензурирование. Последний победитель в номинации «Лучший художник» – Владимир Селезнев (Нижний Тагил).

Премия Кандинского

ФОТО: INTERIOR.RU

Учрежденная бизнесменом и издателем Шалвой Бреусом премия поныне остается самой обсуждаемой в московской арт-тусовке. Призовой фонд варьируется: в главных номинациях лауреаты получают от 450 тыс. до 1,5 млн р. Каждый раз в связи с «Кандинским» возникают вопросы по критериям отбора и награждения, но это не мешает оставаться ей своего рода флюгером художественной жизни столицы. Последний победитель в номинации «Лучший художник» – Евгений Антуфьев.

Премия The Art Newspaper

ФОТО: РИА НОВОСТИ

У этой премии, учрежденной издателем и меценатом Инной Баженовой, нет денежного эквивалента. Победителям вручается статуэтка, выполненная художником Сергеем Шеховцовым. Однако публикации в русском издании The Art Newspaper дорогого стоят. Премия ориентирована на музейное сообщество – неслучайно две престижные номинации отмечают лучшую реставрацию и лучший музей (всего пять номинаций). Победитель прошлого года в номинации «Музей года» – Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург).

Nova Art

ФОТО: ARTSY.NET

Относительно молодая премия, учрежденная одной из самых авторитетных питерских галерей Anna Nova в коллаборации с целым рядом фондов. Ориентирована на молодых художников, которым обещают выставки, стажировки и прочие возможности для творчества (в денежном эквиваленте главный приз равен примерно 300 тыс. р.).

Премия Сергея Курехина

ФОТО: MAGAZINEART.ART

Премия петербургского розлива отмечает, главным образом, художников Северной столицы. Чтя память Курехина, организаторы делают акцент на перформансе и других формах музыкального или концертного арта. Победителю в номинации «Гран-при» вручается 200 тыс. р. Главный лауреат 2019 года – Николай Хамов (Инженерный театр АХЕ, FAUST. LABOR).

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Сергей Соловьев

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: IMDB.COM

Джеймс Бонд: шпион, которого мы любили

«Не время умирать» – последний фильм бондианы, где агента 007 играет Дэниел Крейг. Вместе с эти...

ПОДРОБНЕЕ
Саша Генцис, Из серии «Управляемые небеса», 2020 г.

Саша Генцис: «Всегда стараюсь найти красоту»

«Природа и прогресс» - так называется фотовыставка Саши Генциса, которая будет проходить на «Ви...

ПОДРОБНЕЕ