Застава Ильича: 180 лет Чайковскому

Застава Ильича: 180 лет Чайковскому

180-летний юбилей музыкального гения, Петра Ильича Чайковского, отмечен ворохом интересных событий в обеих столицах. MY WAY рассказывает о том, что было бы особенно досадно пропустить.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Фрукт – яблоко, поэт – Пушкин, композитор – Чайковский. Притом если для всего мира первые две «метки русскости» неочевидны, то композитор Pyotr Ilyich Tchaikovsky точно символизирует Россию. Все эти березки, реки-долы, петербургский волшебный снег и даже загадочная русская душа хорошо проступают в нотах. Но тем не ограничивается: именно Чайковский с его специфичным русским музыкальным романтизмом вернул европейцам их историю, легенды и сказки. Штамп о «всемирной русской отзывчивости» – это точно о нем. «Орлеанская дева» – подарок французам. «Воспоминания о Флоренции» – дань Италии. Вдохновленная Моцартом «Серенада для струнного оркестра» делает нежным несентиментальный венский классицизм. А американцам как нации деловых людей Чайковский «достался» непосредственно: маэстро продирижировал в только что отстроенном Карнеги-холле. Ну а по части сказок равного ему не было и нет: именно Петр Ильич вернул к жизни французскую «Спящую красавицу» и увековечил дивные немецкие легенды в «Лебедином озере» и «Щелкунчике». Гению в этом году 180 лет, и по этому славному поводу музыкальный мир озаботился списком событий.

ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Чайковский и качели

Как ко всякому гению, продраться к живому Чайковскому нелегко. Надо, как принцу в «Спящей красавице», одолеть чащобу из «его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру» и «знаменует собой новый этап». По счастью, собственные рукописи гения не сгорели даже при всей отечественной безалаберности, спасибо преданным ему небогатым архивистам-фанатикам. В записках Чайковский не просто живой – неотразимый: «Отличный завтрак. Гулял по Головинскому до спуска на мост на шоссе. По дороге заходил на русские качели и изволил забавляться качаньем, имея седую голову и 46 лет на плечах». Ну и где бронза? Где осознание веса всемирной славы? Где, господи прости, солидность, излучаемая творцами иного масштаба? Да если бы его сегодня в Москву, он мог бы не выйти из «средних». Ну и качели от площади Маяковского до самых до окраин не избежали бы верного поклонника 46 лет. Разве Чайковский не прекрасен?

«Что наша жизнь? Игра!»: подаривший Чайковскому много горя и радости Санкт-Петербург празднует его юбилей непрерывно, особенно с «Пиковой дамой»

А ведь можно принять эту фантазию всерьез, как руководство к действию, и, покачавшись, прямо тут же, на Маяковской, пойти в Концертный зал имени нашего всего Чайковского, выпить кофе в одноименном ресторане и послушать сочинение того же автора. Например, 14 ноября: Симфонический оркестр Большого театра России под водительством своего музыкального руководителя Тугана Сохиева исполнит Сюиту из музыки балета «Щелкунчик», а затем дивный Александр Рамм будет солировать в Вариациях на тему рококо для виолончели с оркестром. Получится хорошо продуманный тройной праздник с подпиткой тела и души.

Сцена из спектакля «Пиковая дама». Михайловский театр. ФОТО: MIKHAILOVSKY.RU

Чайковский и очень Большой театр

Все нынешние инструкции для эффективных менеджеров в сравнении с требованиями к себе Чайковского – просто санаторный лист. «Вдохновение не любит посещать ленивых», «Большой талант требует большого трудолюбия» – жуткий трудоголик, оставивший в записках уйму похвал адскому, бесконечному, исцеляющему любые раны труду, умел до изнеможения тянуть из себя жилы. Мало того, что он обрекал себя на нервные срывы и подолгу болезненно из них выходил. Он славил адский труд еще и на беду ученикам музыкальных школ одной шестой части суши, получавших вместе с образованием комплекс неполноценности от своей лютой нелюбви к гаммам и сольфеджио. Между тем «Детского альбома» Петра Ильича никому избежать не удалось, и в нашей стране есть люди, рыдавшие в детстве от пьески Чайковского «Похороны куклы». Впрочем, мало ли у кого какая грусть. Сам гений виртуозно переводил свою грусть в философскую. Например, всю свою нежность к городу Санкт-Петербургу этот обожатель глухого имения в Клину или прекрасной Флоренции вложил в Третью симфонию – единственную у него мажорную, как бы вовсе не грустную.

Другой гений, Джордж Баланчин, тоже не лишенный ностальгии по Петербургу своей молодости, поставил на нее роскошный, холодноватый, почти совершенный неоклассический балет «Драгоценности», отдав Чайковскому финальную третью часть, название которой после «Изумрудов» и прочих «Рубинов» говорит само за себя – «Бриллианты». Небалетная музыка Чайковского в ней прекрасно отсылает к образу блистательного императорского петербургского балета его золотого века. Удивляйтесь: спектакль можно увидеть на сцене Большого театра прямо сейчас, шансов с 11 по 14 ноября несколько, можно даже покапризничать с составами.

А вообще Чайковский не просто умел писать балетную музыку, он по сей день эталон профессионала. Отец русского балета Мариус Петипа с молодым автором не церемонился, писал инструкции: «Мне нужны здесь 16 тактов зажигательной музыки» – и Чайковский смиренно писал к пятнице те самые 16 тактов, что по сей день в хитах мобильных гаджетов.

Екатерина Морозова (Иоланта) и Эльчин Азизов (Эбн-Хакиа) в опере «Иоланта». Большой театр. ФОТО: BOLSHOI.RU

И целого фестиваля мало

В Большом театре любят самого большого русского композитора. В юбилейный сезон театр группирует спектакли афиши в серьезный и симпатичный Фестиваль к 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В программе – четыре оперы, пять балетов и пять концертных программ – по декабрь и на всех сценах Большого. Кроме «Драгоценностей», будет неизбежный «Щелкунчик» 18 ноября с его всегда прекрасным «розовым морем надежд», и шансы попасть на него гораздо выше, чем в новогодние каникулы с их тематическим ажиотажем.

Музыка Чайковского отсылает к блистательному императорскому Петербургу в его золотой век, и хореография «бриллиантов» Баланчина подчеркивает ностальгию

Компактная «Иоланта», как и на премьере 1892 года, совмещена с «Щелкунчиком» – правда, тоже компактным, оркестровым, без танцев. Нежная история о прозревшей девушке идет в постановке дебютировавшего в опере режиссера драмы Сергея Женовача, и он назидательно отработал идею дуализма: слепота – зрение, равнодушие – любовь, тьма – свет, плотское – духовное. Получилось понятно и неутомительно для привыкшего к быстрым впечатлениям зрителя. Забегая вперед, можно прицелиться к «Черевичкам» на ныне привязанной к Большому театру Камерной сцене им. Б.А. Покровского (25–27, 29 и 30 декабря). Мотивы прийти в неудобный уютный зал есть: редко исполняемый раритет, на премьере век с лишним назад Чайковский дебютировал как дирижер, у версии Камерного простодушный национальный колорит и сказочность, что под Новый год всегда кстати.

А если вы не представляете, как поколение гаджетов поет романсы (числом у Чайковского больше сотни), идите в Бетховенский зал Большого 24 и 26 ноября. Во-первых, только мещане называют эту часть творчества гения романсами, а приличные люди – камерной вокальной лирикой. Во-вторых, петь будут дивные ребята Молодежной оперной программы Большого под водительством умнейшего няни талантов Дмитрия Вдовина. И какой бы странной ни казалась эта идея поначалу, о вечере вы точно не пожалеете – года через три за этими голосами придется летать по миру.

Ольга Смирнова и Семен Чудин в балете «Драгоценности». Большой театр. ФОТО: BOLSHOI.RU

В Петербург, в Петербург

Отнявший у композитора много здоровья и подаривший много счастья Санкт-Петербург празднует его юбилей непрерывно. Трудно предполагать статистику, но, похоже, добрую четверть спектаклей в этом городе составляют произведения Петра Ильича. В депрессивный питерский ноябрь репертуарные театры привычно спасают сограждан Чайковским. У Мариинского 7 и 8 ноября «Евгений Онегин» в удобном для зрителя Мариинском-2, а 24 ноября «Лебединое озеро» с нежной Алиной Сомовой и блистательным Кимином Кимом. Если вы еще не причастились, 11 ноября можно оценить акустику Концертного зала Мариинки: среди хоровых сочинений юбиляра будут фрагменты из Литургии святого Иоанна Златоуста в версии отменно воспитанного хора Мариинского театра – люди здесь не работают, а самозабвенно служат. У Театра балета им. Якобсона «Щелкунчик» (3 ноября на сцене Театра им. Ленсовета), «Лебединое озеро» (16 ноября на сцене Александринского театра). У Михайловского театра, кроме вечнозеленого «Лебединого» (18 и 19 ноября) и оперного набора из удивительно идущей Петербургу «Пиковой дамы» (20 ноября) в постановке Станислава Гаудасинского и «Иоланты» (29 ноября) будет парадный гала «Звезды мировой оперы в церемонии вручения V Национальной оперной премии «Онегин». Тут сразу и Онегин, и звезды: заявлены Венера Гимадиева, Олеся Петрова, Светлана Москаленко, Джозеф Каллейя и другие действительно прекрасные голоса.

А 14 ноября event-агентство Dance open единственный раз покажет спектакль «Музы сопротивления. Хрупкий голос непреклонного города». Затея выглядит как будто натянутой, но Dance open умеет привлекать талантливых людей для полного истребления официоза. Потому Светлана Крючкова, Ксения Раппопорт, Максим Леонидов и другие умные актеры помогут действительно понять, как спасают классики в адские времена. «Сегодня «Онегин». В почти заиндевевших кулисах кутаются в пальто Татьяна и Ольга в декольтированных платьях. Открывается занавес, зазвучит все та же, знакомая, «довоенная» увертюра... На сцене – все, как до войны, только у певцов идет пар изо рта. Ах, как зачарованно слушал оперу переполненный зал!..» – это из блокадного дневника 1942 года, вдохновившего спектакль. Чайковский, наше все, не был тогда ни юбилейным, ни бронзовым, ни чужим. Он просто помогал жить – даже тогда.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Лейла Гучмазова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ARTinvestment.RU представляет торги «Первые имена»

Пятьдесят произведений ведущих российских художников XIX–XX столетий, отобранных на торги аукци...

ПОДРОБНЕЕ

Комиксы на «Арт Россия 2024 / Art Russia 2024»

Ярмарка «Арт Россия 2024 / Art Russia 2024», которая будет работать в Гостином Дворе с 28 по 31...

ПОДРОБНЕЕ