Борт номер один – MyWay


Борт номер один

На чем перемещаются по миру главы государств – короли и султаны, президенты и канцлеры? Спускаются ли они когда-нибудь с небес на землю – точнее, летают ли на обычных самолетах, вместе с простыми смертными? Оказывается, такое тоже бывает. 
Борт номер один, Елизавета II отправляется в путешествие. ФОТО: LEGION-MEDIA

Елизавета II отправляется в путешествие. ФОТО: LEGION-MEDIA

Безусловно, «спецтранспорт» для первых лиц – дело государственной необходимости. Помимо полной безопасности, важно обеспечить и сами условия перелета, так как столь высокопоставленные пассажиры начинают свой трудовой день буквально с первой ступеньки трапа даже после изнурительных трансконтинентальных рейсов. К «начинке» самолета, который на несколько часов превращается в центр управления страной, предъявляются особые требования. Впрочем, в разных странах подходы к комплектации борта номер один и экономике полетов первых лиц сильно разнятся.

Начнем с Елизаветы II, которая пользуется самой большой популярностью среди королевских особ современного мира. Королева Британии патриотична и экономна. До 2008 года она летала на специальных версиях самолетов британского производства BAe 146 Statesman. Однако они устарели, и королеве предложили купить частный лайнер. Выделенной суммы хватило бы только на подержанную модель, возможно, именно поэтому Елизавета так и не обзавелась собственным самолетом. С 2016 года в этом и вовсе отпала необходимость, так как под крыло 32-й эскадрильи ВВС, которая обслуживает первых лиц королевства, поступил скромный Airbus Voyager. Это обычный пассажирский самолет, в котором слегка изменена стандартная планировка салона. По разным оценкам, переоборудование потянуло на £10–20 млн. Эти затраты «отбиваются» тройной экономией: час полета на лайнере обходится примерно в £2 тыс. против £6,7 тыс. – столько стоило фрахтование аналогичного самолета у авиакомпаний. Еще один факт британской бережливости: Елизавета может пользоваться самолетом только на паях с членами правительства.

В отличие от английской королевы султан Брунея Хассанал Болкиах не экономит. Он обладает настоящим эксклюзивом. Длина фюзеляжа «летающего дворца» Airbus A340 составляет 75,3 м, а дополнительные топливные баки позволяют беспосадочно преодолевать 15 тыс. км. Лайнер получил невероятно роскошный салон, в отделке которого применены драгоценные металлы, камни и древесина ценных пород. На реконструкцию и модернизацию базовой версии было затрачено $120 млн, а общая стоимость брунейского борта номер один оценивается в $220 млн, что, как ни удивительно, меньше стоимости главного самолета президента Франции.

Эммануэль Макрон спускается по трапу Airbus A330-200. ФОТО: LEGION-MEDIA

В распоряжении у Эммануэля Макрона роскошный Airbus A330-200, переоборудование которого под «высокие» требования обошлось в $240 млн. При этом никто не может упрекнуть Макрона в излишествах: статусный лайнер достался ему в наследство от одного из его предшественников – Николя Саркози. На борту установлены президентский люкс с душем, кабинет, спутниковая связь и интернет. Макрон может проводить в полете конференции – для этого предусмотрена специальная секция.

Первое лицо Финляндии, Саули Ниинисте, как и его предшественники, пользуется президентским лайнером только в исключительных случаях, когда авиакомпании не выполняют регулярных рейсов по необходимому направлению. Во всех остальных – Ниинисте покупает билеты в бизнес-класс. Когда их нет, отправляется на официальные встречи в «экономе» наравне с рядовыми пассажирами, объясняя свой выбор желанием сберечь государственные средства. Столь же нерасточительны главы европейских государств, бюджеты которых не могут позволить содержание правительственного флота: президентов Литвы, Италии, Молдовы, Сербии можно встретить в салонах обычных воздушных судов, осуществляющих регулярные рейсы.

Ангела Меркель на борту A340. ФОТО: AP / ТАСС

В 2018 году Ангела Меркель была замечена на борту обычного рейсового самолета. Пересесть пришлось из-за неисправности правительственного лайнера и риска пропустить церемонию открытия саммита G20 в Аргентине. Это был исключительный случай, так как для дальних поездок Ангела Меркель всегда использует один из двух Airbus A340, каждый из которых оснащен системой «свой – чужой» и противоракетной защитой. Благодаря дополнительным бакам горючего самолет может без дозаправки лететь более 13,5 тыс. км. Для полноценного отдыха фрау канцлер предусмотрены апартаменты со спальней и душем. Работать она может в кабинете, на борту имеются также конференц-зал и специальное помещение для конфиденциальных разговоров. Стоимость каждого самолета составляет порядка $300 млн.

Президентская чета Трамп прибыла на саммит G7. 2019 г. ФОТО: ВЛАДИМИР АГАФОНОВ / ТАСС

Как ни удивительно, Дональд Трамп тоже экономит. Но в его случае речь идет о миллиардах долларов. Одним из первых шагов Трампа на посту президента США стал отказ от ранее заключенного контракта с корпорацией Boeing на поставку трех самолетов 747-8. Стоимость контракта составляла $1,5 млрд без учета затрат на дооборудование системами спецсвязи и безопасности. Впрочем, по оценкам специалистов, на каждый из уже имеющихся двух основных бортов президента США было потрачено по $1 млрд.

Самолеты Boeing 747-200B, с военным обозначением VC-25A, оснащены несколькими каналами защищенной связи, в том числе спутниковой. Лайнеры могут отражать ракетные атаки, а кроме того, им не страшны такие экзотические воздействия, как направленные электромагнитные импульсы. В специальные версии Air Force One были внесены изменения, которые позволяют самолетам президента оставаться в небе неопределенно долгое время, поскольку они могут производить дозаправку в воздухе.

Владимир Путин на борту президентского вертолета. ФОТО: EPA / ТАСС

Владимир Путин также патриотичен – он летает на четырехдвигательном широкофюзеляжном дальнемагистральном Ил-96-300ПУ. Лайнер видоизменен по сравнению с базовой моделью как внешне – у него вытянутый обтекатель в верхней части фюзеляжа, так и внутри. Интерьер самолета выполнен по эскизам Ивана Глазунова, сына знаменитого художника Ильи Глазунова, швейцарской фирмой Jet Aviation.

Российский президент имеет возможность во время дальнего перелета и отдохнуть, и поработать. Для этого на борту предусмотрены спальня с полноценной кроватью, кабинет и тренажерный зал. На самолете установлено дополнительное оборудование связи, благодаря которому он превращается в самый настоящий пункт управления, из которого можно осуществлять оперативное командование войсками в случае внезапного военного конфликта. Борт номер один защищен от потенциальных атак с земли и воздуха, в том числе оснащен собственной системой ПВО. Более детальная информация является государственной тайной. Также из соображений безопасности в распоряжении нашего президента целых четыре одинаковых борта, а решение, на каком именно он полетит, принимается в самый последний момент.

Кроме того, у Владимира Путина имеется целый воздушный флот, как, впрочем, и у других лидеров стран, на охрану жизни и здоровья которых выделяются колоссальные бюджеты. Не у всех, конечно, а лишь у тех, кто может себе это позволить.

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Анна Назарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Chaumet

Блестящая ретроспектива Chaumet

Новая тематическая коллекция High Jewellery Perspectives de Chaumet, состоящая из шести вариаци...

ПОДРОБНЕЕ
ФОТО: TBM.AERO

Российская прописка ТВМ

Первой ласточкой от французского производителя Daher, зарегистрированной в реестре гражданских ...

ПОДРОБНЕЕ