Cessna 172 – небесный рекордсмен

Cessna 172 – небесный рекордсмен

Имя Клайда Цессны, 140-летний юбилей которого отмечается в декабре, для легкомоторной авиации стало нарицательным. Он сам конструировал летательные  аппараты, сам их испытывал, а затем основал компанию, выпускавшую самый массовый самолет всех времен и народов – Cessna 172.
Основатель Cessna Aircraft Company Клайд Цессна в 1917 г. ФОТО: TEXTRON/COMMONS.WIKIMEDIA.ORG

Основатель Cessna Aircraft Company Клайд Цессна в 1917 г. ФОТО: TEXTRON/COMMONS.WIKIMEDIA.ORG

Клайд Вернон Цессна впервые увидел самолет «живьем», когда жизнь и карьера, казалось бы, вполне сложились: к 30 годам он из простого фермера выбился в преуспевающие автодилеры в Оклахоме. Надо сказать, в начале XX века бурное развитие авиации вызывало у массового обывателя повышенный интерес: газеты наперебой писали об успехах братьев Райт, о перелете Луи Блерио через Ла-Манш и прочих героико романтических рекордах. Зачитывался этими рассказами и Клайд, так что, увидев в январе 1911 года афишу о демонстрационном выступлении в Оклахома-сити группы странствующих авиаторов, он с любопытством отправился на шоу, поглазеть. И… что называется, пропал.

Его захватила настоящая страсть. Через несколько недель, продав бизнес и оставив семью дома, Клайд поехал в Нью-Йорк, чтобы учиться самолетостроению в мастерских Queen Aeroplane Company. Затем потратил все свои сбережения ($7,5 тыс.), чтобы купить у этой же фирмы фюзеляж Bleriot XI. Самому установить двигатель и винт для талантливого механика-самоучки труда не составило, помогал брат Рой. Первая попытка взлететь состоялась 11 мая, первый полет с благополучной посадкой – через месяц. За это время самолет потерпел 12 аварий, ремонт после каждой стоил порядка $100 и бессчетное количество рабочих человеко-часов в ангаре. Когда после очередного крушения машина разбилась до полностью неремонтопригодного состояния, Цессна решил построить новый аэроплан своими руками. В июне 1911 года в воздух поднялся сконструированный им самолет под названием Silverwing, оснащенный модифицированным мотором Elbridge – четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л. с. Полигоном для испытаний стали просторные долины Солт-Плейнс на севере штата Оклахома. Неудачи в освоении неба лишь раззадоривали упрямого неофита – он не отчаивался, а наоборот, терпеливо совершенствовал свое крылатое детище.

Cessna 172 – самый массовый самолет в истории авиации. ФОТО: THE PETER BUTT AVIATION COLLECTION/MARY EVANS/ТАСС

Стоит ли удивляться, что в 1916-м, переехав в Канзас, Клайд Цессна стал в этом штате первым производителем моторных аэропланов. Местные леса с корабельными соснами и обширные пустоши для его конструкторских и летных экспериментов подходили как нельзя лучше. Вместе с семьей он поселился на заброшенной лесопилке, которую переоборудовал в самолетный ангар. Каждую зиму неутомимый изобретатель строил и испытывал новый летательный аппарат, а в теплое время года возил его в трейлере по всей стране, устраивая авиашоу на ярмарках. Восемь сконструированных тогда машин были очень непохожи друг на друга: как и прочие собратья по авиаделу, Цессна создавал свои аэропланы эмпирически, без научной базы и долгих расчетов.

Соратники тоже были под стать – в открытой Клайдом фирме Wichita Travel-Air Company с ним работали Уолтер Бич (который впоследствии основал авиа-строительную компанию Beechcraft) и Ллойд Стирман (Boeing). Все вместе они разрабатывали монопланы, и к 1927 году Цессна решил, что самолет мечты построен. В сентябре в США официально была зарегистрирована фирма Cessna Roos Aircraft Company, которая с 22 декабря 1927 года известна как Cessna Aircraft Company. Первенец Cessna Model А пошел в серию. Четырехместный моноплан смешанной конструкции (из дерева и стальных трубок) с перкалевой обшивкой и неубираемым шасси оказался успешным, было выпущено 22 экземпляра, в модификациях – 70. Дальше, даже несмотря на Великую депрессию, дело шло только по нарастающей, а всего за десятилетия своего существования компания разработала, построила и продала около 200 тыс. самолетов различных моделей и модификаций.

ФОТО: ALAMY/ТАСС

Тому, что американцы стали самой летающей нацией, немало поспособствовала именно Cessna, превратившая самолет из игрушки для богатых в почти что массовый продукт. И хотя в 1985 году фирму купил General Dynamics, а с 1992 года она принадлежит концерну Textron (в 2014 году создано подразделение Textron Aviation, куда, кроме Cessna, вошли Beechcraft и Hawker, и с этого момента Cessna прекратила существование как отдельная компания), само слово «Цессна» давно стало синонимом легкомоторной авиации.

На особом месте в модельном ряду Cessna стоит Skyhawk 172, выпускаемый с 1956 года и оказавшийся самым массовым самолетом в истории авиации: на сегодня количество бортов перевалило за 44 тыс. За 60 с лишним лет создано 25 модификаций, в конструкцию внесено огромное количество усовершенствований, но внешне Cessna-172 выглядит так же, как и первый образец, и все так же устойчива, маневренна, несложна в управлении, «прощает» ошибки пилотирования и способна выдерживать далеко не идеальные посадки начинающих авиаторов. По всему миру на ней выучилось летать больше пилотов, чем на самолетах любого другого типа. Современные версии Cessna-172, конечно, идут в ногу с XXI веком: они, к примеру, оснащены спутниковой навигацией и дисплеями с технологией «синтезированного видения». Но при этом продолжают оставаться эталоном простоты и надежности и, что немаловажно, оптимальны в соотношении цена-качество. А имя Клайда Цессны золотыми буквами выбито в американском Зале славы национальной авиации – за беспримерный вклад в развитие авиации Соединенных Штатов и всего мира.

Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

BBJ Select – новые подробности

Впервые для бизнес-джетов Boeing американский производитель предлагает предварительно спроектир...

ПОДРОБНЕЕ

Компания Daher – об итогах 2023 года

В минувшем году компания Daher поставила 74 однодвигательных турбовинтовых самолета TBM и Kodia...

ПОДРОБНЕЕ