Салонное искусство: как менялся дизайн интерьера самолетов


Салонное искусство: как менялся дизайн интерьера самолетов

Бизнес-джет и передовые тренды в дизайне, моде и технологиях – захватывающий союз. В популярное русло разработки концепций «летающих офисов и апартаментов» устремились не только профильные студии промышленного дизайна, специализирующиеся на интерьерах родстеров и мегаяхт, но и знаменитые дома мод.
На борту Convair 880. Начало 1960-х гг. ФОТО: LEGION-MEDIA

На борту Convair 880. Начало 1960-х гг. ФОТО: LEGION-MEDIA

Старт полнокровного развития самолетостроения (начало 1930-х годов) совпал с расцветом стиля ар-деко. Его основные черты прослеживались в дизайне интерьера самолетов: сиденья из дорогих пород дерева, хрустальные светильники, лакированные поверхности, декорирование кожей и роскошными тканями. Создатели вдохновлялись интерьерами поездов класса люкс – и в середине 1930-х появились салоны самолетов, похожие на вагоны «Восточного экспресса», с креслами, обращенными друг к другу, и столиками. Пассажиры могли курить, играть в карты, была даже возможность поспать: верхние кровати крепились прямо к стене и откидывались по необходимости.

По мере того как авиаперевозчики плели маршрутные сети по миру, а самолет становился не только общественным, но и корпоративным транспортом и знаком высокого статуса, возникала потребность в создании более комфортных интерьеров по индивидуальным заказам. Новый виток воздушной моды случился в 1940-е годы, когда эксцентричный мультимиллионер Говард Хьюз-младший впервые переоборудовал флагман компании Boeing – самолет Boeing 307 Stratoliner – в летающий пентхаус. На создание поражающего воображение интерьера было потрачено $250 тыс. (по нынешнему курсу более $12 млн). Спальня, две ванные комнаты, гостиная, бар и большое жилое помещение были отделаны ценными породами дерева, перламутром и слоновой костью и оснащены кинопроектором, радиотелетайпом и многоканальным радиотелефоном. Это несколько чересчур даже и по современным меркам, а уж тогда представлялось настоящим безумием роскоши.

Интерьер ACJ320, разработанный дизайнерами Yves Pickardt. ФОТО: ACJ.AIRBUS.COM

Однако большинство американцев, – а именно эта мобильная нация первой пересела на частные самолеты, – были люди практичные, поэтому главным показателем респектабельности для них оказалось совершенство технологического оснащения. Вполне закономерно, что даже первые бизнес-джеты, появившиеся в 1960-х (Lockheed JetStar, Learjet 35, Gulfstream II) были технически и функционально роскошны: спутниковые телефоны, мониторы, различные функциональные удобства. Подчинение законам бизнеса стало основой в дизайне корпоративных бизнес-джетов, что прослеживается до сих пор.

Впрочем, и сегодня внутренний облик самолета деловой авиации отражает, в первую очередь, те задачи, которые ставит при покупке ее владелец. Салоны корпоративных машин более «подтянуты», аскетичны и максимально функциональны, тогда как в частных самолетах полет дизайнерской мысли практически не ограничен.

Дизайн-концепт EarthBay. ФОТО: THEDESIGNSOC.COM

В начале этого года широкой публике продемонстрировали бизнес-лайнер Airbus Corporate Jet (ACJ), в котором имеются двуспальные кровати для 17 человек. Изысканный интерьер воздушного судна ACJ320, разработанный дизайнерами Yves Pickardt по заказу британской компании Acropolis Aviation, занимающейся чартерными авиаперевозками, – практически как в роскошной квартире, с кожаными диванами и кроватями из красного дерева. Самолет оборудован самой большой ванной комнатой среди подобных ему воздушных судов. Бизнес- лайнер с индивидуальным интерьером обошелся компании в $110 млн.

В плане отделки вертолетов Agustawestland сотрудничала с Карлом Лагерфельдом, а также модным домом Versace. А Eurocopter (ныне Airbus Helicopters) – с Hermès

Во второй половине года целое созвездие дизайн-концептов появилось на небосклоне деловой авиации: престижной премии ведущего английского журнала по дизайну интерьеров яхт и воздушных судов Design Et Al – International Yacht & Aviation Awards – удостоились самые креативные проекты. В номинации «VIP-комплектация» победителем стал бизнес-лайнер Boeing Business Jet (BBJ), созданный на базе Boeing 737-700 и выполняющий полеты в интересах правительства Нидерландов и королевской семьи. Интерьер лайнера, вмещающего 26 VIP- пассажиров, создан в светло-серых тонах и явно отдает приоритет простоте и функциональности в ущерб излишней роскоши. При этом в дизайне остроумно обыграна национальная тема – в использовании мотивов делфтского фарфора, синих и оранжевых тонов, а также изображений типичных голландских клише, от тюльпанов до мостов через каналы. Из технологических особенностей – акустические колонки, «вшитые» по всей длине салона самолета, и «долгоиграющий» душ, в котором хватает воды на целых 20 минут использования.

Салон Phenom 300E создан в русле концепции Bossa Nova. ФОТО: EXECUTIVE.EMBRAER.COM

За апгрейд бразильского бестселлера Phenom 300E производитель Embraer был отмечен в номинации «Лучший дизайн в категории малых и средних бизнес-джетов». На создание концепции Bossa Nova дизайнера вдохновили музыкальные и культурные движения в Рио-де-Жанейро конца 1950-х годов. «Темный – это новый свет»: интерьер бросает вызов распространенному мнению о том, что темные цвета визуально уменьшают пространство. «Фортепианный» черный с вкраплениями золота отражает внешний солнечный свет или внутреннее освещение, создавая различное настроение в зависимости от времени суток. Джет оборудован принципиально новой системой развлечений и управлением кабиной HD CMS/IFE, которая сейчас доступна для более крупных машин. Теперь даже в небольшом самолете можно работать и отлично отдыхать: просматривать собственный контент на мониторах, делать звонки, управлять климат-контролем.

Плод содружества Hermès и Eurocopter – двухдвигательный вертолет EC135 снаружи... ФОТО: CHARTER-A.COM

Наиболее оригинальным открытием премии International Yacht & Aviation Awards стал, пожалуй, победитель номинации «Дизайн-концепция» – EarthBay. Конструктивное решение EarthBay предлагает заменить переднюю грузовую дверь на усиленное большое окно, через которое в салон проникает естественный свет. Такая «открытость и прозрачность» способна создать особую атмосферу полета и подарить пассажирам поистине незабываемые впечатления. Конструкция EarthBay изготовлена из сплава алюминия и титана и может быть взаимозаменяема с грузовой дверью. Станет ли подобный концепт реальностью – вопрос не самого ближайшего будущего. Однако эффект, производимый стеклянным фюзеляжем, впечатляет не только в небе, но и на земле.

...и изнутри. ФОТО: CHARTER-A.COM

Что касается вертолетостроения, безусловно, достойны упоминания решения, предлагаемые модным домом Versace. Знаменитый греческий орнамент получил прописку в интерьерах не только дальнемагистральных бизнес-джетов Global Express и Gulfstream G500 – от диванов и кресел до ковров и туалетных комнат, но и вертолетов от производителя Leonardo Helicopters. Для каждого клиента разрабатывается свой вариант, однако в русле коллекции домашних аксессуаров итальянской марки и с использованием фирменных цветов – белого и черного (который иногда заменяется на голубой). Экстерьер также выполнен в стиле Versace: на белоснежном фоне красуется фирменный орнамент с элементами ар-деко.

Успешное содружество также демонстрируют дом Hermès и производитель Eurocopter. Первым результатом творческого союза стал двухдвигательный вертолет EC135, все поверхности которого от пола до потолка покрыты фирменной тканью Toile H, которую Hermès применяет при изготовлении сумок начиная с 1920-х годов. Признание, пришедшее незамедлительно и поставившее «на поток» выпуск салонов, лучше любых слов подтвердило истину: классика всегда в моде.

Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – в MY WAY.

Текст: Анна Назарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: GULFSTREAM.COM

Испытания Gulfstream G700

Компания Gulfstream Aerospace сообщает о ходе программы летных испытаний флагманского Gulfstrea...

ПОДРОБНЕЕ
Ulysse Nardin

Взрывной эффект Ulysse Nardin

Часы для смелых и отважных искателей приключений, готовых путешествовать хоть на край света, бу...

ПОДРОБНЕЕ