Самолеты на картинах

Самолеты на картинах Туллио Крали

Один из главных символов XX века – самолет – нашел отражение во всем: в литературе, в кино и даже в музыке. Интересно, что лучшие картины, посвященные авиации и полетам, были созданы еще в 1920-е и 1930-е годы.
Туллио Крали. «Моноплан «Джонатан». 1987 г. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали. «Моноплан «Джонатан». 1987 г. Фото: Associazione Futurcrali

Самые, пожалуй, гипнотизирующие самолеты на картинах написаны итальянским художником Туллио Крали. Он родился накануне Первой мировой войны, в 1910 году. В воздух он впервые поднялся в возрасте 18 лет – и открывшиеся сверху виды заворожили его навсегда. В следующем, 1929, году юноша подружился с представителями самого передового художественного направления того времени – футуризма, стиля, в котором творили и писатели, и художники.

Туллио Крали. «Акробатика в небе». 1932 г. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали. «Акробатика в небе». 1932 г. Фото: Associazione Futurcrali

Главным для футуристов было взглянуть на мир с необычной точки зрения и выразить современность новым, неожиданным языком и эффектными средствами. Итальянские футуристы во главе с Томмазо Маринетти были теми самыми пассионариями, которым подражали наши художники-поэты Маяковский с Бурлюком, а за ними и все представители русского авангарда. Но в Советской России к тому времени совсем «похолодало», футуризм в конце 1920-х уже скончался, уступив место социалистическому реализму. На своей родине в жаркой Италии этот стиль чувствовал себя намного бодрее. Начиная с 1918 года у футуристов открылось второе дыхание (их произведения так и называли «il secondo Futurismo»). «Второй футуризм» продлился до 1938 года, а затем, кстати, последовал и «третий».

Туллио Крали. «Нападение моторов». 1968 г. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали. «Нападение моторов». 1968 г. Фото: Associazione Futurcrali

Именно волна «второго футуризма» подхватила Туллио Крали – и он оказался одним из самых запоминающихся его мастеров. Все дело в волшебном совпадении излюбленной темы Крали и главного мотива этого направления – восхищения чудесами техники, в особенности авиации. А поскольку футуризм разрабатывал новые, авангардные способы отражения реальности, результат получался особенно впечатляющим.

Туллио Крали. «Полет». 1929 г. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали. «Полет». 1929 г. Фото: Associazione Futurcrali

В те годы итальянские футуристы придумали Aeropittura – то есть «аэроживопись». Темами картин в стиле аэроживописи были небо, полеты, аэропланы, винты и турбины. А главное – скорость и новаторство. В 1929 году Маринетти, Джакомо Балла, Бенедетта Каппа и многие другие, включая Туллио Крали, опубликовали «Manifesto dell'Aeropittura futurista», в котором заявили об идеологии этого движения. Самолеты на картинах, культ прекрасной стальной машины, воспевание скорости стали главными идеями аэроживописи.

Это перекликалось с общекультурным мейнстримом того времени. Вспомним советский «Марш авиаторов» 1923 года:

«Нам разум дал стальные руки-крылья,
/ А вместо сердца – пламенный мотор».

Туллио Крали. «Перед раскрытием парашюта». 1939 г. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали. «Перед раскрытием парашюта». 1939 г. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали писал самолеты на картинах со всем энтузиазмом молодости. Дополнительный импульс итальянским аэроживописцам добавляли успехи их страны: режим Бенито Муссолини активно развивал воздушный флот. Полотна Крали – и про гражданскую авиацию, и про воздушные бои и бомбардировки, причем некоторые оказались достаточно провидческими. В своих картинах, написанных, конечно, по памяти, Туллио Крали порой изгибает пространство, словно стараясь запечатлеть виражи пилотов. Завораживает, что иногда точка зрения художника – за пределами самолета, а иногда – будто из кресла летчика. Не стоит забывать, что «натуру» Крали наблюдал в 1930-е годы, когда любой полет был еще довольно опасным мероприятием. Несмотря на молодость и большую конкуренцию, вклад Крали в аэроживопись оказался очень велик. Сам Маринетти писал в соавторстве с ним манифесты, в том числе о пластическом иллюзионизме войны.

Туллио Крали. «Аэроохота I». 1936–1938 гг. Фото: Associazione Futurcrali

Туллио Крали. «Аэроохота I». 1936–1938 гг. Фото: Associazione Futurcrali

Все представители этого направления летали на самолетах как пассажиры. А творчество Крали было настолько популярно, что итальянские авиалинии «по художественным соображениям» предоставили ему право свободного пользования своими рейсами. Ему довелось увидеть с высоты Тунис, Ливию, Далмацию и Эгейское море. Вдобавок в 1939 году Крали подружился с тренировавшимися в Гориции летчиками истребителями и начал летать вместе с ними. Сам научился управлять самолетом и даже выполнять опасные трюки – то, что автор знаком с экстремальной воздушной акробатикой, явно ощущается при взгляде на его картины. Впрочем, когда началась Вторая мировая война, его отправили в школу артиллерийских офицеров.

Крали повезло не погибнуть на фронте, и хотя в послевоенные годы его порой упрекали в симпатиях к фашистскому режиму, какого итальянца в те годы не могли коснуться подобные обвинения? В 1950-е он принял участие в попытке «ветеранов» футуризма вновь возродить это направление, однако из-за смерти Маринетти она оказалась заведомо бессмысленной. Впрочем, творчество Крали развивалось в духе времени – в 1969-м он написал манифест «Орбитальное искусство», в котором призывал смотреть на мир уже с космической точки зрения. Художник благополучно прожил до 89-летнего возраста, скончавшись относительно недавно – в 2000 году.

Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: CLASSIC IMAGE/ALAMY/ТАСС

Ирэдзуми – тайное искусство японского тату

Было время, когда татуировки являлись одним из главных мужских украшений. Часто они помогали оп...

ПОДРОБНЕЕ

Montblanc выпустил новую коллекцию ручек «Pig Limited Edition»

Согласно восточному гороскопу символ наступившего 2019 года Свинья – благородное животное, связ...

ПОДРОБНЕЕ