Чайный сервиз из мейсенского фарфора - отличный подарок

Сервиз как роман

Чайный сервиз из мейсенского фарфора может стать превосходным подарком даме. И дело не только в том, что он будет божественно красив. Просто вся история фарфора – авантюрный роман. С ловкими мошенниками, королями и любовью. Со всем тем, что так любят женщины.

ФОТО: Staatliche Meissener Porzellan-Manufaktur GMBH

Многие столетия секрет производства мейсенского фарфора был неизвестен в Европе. Королям, баронам, графам и прочим высокопоставленным особам приходилось довольствоваться изделиями китайского фарфора. Изделия были великолепны: белоснежные вазы, украшенные драконами, элегантные кувшины, расписанные трехцветной глазурью, чашки и блюдца – тончайшие, как бутоны чайного дерева...

С фарфоровых дел мастерами частенько обращались не по-человечески. Китайцы их казнили. Немцы сажали в темницу. А Дмитрия Виноградова – изобретателя русского фарфора – Екатерина II приказала посадить на цепь.

Стоил китайский фарфор дороже золота. Доходило до того, что светские дамы, желая произвести впечатление, нанизывали фарфоровые осколки на золотые цепочки и носили их в виде бус. Надо ли говорить, что европейские монархи были одержимы желанием раскрыть секрет производства белого твердого фарфора. Увы, китайцы, придумавшие фарфор еще в VI веке, казнили всякого, кто пытался продать технологию. С мертвой точки дело сдвинулось лишь в начале XVIII столетия. Некто Иоганн Фридрих Бёттгер, ученик аптекаря и талантливый аферист, умудрился в присутствии свидетелей «превратить» ртуть в золото, чем снискал себе славу великого алхимика. На бедного Бёттгера началась буквально охота.

мейсенского фарфора

ФОТО: Staatliche Meissener Porzellan-Manufaktur GMBH

Августейшие особы, среди которых был, к примеру, король Пруссии Фердинанд I, пытались заполучить юношу к себе. Победил Август Сильный – курфюрст Саксонии и король Польши. Увидев, как на его глазах ртуть превращается в золото (Бёттгер, конечно, показал королю свой фокус), впечатленный монарх сначала даровал алхимику титул барона, а потом на всякий случай посадил в тюрьму – делать золото. Важная дата в истории мейсенской мануфактуры – 1704 год. После того, как стало понятно, что с золотом у Бёттгера не складывается, его перевели в крепость Кёнигштейн в Саксонской Швейцарии (маркграфство Мейсен, территория современной Саксонии). Чудесным образом комендантом там оказался граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз – большой прогрессист, ученый, физик и владелец маленького стекольного заводика. В свободное от тюремной работы время граф пытался раскрыть секрет изготовления фарфора. Появление Бёттгера стало для него большой удачей. Фон Чирнхауз сумел зажечь алхимика своей фарфоровой страстью – и вот двое мужчин плотно засели в лаборатории, экспериментируя с различными глинами и минералами. Всесторонняя образованность графа, смелость Бёттгера и некоторое количество везения дали результат. 15 января 1708 года один из самых дорогих секретов эпохи был раскрыт. По легенде, поспособствовала этому пудра для парика, которую делали из белой глины. Бёттгер случайно обнаружил, что некоторые ее комочки – жирные на ощупь, и якобы это свойство сыграло свою роль в сотворении европейского фарфора… Так или иначе, но на свет появился первый в истории настоящий европейский фарфор, который по своим характеристикам не уступал китайскому и даже превосходил его. Его основу составили каолин (белая глина) и полевой шпат.

Умерли при невыясненных обстоятельствах…

В 1710 году по приказу Августа Сильного пустующий мейсенский замок Альбрехтсбург был отдан Бёттгеру для основания первой в Европе мануфактуры твердого фарфора. К тому времени граф фон Чирнхауз уже умер, и Бёттгер объявил себя единственным изобретателем и хранителем технологии. Началось промышленное производство мейсенского фарфора. Примечательно, что все это время Бёттгер пребывал в статусе пленника, хотя и с большой зарплатой. Король Август Сильный только в 1714 году решился отпустить его на свободу, да и то – до конца жизни Бёттгер был под наблюдением. А сам процесс изготовления мейсенского фарфора – строго засекречен. К примеру, работники, готовящие фарфоровую массу, не знали, как ее обжигать. А те, кто занимался росписью, не понимали, из чего сделаны сосуды. К тому же, все работники мануфактуры давали клятву о неразглашении – иначе их ждала смертная казнь. Европа в те времена старалась походить на Китай. Любопытный нюанс – еще одного фарфорового мастера, изобретателя так называемого русского фарфора (1746 год) Дмитрия Виноградова Екатерина II тоже держала взаперти. Легенда гласит, что однажды Бётггер не выдержал давления Августа и сбежал. Правда, хватило его ненадолго. В 1719 году 37-летний создатель мейсенского фарфора скончался. Официальная версия – отравление токсичными веществами...

мейсенского фарфора

Декор «Снежный ком» – такая же визитная карточка мейсенского фарфора, как «луковичная» роспись. По-немецки он называется Schneeballdekor. Но тут – игра слов. Schneeball – это еще и калина с мелкими белыми цветочками, которую воспроизводит декор. Придумал этот вид декора в 1739 году Иоганн Иоахим Кендлер – главный модельер мануфактуры и большой фантазер, который внес легкомысленную нотку в стилистику модельного ряда. К примеру, делал забавные статуэтки в виде служанок и актеров, лепил птиц и зверей, любил эстетику рококо. Знаменитый сервиз «Лебединый» – его рук дело. Кстати, если решите впечатлить свою даму 8 марта, можете употреблять более мелодичный французский термин для этого декора – «буль-де-неж» (boule de neige).

Чайный сервиз из мейсенского фарфора

Как бы то ни было, слава о Мейсенской мануфактуре к тому времени уже гремела на всю Европу. Светская публика буквально обезумела. Фарфор стал предметом культа. Королевские дома выстраивались в очередь за чашками и блюдцами Мейсенской мануфактуры. Россия не осталась в стороне от нового европейского тренда. Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже были клиентами Мейсенской фабрики. Кстати, первым мейсенским изделием, попавшим в Россию, стал сервиз из тысячи предметов с российским гербом и орденом Святого Андрея Первозванного – это был свадебный подарок будущей Екатерине II. В производственном графике Мейсенской мануфактуры даже выделили специальные дни для изготовления товаров для России. Надо сказать, что ажиотаж объяснялся не только новизной, но еще и художественной ценностью фарфоровых изделий. Для их создания привлекались лучшие скульпторы Европы. Посмотрите на знаменитые фигурки в виде персонажей итальянского театра масок (commedia dell’arte) – сложно себе представить, что все эти мельчайшие детали были сделаны и расписаны вручную. Мейсенская продукция с самого начала была очень разнообразной. Классические обеденные сервизы, расписанные цветами и драконами, – с этим все понятно. Это хит на все времена. Но каждый год на мануфактуре придумывали что-нибудь новенькое и необычное. Например, делали скульптуры животных в натуральных размерах – у Августа Сильного был целый фарфоровый «зверинец». Создавали курительные трубки из фарфора или предметы для письма – вещицы пользовались огромным спросом. Особенно знамениты мейсенские фигурки в стиле рококо, изображающие жанровые сцены – часто очень остроумные и эмоциональные. Чего стоит фарфоровая миниатюра с изображением сцены побега любовницы Августа Сильного (и подруги самого Бёттгера!) – графини Козель. Подозрительный возлюбленный, как это у него водилось, на всякий случай упек в темницу бедную Козель. И это несмотря на то, что графиня родила ему троих детей! Скульптор умудрился передать в фарфоровой фигурке необычайную тревогу, которую испытывала молодая женщина.

мейсенского фарфора


ФОТО: Staatliche Meissener Porzellan-Manufaktur GMBH

Мечи и луковицы

Начиная с 1722 года и по сегодняшний день на каждое изделие Мейсенской мануфактуры вручную наносится эмблема – два синих скрещенных меча. Авторов эмблемы в свое время вдохновили имперские обозначения на китайском фарфоре. Ценители роскоши хорошо знают этот логотип. Это один из самых престижных и старых товарных знаков в мире. Если у вас дома есть сервиз или фигурка, отмеченная эмблемой Мейсенской мануфактуры, вы как будто автоматически становитесь членом элитного клуба. В прошлом обладать мейсенским фарфором могли только самые богатые и именитые фамилии Европы. Сегодня «фильтром» является цена. Полмиллиона за 10-сантиметровую фарфоровую фигурку – в порядке вещей. Другой элемент мейсенского декора, знаменитый не меньше скрещенных мечей, – это синие луковицы. На самом деле, это никакие не луковицы. Это гранат. Так мейсенские художники в начале XVIII века представляли себе этот экзотический фрукт. «Луковичный» декор используют в росписи и сегодня. Стоит отметить, что современные мейсенские мастера не признают машин – все изделия по старинке делаются вручную. И даже краски смешиваются по рецептам, изобретенным Бёттгером. Отличить старинное мейсенское изделие от современного могут только эксперты. Ну, или если сам художник решает пошутить. Обратите внимание на замечательные фигурки Петера Штранга – некогда главного скульптора мануфактуры. Клоуны, футболисты, незадачливые возлюбленные или злобно оскалившиеся бульдоги – трехсотлетний королевский пафос немного снижается, фарфор «очеловечивается».

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Алла Архангельская

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

5 альбомов русского искусства

Русское искусство привлекает внимание во всем мире и дает особый повод для гордости. MY WAY под...

ПОДРОБНЕЕ

Аукционы: классика за два века

Венецианская биеннале современного искусства, которая откроется для публики 13 мая, задает тон ...

ПОДРОБНЕЕ