Поцелуи в шедеврах – MyWay

Поцелуи в шедеврах

В день святого Валентина My Way вспоминает самые романтичные и страстные поцелуи в мировом искусстве. Смотрим на картины, фрески и статуи и изучаем истории любви мифических героев, литературных персонажей и просто безымянных возлюбленных.

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1732-1734, ГМИИ

Герой и царица

Сюжет картины «Геркулес и Омфала» взят из древнегреческой мифологии: знаменитый герой Геракл (Геркулес) в наказание за свое буйство был отправлен богами в изгнание. Его отдали во временное рабство лидийской царице Омфале. Правительница развлекалась, как могла – наряжала Геракла в женскую одежду и заставляла прясть (первая арт-терапия в истории), а сама накидывала на себя его львиную шкуру и играла с дубинкой. Впрочем, Омфала находила своему «рабу» и другое применение: за время его ссылки у них родилось несколько детей. Знаменитый французский живописец XVIII века Франсуа Буше обычно писал напудренных кавалеров и дам в кринолинах или же изящных, будто фарфоровых, нимф и игривых пастушков – на дворе царила эпоха рококо. Но на этом полотне пылают горячие страсти. Никаких одежд на любовниках уже нет, только купидончики в правом нижнем углу подбирают с пола упавшую львиную шкуру. Нетипичная для Буше темпераментность объясняется просто – это работа раннего периода художника, когда на него еще влиял чувственный и безудержный Рубенс. Шедевр Буше был передан в Пушкинский музей из Эрмитажа в 1930-е. До этого картина украшала петербургский дворец князей Юсуповых.

Фреска из Помпей «Полифем и Галатея», 50–79 гг. н. э. Национальный Археологический музей, Неаполь

Циклоп и нимфа

Одно из древнейших изображений поцелуев в живописи – фреска «Полифем и Галатея», которую нашли при раскопках Помпей. Созданная примерно полвека спустя после Рождества Христова, она изображает нимфу Галатею в объятиях циклопа Полифема. Этого одноглазого великана, сына бога Посейдона, мы помним по «Одиссее»: главный герой оказывается в плену в пещере людоеда Полифема, и сбежать Одиссею удается, только выколов тому глаз. Фреска посвящена более раннему и счастливому периоду в жизни Полифема – он влюблен в морскую нимфу-нереиду Галатею, и та отвечает ему взаимностью. Кстати, согласно другому, более популярному варианту этого мифа, Галатея отвергла Полифема ради пастуха Акида, и великан убил соперника, сбросив на него скалу. Фреска хранится в Археологическом музее Неаполя. Причем входит в коллекцию «Секретного кабинета», куда в XIX веке попадало всякое «неприличное искусство», например порнографические фрески из помпейских публичных домов – лупанариев. Обычным посетителям музея эту коллекцию не показывали (хотя сегодня, конечно, она уже открыта для обозрения). Ничего неприличного в этой фреске вроде нет, но уж больно страстно смуглый пастух сжимает в объятиях белоснежную морскую деву – католическая публика была бы смущена.

Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». Конец 1780-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Дама и кавалер

А вот уже типичный поцелуй эпохи рококо, написанный младшим современником Буше – Фрагонаром. Имен у персонажей, изображенных на картине «Поцелуй украдкой», нет, это просто галантная сценка, занимательная история, которую художник рассказывает зрителю. На заднем плане через приоткрытую дверь мы видим играющих в карты почтенных дам в чепчиках. Героиня картины, очевидно, тоже участвует в игре, но вышла в соседнюю комнату-будуар, так как замерзла и захотела взять шаль. (Обратите внимание на мебель – шаль лежит на круглом швейном столике, из ящичка которого вываливаются ленточки). Тут-то ее и подкараулил возлюбленный, чтобы чмокнуть в щечку, пока старухи не заметили, – типичный сюжет для игривой живописи той эпохи. Особую прелесть картине придает необыкновенная перламутровая фактура, жемчужная атмосфера. Дело в том, что автор тоже изучал художников XVII века, но не буйного Рубенса, а нежных «малых голландцев» Терборха и Метсю и, может быть, Вермеера. Именно у них Фрагонар и научился не только видеть поэзию в бытовых сценках, но и показывать, что серый цвет тоже может быть красив. Кстати, ученые установили, что свой знаменитый шедевр художник писал не один – большую лепту в создание полотна внесла Маргерит Жерар, ученица Фрагонара и младшая сестра его жены. В коллекцию Эрмитажа картина попала в XIX веке, а до этого она принадлежала последнему королю Польши, возлюбленному Екатерины Великой Станиславу Понятовскому.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Паоло и Франческа». 1856–1860 гг. Частная коллекция

Деверь и невестка

На картине «Паоло и Франческа» изображены несчастливые итальянские возлюбленные XIII века – жена правителя Равенны Франческа да Римини и младший брат ее мужа, Паоло Малатеста. Как далеко зашла их любовь, на самом деле неизвестно – до нас дошла только та история, которую записал Данте в «Божественной комедии». Однажды Паоло и Франческа вместе читали книгу о любви Ланселота и Гвиневры, дошли до сладостного эпизода поцелуя королевы и рыцаря, и тут... их собственные губы встретились в поцелуе. Если верить картине Энгра, именно в этот момент влюбленных застал старый муж, вооруженный мечом. Классик французской живописи XIX века Энгр очень любил этот сюжет и возвращался к нему несколько раз. Первый, более подробный вариант картины он написал в 1814 году, после того как на французском был опубликован новый перевод «Божественной комедии». Это была одна из первых работ в «стиле трубадур» – французской исторической живописи, романтизировавшей Средневековье и Возрождение. А данная версия, проданная на Sotheby’s за $264 тыс., практически повторяет оригинал, но отбрасывает все лишнее, фокусируясь на главных героях.

Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея». 1890 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Фото: © Sotheby’s, 2007

Скульптор и статуя

Героиня картины «Пигмалион и Галатея» – тезка нимфы, возлюбленной Полифема, о которой мы говорили раньше. Это совпадение имен неудивительно: «Галатея» означает «молочно-белая». Отличное имя и для морской богини, поднимающейся из пены, и для ожившей мраморной статуи. Напомним миф – скульптор Пигмалион изваял статую идеальной женщины, влюбился в нее и взмолился богине Афродите. Та сотворила чудо и оживила скульптуру. Полотно Жерома, созданное в 1890 году, – прекрасный пример салонного искусства той эпохи, когда художники с удовольствием писали соблазнительную женскую натуру, но обязательно старались «прикрыть» ее каким-нибудь благородным сюжетом. Жером обожал изображать женщин с этого ракурса – таковы его «Вирсавия», «Рынок рабов в Риме», «Царь Кандавл» и многие другие полотна. Еще одна примета салонности – игривый Купидон на нелепом облаке. Впрочем, художнику удалось наполнить свою работу чувством – страстный порыв влюбленных навстречу друг другу получился убедительным. Завораживает смена оттенков женской кожи – от настоящего белого мрамора в нижней части фигуры до теплой живой кожи там, где к ней прикасается Пигмалион.

Огюст Роден. «Поцелуй». 1889 г. (реплика 1903 г.). Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген Фото: © Wikipedia / couscouschocolat

Он и она

В произведении легендарного скульптора Родена «Поцелуй» мы опять встречаемся с персонажами Данте. Статуя даже первоначально называлась «Франческа да Римини», но обобщенное имя, не привязанное к какимлибо личностям в истории, подошло к ней, по мнению зрителей и критиков, гораздо больше. О трагическом сюжете поцелуя Паоло и Франчески должна напомнить книга, изображенная на скамье, – но ее заметить трудно. Влюбленные слились в объятиях, но их губы еще не соприкоснулись – это напоминание о том, самом решающем миге в их жизни накануне гибели. Роден изобразил персонажей обнаженными, в отличие от Энгра отказавшись от средневековых одежд, что придает композиции вневременной, вечный оттенок – такой поцелуй мог случиться в любую эпоху. Герои наги, но не потому, что Роден хотел изобразить эротическую сцену. Дело в том, что, как и обнаженный «Мыслитель», эта статуя должна была войти в композицию масштабных многосоставных «Врат Ада». Именно в Аду путешественник Данте встречает души влюбленных, которые рассказывают ему о своем поцелуе. А на том свете одежд не носят. После того как «Франческу да Римини» увидела и переименовала публика, скульптура стала пользоваться такой популярностью, что Роден сделал несколько копий для самостоятельного экспонирования в музеях и парках.

Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908 гг. Галерея Бельведер, Вена

Мужчина и женщина

Кто изображен на одной из самых популярных картин Климта – неизвестно. Как и статуя Родена, она носит безличное название «Поцелуй», но на сей раз уже по воле автора. Одни считают, что это автопортрет художника с его возлюбленной Эмилией Флёге, другие – что с натурщицей по прозванию Красная Хильда, которую он писал в «Данае» и других полотнах. Есть версия, что картина посвящена сюжету из «Метаморфоз» Овидия – бог Аполлон целует нимфу Дафну, а она, не желая покоряться его страсти, превращается в лавровое дерево. «Поцелуй» стал одним из самых известных произведений австрийского модерна (югендстиля), можно сказать, его «иконой». Слово это тем более справедливо, что Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. К «золотому периоду» Климта относится много работ, но «Поцелуй» стал самой знаменитой картиной – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря чувству, которое удалось передать художнику.

Текст: Софья Багдасарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Панно с океанского лайнера

Панно с океанского лайнера

В июне на Sotheby’s за $1,4 млн было продано панно с океанского лайнера «Нормандия». Стекло 2х3...

ПОДРОБНЕЕ
Французские достопримечательности в Москве

Французская Москва

От Лиможского фарфора и духов Сержа Лютанса до пирожных Макарон и лестницы Эйфелевой башни – MY...

ПОДРОБНЕЕ