Добро пожаловать на борт: краткий гид по морскому этикету

Добро пожаловать на борт: краткий гид по морскому этикету

Будучи гостем на яхте, вы столкнетесь с необходимостью выполнять некоторые требования безопасности. Но кроме них существует еще и неписаный морской этикет, следовать которому – просто хороший тон.
морской этикет, Дональд Дуглас. Sterling Engine Company. ФОТО: PICTURES NOW / MARY EVANS / TASS

Дональд Дуглас. Sterling Engine Company. ФОТО: PICTURES NOW / MARY EVANS / TASS

«Эти суда даны, дабы их употреблять так, как на сухом пути кареты и коляски, а не навозные телеги», – так с поистине моряцкой прямотой писал Петр Великий в наставлении своей Невской флотилии – первому яхт-клубу не только в России, но и в мире (даже у англичан яхт-клуб появился лишь два года спустя). Его высказывание отражает суть, которая сохранилась неизменной до сих пор: яхтой считается судно для удовольствия, неважно, шестиметровый это бюджетный парусник или моторный левиафан длиной 150 м. И поскольку предназначение у яхт не утилитарное, кроме общих для всех кораблей правил судоходства, которые называются хорошей морской практикой, для них за столетия выработался особый этикет, с которым нелишне будет ознакомиться гостям, приглашенным на борт. Приготовьтесь к тому, что в вопросах безопасности правила неумолимы и подчиняться командам капитана нужно беспрекословно, будь вы хоть английская королева, ведь стихия, в считанные секунды способная «организовать» целый букет обстоятельств непреодолимой силы, пренебрежения не простит. А вот соблюдения элементарных норм хорошего тона, которые на море несколько отличаются от сухопутных, никто, конечно, строго требовать не будет, однако вежливый человек обязательно проявит уважение и к владельцу, и к капитану, и к самому судну.

Итак, вы уже на причале, или разъездной катер подвозит вас к большой яхте, стоящей на якоре в отдалении. Ступить на трап можно только после того, как вас пригласят – при волнении моря экипаж выберет безопасный момент и каждого гостя подстрахует индивидуально.

Николай II с детьми на палубе яхты «Штандарт». ФОТО: РЕПРОДУКЦИЯ ТАСС

Оказавшись на палубе, немедленно разуйтесь. В крайнем случае тщательно вытрите ноги о коврик. На случай прохладной погоды можно иметь с собой палубные туфли (топсайдеры), в теплый день ходить по тиковому покрытию босиком и просто очень приятно. Эта традиция кому-то может показаться перебором, но даже упомянутая выше английская королева следует ей безоговорочно: при посещении яхты для Елизаветы II ставят особый стульчик, чтобы Ее Величество переобулась, как и все остальные. Дело в том, что палубу на любом судне стараются содержать в идеальном состоянии, а принесенные с берега пыль и песчинки загрязняют и царапают тиковый настил, каблуки могут оставить на нем вмятины, черная подошва – плохо смываемые отметины. Кроме того, закрытая обувь на белой специальной подошве не даст поскользнуться и пораниться о детали такелажа, что касается всех яхт без исключения, но особенно актуально на парусниках.

Строгого дресс-кода для гостей нет, но по негласным канонам самый уместный цвет на яхте – белый. Нужно учесть, что на воде обычно прохладнее, чем на берегу, поэтому теплые вещи всегда пригодятся. Слишком длинные, объемные, развевающиеся одеяния доставят неудобства самому носителю – в них легко зацепиться за такелаж. Одежда для яхтсменов проста, добротна и максимально комфортна, так как защищает от ветра и сырости, не стесняя движений, а зачастую являет собой еще и образец элегантности.

морской этикет, Сцена на яхте. Постер 1934 г. ФОТО: MARY EVANS PICTURE / TASS

Сцена на яхте. Постер 1934 г. ФОТО: MARY EVANS PICTURE / TASS

Внешнему виду и людей, и судна в яхтинге принято уделять самое пристальное внимание. Здесь лучшей иллюстрацией будет цитата из «Руководства для любителей паруснаго спорта», изданного в 1895 году известным в дореволюционной России яхтсменом и конструктором яхт Георгием Эшем: «Главным отличием всякой яхты должны быть, прежде всего, чистота и даже щеголеватость. Она до самых отдаленных уголков должна содержаться в отменном порядке. Медь и окрашенные части, палуба, внутренняя окраска, рангоут, различные судовые принадлежности – одним словом, все – на яхте должно блистать. На палубе не должно валяться ничего такого, что не необходимо в данную минуту».

Из этих соображений, к слову, на борту не приветствуются и красные продукты (красное вино, красные ягоды) – то есть все, что при падении на палубу или на одежду (белую, как вы помните) может оставить неистребимые пятна. Разумеется, современная бытовая химия способна решить эту проблему, да и 20–30 человек персонала на мегаяхтах дело свое знают, но просто имейте в виду этот нюанс.

Далее снова позволим себе абзац из книги Эша: «Ни один уважающий себя яхтсмен не допустит, чтобы с юта его яхты раздавались нестройные крики и пьяные песни, как видимые признаки происходящего на яхте кутежа. Это простительно мастеровым, вздумавшим справить воскресный шабаш на наемной лодке, но совсем не подходит к судну, носящему яхт-клубский флаг. Для любителя выпить можно найти укромное место и внутри судна, где в приятной дружеской компании, не выходя из границ и не обращая на себя внимания посторонних, можно с удобством “раздавить” даже не одну бутылку. Правила яхтенного приличия вообще требуют избегать всяких громких окликов с одного судна на другое». Добавим сюда громкую музыку и столь популярные сегодня фейерверки – ваше веселье не должно мешать другим.

Будущая королева Елизавета с принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским, на яхте Bluebottle. 1949 г. ФОТО: ILLUSTRATED LONDONNEWS/MARYEVANS

Как только отданы швартовы, главным человеком на борту становится не владелец, а капитан (это не всегда один и тот же человек), который несет ответственность за жизни людей и за само судно: не на пустом месте возникла поговорка «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Особенно важно выполнять все его указания на паруснике, потому что такие яхты ходят с креном, это нормально, но требуют от людей внимательности. Не пренебрегайте страховкой при качке, не курите без разрешения и не бросайте окурки за борт (они могут прилететь обратно и поджечь парус), при подступах морской болезни сообщите об этом экипажу – вас обеспечат средствами от укачивания и советом, как привести вестибулярный аппарат в норму, а уж если случится отдать дань Нептуну, делайте это с подветренного борта. Большие моторные яхты оборудованы стабилизаторами, там укачаться почти невозможно. И вообще, капитан и экипаж на мегаяхтах могут выполнять свою работу практически незаметно для гостей, однако помните, что они – не прислуга.

Не рекомендуем спрашивать, во сколько владельцу обошлась покупка яхты и сколько стоит ее содержание. Если, например, в гольфе разговоры о цене клюшек вполне допустимы, то в яхтинге такого рода вопросы считаются дурным тоном. Лучше выясните заранее, на какую яхту вы приглашены – кто ее спроектировал, на какой верфи она построена, какие у нее достоинства. Ваша осведомленность придется по душе и владельцу, и капитану. В беседе с ними уместно похвалить судно, отметить, насколько оно красиво и ухоженно. Продемонстрируйте интерес к тому, куда ходила яхта, какие акватории в планах на будущее. Ну а если вы, оказавшись на паруснике, будете знать, где тут стаксель, а где грот, то и вовсе станете для них особенным человеком. Ведь яхтсмены гордятся своими лодками не меньше, чем собственными детьми!

О новостях мирового яхтинга читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Плыви по небу

Дирижабли как вид транспорта до сих пор остаются на вторых ролях, а ведь в нынешние времена тот...

ПОДРОБНЕЕ

Inner: взгляд в себя

В Санкт-Петербурге на Малой Разночинной открылся ресторан, который гурманы ждали почти два года...

ПОДРОБНЕЕ