Кинотеатр «Художественный»: пальмы, Шехтель и фонтан


Кинотеатр «Художественный»: пальмы, Шехтель и фонтан

Завершилась шестилетняя реконструкция старейшего кинотеатра Москвы. Теперь на его фасаде красуется восстановленная историческая вывеска «Художественный электро-театръ». О том, какие еще изменения коснулись культового для столицы здания, – в обзоре MY WAY. 
кинотеатр Художественный, ФОТО: пресс-служба кинотеатра «Художественный»

ФОТО: пресс-служба кинотеатра «Художественный»

Электротеатр «Художественный» открылся для зрителей в 1909 году, став для Москвы начала ХХ века настоящим технологическим и культурным прорывом. Здание в стиле неоампира на Арбатской площади построил на собственные средства управляющий «Варваринского акционерного общества домовладельцев» Роберт Брокш, которому принадлежал участок земли в центре города. Для разработки проекта он пригласил архитектора Николая Благовещенского.

«Синематограф Брокша» (так назывался кинотеатр в официальных документах) впервые предложил москвичам смотреть кино не в обычных помещениях, мало приспособленных для кинопоказов (там, как правило, стояли перед проектором), а в большом комфортабельном зале на 400 мест. Интерьеры здания располагали к приятному времяпрепровождению и создавали атмосферу праздника, доступного всем. В центре фойе стоял светящийся фонтан, окруженный пальмами, здесь же в антрактах играл живой оркестр под управлением Лескеса. Для гостей работал буфет с обширным меню. Был предусмотрен и дополнительный сервис: зрители могли заказать билеты с доставкой на дом. Неудивительно, что новая городская достопримечательность быстро полюбилась москвичам: в числе постоянных посетителей «Синематографа Брокша» оказались не только студенты и завсегдатаи соседних ресторанов, но и московские знаменитости – Лев Толстой, Сергей Есенин, Владимир Гиляровский.

Один из четырех обновленных залов. ФОТО: М. МИШИНА, ПРЕСС-СЛУЖБА МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

В 1913 году кинотеатр выкупил режиссер и продюсер Александр Ханжонков. Число желающих попасть на сеанс в несколько раз превышало вместимость зала, и новый собственник решил перестроить здание. Реконструкцию поручили знаменитому архитектору Федору Шехтелю, который украсил фасады античными барельефами с колесницами. К существующему одноэтажному корпусу с куполом добавили еще один, в два этажа. На крыше поместили специальную будку для хранения целлулоидной кинопленки, а в подвале – сцену с оркестровой ямой. На первом этаже расположился большой зрительный зал на 950 зрителей. Внутреннее пространство было организовано, как в театре: зал включал партер, балкон, гостевые ложи. Собственно, именно в это время кино начинает становиться полноценным конкурентом классического театра – и по широте репертуара, и по силе художественного высказывания, и по числу зрителей.

«Синематограф Брокша» предложил москвичам смотреть кино в комфортабельном зале. Интерьеры располагали к приятному времяпрепровождению и создавали атмосферу праздника

В 1918-м «Синематограф Брокша» национализировали, а в 1921-м «Художественный» стал первым кинотеатром Госкино. В послереволюционное время это была главная светская площадка Москвы, конкурировавшая разве что с МХАТом. В 1926-м здесь состоялась премьера исторической драмы «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, а в 1930-е в кинотеатре показывали первые советские звуковые и цветные фильмы, собиравшие десятки тысяч зрителей.

«Художественный» во многом стал символом градостроительной истории Москвы ХХ века, сохранив память обо всех политических и культурных трансформациях города. Так, в середине 1950-х, после знаменитого хрущевского постановления об устранении излишеств в архитектуре и строительстве, внешний облик кинотеатра претерпел ряд характерных изменений. В рамках борьбы с «украшательством» здание лишилось неоклассического декора, в частности с фасада были сбиты шехтелевские барельефы «Селена» и «Гелиос». При этом десять лет спустя, во время строительства Нового Арбата, когда вся дореволюционная застройка пошла под ковш, кинотеатр оказался в числе немногих уцелевших здесь строений. За спиной у него выросло огромное модернистское здание Министерства обороны, поглотив пространство бывшей Арбатской площади.

Историческая лестница, спроектированная Федором Шехтелем. ФОТО: М. МИШИНА, ПРЕСС-СЛУЖБА МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Очередная масштабная перестройка кинотеатра началась в 2014-м и из-за смены подрядчиков растянулась на шесть лет. В последние годы над модернизацией здания работала международная команда, состоящая из немецких, испанских и российских архитекторов. Сегодняшний облик кинотеатра скорее напоминает «Синематограф Брокша», чем привычный нам «Художественный». На фасаде появились надписи «Входъ» и «Выходъ», вывеска «Художественный электро-театръ» и античный барельеф с колесницей, воссозданные по архивным фотографиям и чертежам Шехтеля. Кроме того, рабочие раскрыли заложенные оконные проемы. На западной стороне здания, где когда-то висела бумажная афиша, установлено электронное табло с расписанием сеансов. Однако главные изменения произошли в самой структуре здания.

В результате комплексной реконструкции оно было фактически полностью перестроено внутри: за счет дополнительных перекрытий вместо двух этажей появилось три. Это дало возможность оборудовать здесь четыре зала: главный, два малых и один камерный. Интерьеры фойе также отсылают к проекту Николая Благовещенского: стены и потолок украшают лепные детали, воссозданные по чертежам и сохранившимся снимкам. А в память о светящемся фонтане, поражавшем воображение первых зрителей, на первом этаже установлен сухой фонтан.

Обновленный «Художественный» станет площадкой для фестивалей и премьерных показов. Кураторы обещают обширную образовательную программу, тематические мероприятия и ретроспективы.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Ольга Мамаева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Baccarat

Телец от Baccarat атакует

Французский бренд Baccarat приготовил эксклюзивный подарок своим российским поклонникам – скуль...

ПОДРОБНЕЕ
Bvlgari

Змеиная грация Bvlgari

Первое изделие Bvlgari Serpenti появилoсь в 1940-х годах – это были часы на гибком браслете, с ...

ПОДРОБНЕЕ