Корона Российской империи: песнь льда и пламени


Корона Российской империи: песнь льда и пламени

Россия, век XVIII. Непростой и загадочный период в истории страны, когда смута сменяется блеском балов и маскарадов, за ними случается очередной дворцовый переворот, и никому не известно наверняка, кто станет следующим императором. По-разному можно называть ту эпоху, но мы будем называть XVIII век веком бриллианта.
Большая императорская корона Российской империи, ФОТО: ИТАР-ТАСС/БОРИС КАВАШКИН

ФОТО: ИТАР-ТАСС/БОРИС КАВАШКИН

2 мая 1729 года в маленьком немецком княжестве родилась девочка, которая войдет в историю как Ее Императорское Величество Государыня Императрица Екатерина Вторая. Юная принцесса рано повзрослела, а в 15 лет, навсегда попрощавшись с родным Ангальт-Цербстским княжеством, отправилась в далекую, холодную и сказочно богатую Россию, где годом позже обвенчалась со своим троюродным братом Петром Федоровичем и стала великой княгиней Екатериной Алексеевной.

Семейная жизнь не принесла Екатерине счастья. Нелюбимая двором, мужем и императрицей Елизаветой Петровной, она была чужой в этой дикой стране и всеми силами хотела вернуться домой, но это было невозможно. Супруга будущего царя любой ценой должна была родить наследника трона, и Екатерине в конце концов это удалось (а как именно, это уже совершенно другая история).

5012 камней использовано при изготовлении короны. Это алмазы, бриллианты, жемчужины и одна шпинель

5 января 1762 года скончалась Елизавета Петровна, императором стал Петр Федорович, и Екатерина поняла, что ее жизнь в опасности. Нужно было что-то предпринимать, не дожидаясь, пока Петр III осуществит свой план – обвенчаться с фавориткой Елизаветой Воронцовой, отправив перед этим нелюбимую супругу в монастырь. Заручившись поддержкой придворных, великая княгиня при участии императорской гвардии осуществила государственный переворот, результатом которого стали смерть императора Петра III и восшествие на престол Екатерины II.

Монарху, отобравшему власть, были необходимы атрибуты, которые символически узаконивали бы его нахождение на троне. И главным из них должна была стать корона.

Вигилиус Эриксен. «Портрет Екатерины II». 1766–67 гг. ФОТО: FABERGERESEARCH.COM

С каким временем года прежде всего ассоциируется Россия? Конечно, с зимой, суровой и холодной, но в то же время невероятно красивой и сказочной. Блеск снега при свете полной луны, ледяное кружево на окнах, поражающее своими причудливыми формами… А может быть, языки пламени костра уставших путников, отражающиеся в кристаллах льда зимнего леса? Все эти образы могли служить источником вдохновения при создании ювелирного шедевра – Большой Императорской короны Российской Империи.

С момента захвата власти до дня коронации, 22 сентября 1762 года, оставалось мало времени. Придворным мастерам – Георгу Фридриху Экарту, который был главным ювелиром двора и выполнял работы только для императорской семьи, и Жереми Позье, начавшему службу учеником придворного огранщика камней, а к концу своей жизни получившему неофициальный титул ювелира трех императриц, – было поручено осуществить невозможное: за два с половиной месяца создать символ монаршей власти. И им это удалось. Движимые страхом лишиться званий придворных ювелиров и одновременно неограниченным доступом к золоту, серебру и бриллиантам, Экарт и Позье сотворили подлинный шедевр искусства.

Вся эта ослепительная роскошь ошеломляла и укрепляла веру придворных в то, что Екатерина Алексеевна не кто иной, как истинная и законная императрица

Внешне невесомая ажурная корона массой почти два килограмма, усыпанная пятью тысячами бриллиантов, ослепляет огненным блеском драгоценных камней. Два больших бриллиантовых полушария, обрамленных ветвями лавра и гирляндой дубовых листьев, символом незыблемости императорской власти, увенчаны огромной темно-красной шпинелью весом почти 400 карат (которую, надо сказать, считали рубином, пока в начале XX века знаменитый минералог Ферсман не установил, что это на самом деле благородная шпинель). Вся эта ослепительная роскошь, усиленная 75 огромными жемчужинами, производила ошеломляющее впечатление и укрепляла веру придворных в то, что Екатерина Алексеевна не кто иной, как истинная и законная императрица.

Каждая деталь этой совершенной династической регалии наполнена смыслом. Две половины – Восток и Запад – как две части огромной империи, соединяются воедино лавровым венком, символом власти и славы помазанника Божьего. Рассматривая эту корону, понимаешь, что она не могла быть создана ни для кого другого, кроме как для правителя огромной страны с невероятно богатыми историей, культурой и традициями. Недаром потомки назвали сей венец гимном бриллианту в бриллиантовый век.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Казбек Кантемиров

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Baccarat

Телец от Baccarat атакует

Французский бренд Baccarat приготовил эксклюзивный подарок своим российским поклонникам – скуль...

ПОДРОБНЕЕ
ФОТО: IMDB.COM

Все будет!

Жизнь прожить – как сериал глянуть. Все нахваливают, потихоньку втягиваешься. Но, если натикало...

ПОДРОБНЕЕ