Космос наш! Современные художники покоряют Вселенную – MyWay

Космос наш! Современные художники покоряют Вселенную

Тема покорения Вселенной, неоднократно воспетая советскими мастерами, не теряет своей привлекательности и по сей день. Только теперь о ней говорят на языке contemporary art – иногда весьма загадочном.
Наташа Юдина. «Гагарин». 2015 г.

Наташа Юдина. «Гагарин». 2015 г.

60-летней годовщине первого полета человека в космос посвящена открывающаяся в московской галерее Artstory (с 8 апреля до 30 мая) выставка под названием «Космос наш!». На ней собраны произведения современного искусства в самых разных жанрах и техниках, авторами которых выступили и звезды современной арт-сцены, и менее известные авторы. Это проект с историей. Впервые экспозиция, рассказывающая о том, как сегодняшние художники трактуют освоение космоса, была развернута в 2014 году в Московском музее современного искусства, затем совершила небольшое турне по регионам, и с тех пор выставка регулярно проходит в апреле в столице (уже в других локациях), привлекая новых мастеров и свежие экспонаты.

Дмитрий Ляшенко. «День Луны». 2017 г.

На этот раз кураторы привлекли 40 участников. Наравне с маститыми – Константином Батынковым, Сергеем Катраном, Таисией Коротковой, Максимом Ксутой, Олегом Куликом, Георгием Острецовым, Кириллом Рубцовым, Сергеем Шутовым – представлены и молодые экспериментаторы. Например, томская художница Наташа Юдина выполнила портрет Гагарина в своем фирменном стиле – связала на гигантских спицах. Впервые работа была представлена на выставке «Триипостасный свитер» (2015) в сибирском филиале ГЦСИ, где два других «лика» представляли Путин и Дед Мороз.

Олег Кулик. «Космос Outer Space». 2019 г.

Космос – это не про эскапизм! Нам не удастся убежать от себя, как бы далеко и высоко (в буквальном смысле слова) мы ни взлетели. Эту мысль пытается донести до нас своей работой «День Луны» Денис Ляшенко. Да, сегодня полеты за пределы земной атмосферы перестали считаться чем-то невероятным. Мечты об освоении Вселенной становятся реальностью прямо здесь и сейчас. Космический туризм в новостях едва ли не каждый день, продажа участков на Луне обсуждается чуть ли не всерьез, не говоря уже о конкретных планах колонизации Марса. Но меняя планеты и преодолевая гравитацию, сможем ли мы изменить свою психологию и свои правила взаимодействия с миром? Не потому ли так узнаваемы герои картины – позы и мизансцены будто подсмотрены в репортажной съемке с митингов или забастовок. «Я вырываю из привычного контекста некоторые кадры из нашего повседневного информационного потока и переношу их на Луну, серую, холодную, безжизненную, – чтобы расставить акценты и выделить то, что кажется мне важным из бесконечной череды сменяемых образов», – комментирует Дмитрий Ляшенко.

«Космос Outer Space» легендарного Олега Кулика входит в серию «Безответственная живопись», премьера которой состоялась летом 2019 года в галерее ГУМ-Red-Line. В этом живописном цикле художник вдохновлялся модой на изображения, создаваемые нейронными сетями. Взяв реальную фотографию, Кулик обработал ее с помощью компьютерной программы, а затем переложил на холст. По его мнению, такие трансформации стирают индивидуальность исходных фотографий, но при этом подчеркивают роль коллективного бессознательного. Небесное тело, волею Олега Кулика обогащенное «нейронностью», обросло невиданными чудовищами, глазами, которыми на тебя смотрит бездна, и прочим ужасным и завораживающим.

Мария Сафронова. «Вахта 005» из серии «Вахта». 2017 г.

«Вахта» от Марии Сафроновой – целый цикл панно, воспевающих чистоту, пустоту и лаконизм. И научно-технический прогресс! Сама художница описывает ощущения от задуманного цикла так: «Меня вдохновили космические снимки и современные фильмы о космосе. Эти образы мне близки с детства: во времена СССР мои родители работали в космической промышленности и участвовали в проектировании орбитального корабля «Буран». От космических объектов я получаю эстетическое удовольствие. В них все сделано по необходимости и нет ничего лишнего. Их внешность обусловлена материалами и научными расчетами. Передвижение этих чистых форм в открытом пространстве завораживает. Работы из серии «Вахта» – это, прежде всего, движение формы и минимального цвета. Во время работы над картинами я читала дневники реальных космонавтов: об их быте, размышлениях, ощущениях».

Таисия Короткова. «Костюм космонавта Леонова». 2018 г.

Специально, чтобы подчеркнуть эффект невесомости и возможность в любой момент поменять ориентацию в пространстве, Сафронова выбрала для всех картин своей серии формы идеального квадрата или круга. Повесить их можно любой стороной: все опорные точки для взгляда нарочно все время соскальзывают.

Таисия Короткова предоставила на выставку работы из двух серий – «Музей науки и техники» и «Музей космонавтики». Работа, посвященная Леонову, относится ко второй. В этом цикле художница рассказывает о новой жизни объектов, которые когда-то предназначались для работы в космосе, а теперь оказались совсем в иных обстоятельствах. Предмет изображен в вымышленной музейной экспозиции, но догадаться об этом трудно из-за сюрреализма оформления зала. Короткова вспоминает: «Этот сюжет я нашла в Москве. Стены зала, где размещен скафандр, оформлены фотообоями с космическими разноцветными туманностями, а потолок – маленькими лампами, напоминающими звезды. Когда я стала делать эскизы к этому сюжету, то поняла, что эти детали трансформируют мою работу и она становится похожа на живопись самого космонавта Леонова».

Дмитрий Шорин. «Вторая космическая». 2017 г.

Любимые сюжеты художника Дмитрия Шорина – девушки и самолеты. Но иногда он бывает и предсказателем. В феврале 2018 года компания Илона Маска SpaceX запустила ракету-носитель Falcon Heavy, на борту которой находился автомобиль Tesla. А Шорин «запустил» в космос обычный автомобиль на несколько месяцев раньше, в ноябре 2017-го, в арт-резиденции «Гридчинхолл». Созданный тогда диптих под названием «Вторая космическая» получился гигантским (140 х 390 см), что создает ощущение полного погружения в пространство. На чье место вы бы сели – водителя или штурмана? Обратите внимание на бабочек, порхающих по салону, – это не только еще один любимый сюжет Шорина, но и признак того, что кабина все-таки отлично загерметизирована. Кстати, вторая космическая скорость для Земли – 11,2 км/с. Интересно, когда появятся общедоступные автомобили с такой скоростью – и куда именно наши потомки начнут на них летать. У Шорина, кажется, это машина времени, которая улетела в прошлое: в одном из зеркал отражается астронавт, чей скафандр отнюдь не ультрамоден.

Аркадий Насонов. «Последние герои». 2007 г.

Тема неба Аркадию Насонову знакома хорошо – в 1992 году с Дмитрием Лигеросом он основал арт-группу «Облачная комиссия», которая со временем стала одним из важнейших постсоветских художественных объединений. Но тут немного про другое, про то, что выше облаков. Картины Насонова очень часто затрагивают мотивы кинематографа. Вот и здесь, в работе на космический сюжет он обращается к языку хрестоматийного советского кино, будто снимая невиданный фильм. В главном герое мы узнаем Евгения Евстигнеева (кому-то он напомнит начальника пионерлагеря Дынина и песню «Заправлены в планшеты космические карты», которую, по его мнению, Гагарин пел в космосе). Он никогда не играл космонавтов, но, разумеется, справился бы с такой ролью отлично, отобразив и человечность, и мудрость. А что хочет от него мальчик? И почему на табло написано, что «игры закончились»? Художник предлагает каждому толковать эту работу самостоятельно.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Inner: взгляд в себя

В Санкт-Петербурге на Малой Разночинной открылся ресторан, который гурманы ждали почти два года...

ПОДРОБНЕЕ

Чемпионат России по картингу – уже скоро

29 марта в Сочи на автодроме «Пластунка» пройдет стартовый этап чемпионата и первенства страны ...

ПОДРОБНЕЕ