Топ-5: лучшие выставки ювелирного искусства – MyWay

Топ-5: лучшие выставки ювелирного искусства

Бриллианты любят сравнивать со льдом. И не столько из-за кристаллической структуры, сколько из-за воздействия на зрителя: чем крупнее камни, тем сильнее «мороз по коже». Охладиться в летний зной столь приятным во всех отношениях способом предлагают многие музеи от Москвы до Нью-Йорка. MY WAY выбрал пять самых интересных выставок ювелирного искусства в разных уголках планеты.
Звезда Почетнейшего ордена Бани. Великобритания. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Звезда Почетнейшего ордена Бани. Великобритания. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

«Хранители времени»

12 июля – 13 октября, Музеи Московского Кремля

Выставки декоративно-прикладного и ювелирного искусства – главная специализация Музеев Московского Кремля: пока идет реконструкция отданных институции Средних торговых рядов у Красной площади, экспозиции размещаются в Успенской звоннице и Патриаршем дворце, где драгоценная пластика эффектно вписывается в довольно скромные залы. Одним из последних выставочных блокбастеров здесь был «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей», но новую историческую выставку также ожидает фантастическое зрительское внимание: среди ее хайлайтс – короны и драгоценные шапки русских царей.

Пистолеты с ударно-кремневым замком. Москва. XVII в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Пистолеты с ударно-кремневым замком. Москва. XVII в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Один из самых ценных предметов экспозиции – корона императрицы Анны Иоанновны из золоченого серебра. Главный из символов власти был выполнен русскими придворными мастерами в 1730 году и украшен более чем 2,7 тысячи алмазов и огромным стограммовым турмалином.

Корона императрицы Анны Иоанновны. Россия, Москва. 1730 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Корона императрицы Анны Иоанновны. Россия, Москва. 1730 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Две другие царские шапки принадлежали братьям-соправителям Ивану и Петру Алексеевичам. Созданные по подобию легендарной шапки Мономаха, эти объекты так же оторочены соболем и искрятся блеском алмазов и других драгоценных камней.

Шапка «Алмазная» царя Иоанна Алексеевича. Мастерские Московского Кремля. 1680-е гг. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Шапка «Алмазная» царя Иоанна Алексеевича. Мастерские Московского Кремля. 1680-е гг. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

У новой выставки есть и подзаголовок «Реставрация в Музеях Московского Кремля», так что о каждом экспонате посетители узнают как минимум три истории – создания, бытования и восстановления.

«Сокровища Кольмара: средневековое еврейское наследие»

22 июля – 12 января, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Спрятанные сокровища и тайны, их окружающие, будоражат человеческое воображение не одно тысячелетие. А если артефакты, возраст которых исчисляется пятью веками, остаются не атрибутированными и сегодня, то это лишь подхлестывает интерес к будущим вероятным открытиям.

Золотой форинт Людовика Великого. Франция. 1342–1353 гг. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Золотой форинт Людовика Великого. Франция. 1342–1353 гг. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

К таким вещам, например, принадлежит и кольмарский клад, случайно обнаруженный еще в 1863 году. Примерно с тех пор монеты и драгоценности из шкатулки, замурованной в стену средневекового дома в бывшем еврейском квартале, хранятся в парижском Musée de Cluny и активно путешествуют по миру. Все найденные вещи были сделаны в XIV веке и, как свидетельствуют ученые, «опровергают традиционные представления о средневековой Европе как о монолитном христианском обществе». Колье, подвески, броши, браслеты и серьги из Кольмара – шедевры иудаики и немногочисленные свидетели трагических событий 1348–1349 годов, когда регион поразила чума.

Ювелирная брошь из кольмарского клада. XIV в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Ювелирная брошь из кольмарского клада. XIV в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В число экспонатов входят ритуальные и светские драгоценности из золота и драгоценных камней, выполненные безвестными мастерами прошлого, а дополняют их ювелирные украшения из собраний самого Метрополитен-музея, частных коллекций Европы и США.

«Дворец королевы Виктории»

20 июля – 29 сентября, Букингемский дворец, Лондон

Главное культурно-историческое событие в Великобритании в этом году – 200-летие королевы Виктории, именем которой названы целая эпоха и стиль. С периодом ее правления связаны небывалый рост экономики и промышленности, изменения в геополитике, расцвет искусств и ремесел, а также возведение монархии в статус британского символа. Празднование юбилея проходит во всех музеях и дворцах, где когда-либо бывала королева, но самое яркое впечатление об эмблемах власти в Англии можно получить, конечно, в Букингемском дворце, куда двор переехал вместе с Викторией через три недели после объявления ее королевой 20 июня 1837 года.

Цепь со знаком главы Почетнейшего ордена Бани. Великобритания. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Цепь со знаком главы Почетнейшего ордена Бани. Великобритания. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

До Виктории нынешняя резиденция монархов фактически пустовала – ее дядя Георг IV лишь начал проект преобразования дома во дворец при помощи прославленного архитектора Джона Нэша, а после его смерти строительство и вовсе было заброшено. Но королева не желала ютиться в своей детской «колыбели» – Кенсингтонском дворце, к тому же мечтала избавиться от влияния матери и ее наперсников. Именно ее настойчивость, последовавшие позже свадьба с принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским и их разраставшееся семейство (у них было девять детей) позволили Букингемскому дворцу стать тем великолепным дворцовым комплексом, куда сегодня мечтает попасть каждый турист. Этим великим урбанистическим преобразованиям и жизни королевской семьи внутри «стройки века» и посвящена юбилейная выставка «Дворец королевы Виктории».

Ретроспективная выставка ювелирного дома Chaumet в Монако посвящена диадеме – любимому украшению царствующих особ прошлого и настоящего

Экспозиция будет выстроена как история любви королевы и дворца через ее личные вещи и драгоценности, произведения искусства и декора, тщательно подобранные властвующей четой для всех без исключения комнат здания. А центром притяжения должен стать бальный зал, в котором в деталях восстановят Крымский бал, одну из самых роскошных вечеринок викторианской эпохи.

«Chaumet in Majesty»

12 июля – 28 августа, Форум Гримальди, Монако

«Говорим – диадема, думаем – Chaumet» – эта своеобразная аксиома нынешних любителей драгоценностей в любой точке планеты выводилась домом почти два века. И в этом ему помогали короли и принцы едва ли не всех европейских дворов. Сегодня старейший резидент Вандомской площади в Париже, месте «жительства» великих ювелирных домов, по крупицам собирает свое историческое наследие для ретроспективной выставки в Монако, посвященной любимому украшению царствующих особ прошлого и настоящего, от императрицы Жозефины до норвежской королевы Сони.

Готический пояс императрицы Марии-Луизы. 1813 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Готический пояс императрицы Марии-Луизы. 1813 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

За 240 лет история ювелирного дома окуталась многочисленными легендами, но достоверно известно, что его основателем был Мари-Этьен Нито, талантливый художник и коммерсант, сумевший очаровать сначала французскую знать, а затем и самого Наполеона Бонапарта. Для последнего он создал императорский меч с огромным бриллиантом и венчальные короны ко дню бракосочетания с Жозефиной де Богарне, а позже был назначен придворным ювелиром. Многочисленные диадемы, парюры и разнообразные ювелирные безделушки сыпались тогда из мастерской, как из рога изобилия, – императорская чета обожала драгоценности. К списку заказчиков вознесенного на пьедестал Наполеоном мастера тогда добавились высокопоставленные особы со всего света, от индийских махараджей до папы римского.

Детали пояса из коллекции Chaumet Paris. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Детали пояса из коллекции Chaumet Paris. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Спустя время наследники Нито продали семейный бизнес управляющему мастерской Фоссену, привнесшему в изделия не только модные флористические мотивы, но и новые технологии – он крепил камни на крохотных пружинках, так что его диадемы «оживали» при малейших движениях их владелиц.

Диадема ювелирного дома Chaumet. Начало XX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Диадема ювелирного дома Chaumet. Начало XX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В середине XIX века фирма перешла в собственность нового управляющего – Мореля. При нем, вынужденном переехать в Англию, компания завоевала британский двор: он стал поставщиком королевы Виктории. И, наконец, в 1875 году у руля встал Жозеф Шоме, зять сына Мореля, решивший присвоить семейному бизнесу свое имя. Именно он первым «завоевал» Вандомскую площадь, внес популярную и сегодня иконографию ар-нуво в изделия дома, объединил в драматическом сочетании бриллианты и черный оникс и еще более расширил круг клиентов, нацелившись уже и на Россию. В списках клиентов того времени значатся не только представители Романовых, но и практически вся русская знать.

Леди Эдвина Маунтбеттен в тиаре от Жозефа Шоме. 1937 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Леди Эдвина Маунтбеттен в тиаре от Жозефа Шоме. 1937 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Для экспозиции в Монако диадемы, а также вариативные драгоценности, в разное время созданные Chaumet, предоставили многие его именитые заказчики-наследники королевских дворов Европы, включая князя Альбера II, под чьим патронатом пройдет выставка.

«Королева Виктория и принц Альберт»

До 1 сентября, Музей Виктории и Альберта, Лондон

В 1851 году в Лондоне прошла знаменитая Всемирная выставка, организованная мужем королевы Виктории принцем Альбертом. Ее успех – как и величие построенного по этому случаю Хрустального дворца, технологического чуда своего времени, – был столь вдохновляющим, что большинство произведений декоративно-прикладного искусства, выставленного в павильонах разных стран, были куплены королевской четой. Часть этих вещей, созданных гениями современников, украшает королевские дворцы и замки в разных частях Англии до сих пор, другая же часть легла в основу музея, основанного Викторией и Альбертом буквально через год, а спустя полвека названного их именами.

Ожерелье Natura Morta. Нидерланды. 2016 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Ожерелье Natura Morta. Нидерланды. 2016 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Акцент на декоративно-прикладном искусстве, заложенный основателями, музей сохраняет и поныне. Поэтому и в торжествах, приуроченных к 200-летию королевы Виктории, институция выступает в собственном амплуа – рассказывает историю большой любви Виктории и Альберта через драгоценные во всех смыслах знаки внимания, которые супруги оказывали друг другу. И в фокусе здесь, в первую очередь, оказываются произведения ювелирного искусства.

Тиара королевы Виктории, украшенная сапфирами и бриллиантами. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Тиара королевы Виктории, украшенная сапфирами и бриллиантами. XIX в. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Один из самых эффектных и памятных экспонатов – роскошная тиара с бриллиантами и сапфирами, выполненная по эскизам принца Альберта в год их свадьбы в 1840 году. В ней Виктория позировала Францу Ксаверу Винтерхальтеру для одного из самых известных ее портретов; в ней она впервые появилась в парламенте через пять лет после смерти любимого мужа.

Портсигар Cartier. 1907 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Портсигар Cartier. 1907 г. ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Среди других вещей выставки – кольца, ожерелья, подвески, броши, шкатулки, портсигары, выполненные ювелирами Cartier, Chaumet, Boucheron и других домов, а также современные версии драгоценностей, вдохновленные викторианской эпохой.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Двое ведущих: реальный и цифровой. ФОТО: JIMBAKKERSHOW.COM

Искусственный интеллект по-китайски

Два года назад Китай во всеуслышание заявил, что в ближайшую пятилетку собирается стать мировым...

ПОДРОБНЕЕ
Breguet

Breguet обратился к классике

Элегантные и лаконичные, часы Breguet всегда пользовались популярностью у аристократов. ...

ПОДРОБНЕЕ