Автомобили и самолеты: братья навек

Автомобили и самолеты: братья навек

С момента своего зарождения автомобилестроение и авиация – в постоянной связке. Обмен ноу-хау в различных сферах дошел до того, что сегодня летающие автомобили становятся реальностью.
Фото: Saab AB

Фото: Saab AB

Автомобили и самолеты связаны крепче, чем кажется на первый взгляд. Требования аэродинамики диктуют и самолетам и автомобилям обтекаемые формы и «оперение», задача снижения веса решается в обоих случаях использованием алюминиевых конструкций и композитных материалов. А такие ассистенты, как навигация, системы безопасности (от ремней безопасности до автопилотирования) имеют общую основу.

Совершенно логичным кажется и то, что многие ведущие автоконцерны начинали как производители авиационной техники. Да и сегодня ряд грандов автомобильной индустрии имеет подразделения, специализирующиеся на выпуске узлов и агрегатов для авиации. К примеру, у британского производителя лимузинов Rolls-Royce более чем столетний опыт в авиационной сфере, а турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Trent сегодня используются в ряде моделей средне- и дальнемагистральных лайнеров Airbus и Boeing. Наконец, в последние годы «земные» и «воздушные» технологии сосуществуют в концептуальных проектах летающих машин. Над одним из таких прототипов – Pop.Up Next – сегодня работают совместно компании Audi, Italdesign и Airbus.

Автомобили и самолеты: с небес на землю

Когда заходит речь об автомобильных компаниях, неразрывно связанных с авиацией, первой на ум приходит баварская BMW с ее знаменитой эмблемой – кругом, разделенным на два голубых и два белых сектора. Это одновременно отсылка к национальным цветам земли Бавария и стилизованное изображение пропеллера, вращающегося на фоне неба. История BMW началась в 1913 году с производства авиационных двигателей на предприятии в Мюнхене. Лишь в 1923-м инженер Макс Фриц, работавший ранее в авиации, направляет компанию с «неба» на «землю», создав легендарный мотоцикл BMW R32. А в 1928-м начинается выпуск BMW Dixi – первой серийной «легковушки» баварской компании, ставшей сверхпопулярной в Европе в годы экономических трудностей.

Кузовные выштамповки BMW Z4 Roadster напоминают складки оболочки дирижабля. Фото: BMW AG

Кузовные выштамповки BMW Z4 Roadster напоминают складки оболочки дирижабля. Фото: BMW AG

Как известно, по итогам двух мировых войн бизнес авиационных двигателей BMW был запрещен, соответственно, баварская компания дважды оказывалась на грани банкротства и в обоих случаях удержалась на плаву за счет выпуска легких мотоциклов и мотороллеров. А в 1955 году BMW наконец делает приоритетом выпуск легковых автомобилей. Первым массовым бестселлером становится BMW Isetta, которая выглядит точно как кокпит самолета, лишенный крыльев.

Неудивительно, что современные модели BMW и прежде всего купе и родстеры семейства Z отдают дань миру авиации. Взгляните на ультрасовременный концепт BMW Z4 Roadster! Кузовные выштамповки напоминают складки оболочки дирижабля, формы и пропорции продиктованы требованиями аэродинамики, а элементы обвеса и огромные воздухозаборники призваны создавать прижимную силу и участвовать в процессе охлаждения узлов и агрегатов.

Автомобили и самолеты идут дорогой викингов

Мощные авиационные корни имела и ныне, увы, отошедшая от дел автомобильная корпорация SAAB. Компания была основана в 1937 году в шведском Трольхеттане как Svenska Aeroplan Aktiebolaget (Шведское авиационное акционерное общество) и сосредоточилась на выпуске боевых самолетов. Одной из первых разработок фирмы стал стратегический бомбардировщик Saab B-3 – лицензионная версия немецкого Junkers Ju 86. Лишь в 1947 году в состав Svenska Aeroplan Aktiebolaget вошел национальный автопроизводитель Saab Automobile. И чем, как вы думаете, вдохновлялись автомобильные дизайнеры? Разумеется, самолетами.

Кузов Saab 92 был сконструирован по принципу фюзеляжа. Фото: Flickr.com/Jeff Krause

Кузов Saab 92 был сконструирован по принципу фюзеляжа. Фото: Flickr.com/Jeff Krause

Первый серийный автомобиль – Saab 92 – сошел с конвейера в 1949-м и был сконструирован по принципу фюзеляжей. Линии крыши и крыльев были сделаны максимально обтекаемыми, а двери и окна вырезались уже в цельносварном кузове. Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,32 был настолько мал, что шведы утерли нос тогдашним спорткарам Ferrari и Porsche. И, кстати, все ранние экземпляры Saab 92 были темно-зелеными – такая краска у Saab осталась еще со времен производства военных самолетов.

В дизайнерском и компоновочном плане автомобили Saab последних лет буквально пропитаны летной темой. Тут и характерные очертания фар, похожих на крылья, и радиаторная решетка в духе «фасадов» пассажирских лайнеров. Интерьеры также обнаруживают цитаты из авиационных кокпитов. Типичный пример – внутреннее убранство универсала Saab 9–5 второго поколения, который, к сожалению, так и не добрался до массового покупателя ввиду банкротства SAAB, о котором было объявлено в декабре 2011 года. Передняя панель Saab 9–5 «завернута» вокруг водителя, на центральной консоли мириады кнопок, зеленые стрелки циферблатов качаются в разных направлениях – это лишь часть стилизованного под авиацию инструментария. Надеемся, что все эти наработки не канут в Лету, ведь новый владелец, шведско-китайское совместное предприятие NEVS, не оставляет попыток перезапустить шведский автомобильный бренд, переориентировав его на выпуск электрокаров.

Автомобили и самолеты на два фронта

Сверхзвуковой истребитель Lockheed F-104 Starfi ghter производства Mitsubishi. Фото: Flickr.com/Jeff Krause

Сверхзвуковой истребитель Lockheed F-104 Starfi ghter производства Mitsubishi. Фото: Flickr.com/Jeff Krause

Если для компании BMW авиационный бизнес – это ее прошлое, а для SAAB, напротив – настоящее (компания Saab Avionics специализируется на производстве истребителей, в том числе Saab JAS39 четвертого поколения), то японский конгломерат Mitsubishi вот уже 100 лет успешно сочетает автомобили и самолеты в своем бизнесе. Первый автомобиль Mitsubishi, Model A, дебютировал в 1917 году, а уже через год компания занялась авиастроением.

Во время Второй мировой войны производство самолетов выходит у Mitsubishi на первый план. Интересный факт – японские бомбардировщики и торпедоносцы, атаковавшие Перл-Харбор, действовали под прикрытием истребителей Mitsubishi A6M2. Точно как коллеги из BMW, после поражения императорской Японии во Второй мировой Mitsubishi переориентируется на бытовую электронику и автомобили. Однако в 1952 году производство военных самолетов возобновляется.

В начале 1960-х японцы начинают выпуск сверхзвукового истребителя Lockheed F-104 Starfi ghter. На это же время приходится рост автомобильной империи Mitsubishi – появляются модели, ставшие родоначальниками популярных семейств (Colt, Galant). Вскоре к ним присоединяются бестселлеры Lancer, Pajero и Delica. Кроме того, с 1962 по 1974 год Mitsubishi в составе консорциума участвует в производстве пассажирского лайнера YS-11, а в 2015-м в воздух поднимается среднемагистральный лайнер Mitsubishi Regional Jet (MRJ) собственой разработки Mitsubishi. Интересно, что партнерами компании в этом проекте стали Honda и Toyota.

Что же касается тонкой связи между автомобилями и самолетами японской марки, она совершенно явно отражена в дизайне. Так, в облике седанов и кроссоверов Mitsubishi последних лет эксплуатируется тема «jet fi ghter»: трапециевидные решетки радиатора моделей Lancer, ASX и Outlander – не что иное, как стилизация жерла турбины истребителя-бомбардировщика Mitsubishi F-2 образца 1999 года, разработанного компаниями Mitsubishi Heavy Industries и Lockheed Martin для Воздушных сил самообороны Японии.

Самые интересные автомобильные новости читайте в My Way.

Текст: Василий Сергеев

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Фото: Saab AB

Автомобили и самолеты: братья навек

С момента своего зарождения автомобилестроение и авиация – в постоянной связке. Обмен ноу-хау в...

ПОДРОБНЕЕ
Predator 74. Фото: Sunseeker International Limited

Яхта как вилла... на воде

Стильные и практичные, мощные и маневренные – эти яхты не настолько велики, чтобы держать больш...

ПОДРОБНЕЕ