Александр Евдокимов: «Быть пилотом - не сравнимо ни с чем» – MyWay

Александр Евдокимов: «Быть пилотом - не сравнимо ни с чем»

Для Александра Евдокимова, генерального директора компании Jet Transfer, авиация – это и сбывшаяся юношеская мечта, и призвание, и профессия, и бизнес, и даже хобби. Господин Евдокимов рассказал My Way, почему число пилотов-любителей растет.

ФОТО: КСЕНИЯ ТАВРИНА

Александр Евдокимов родился в Алма-Ате в 1973 г. В 1995 г. окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации (КИИГА). Работал в Казахстане, затем в Москве в компаниях, связанных с авиационным бизнесом. В июле 2004 г. создал компанию Jet Transfer, потом Jet Media и единственную в России выставку бизнес-авиации Jet Expo, объединившиеся в 2007 г. в холдинг Jet Group. Jet Transfer специализируется на организации чартерных рейсов, а также является представителем производителей вертолетов Bell Helicopter и самолетов Cessna Aircraft.

 

Вы возглавляете компанию, которая занимается бизнес-авиацией. А как все начиналось? Как авиация возникла в вашей жизни?

Я окончил авиационный институт, потом немного летал борт-инженером на Ту-154. То время пришлось на самый развал отрасли. Многие авиакомпании или прекратили свое существование, или ужались. Честно говоря, мы оказались за бортом. Но уходить из авиации было бессмысленно – тем более что в этом секторе были получены хорошие знания. Опять-таки авиация – это такая история... Я не видел ни одного человека, который бы из нее совсем ушел. Нужно было просто найти дальнейшие пути – как развиваться. Я устроился в компанию, которая тогда уже занималась бизнес-авиацией, начал работать менеджером, оператором. Это было еще в Алма-Ате, в Казахстане, откуда я родом. Потом перебрался в Москву и продолжил работать в подобной компании. А потом решил создать свою. В 2004 году мы зарегистрировали компанию Jet Transfer, основным направлением которой стала организация VIP-рейсов на бизнес-джетах.

А почему вы вообще выбрали авиацию своей профессией? Кто-то из родственников летал?

Мой двоюродный дядя был пилотом. Но это не сильно сказалось на моем выборе. Больше повлияли детские увлечения. Еще в школе я попал в авиамодельный кружок – причем из кружка фотографического. Мы поехали снимать соревнования по моделизму, там я познакомился с ребятами, мы сдружились. Я пришел к ним на занятия и так там и остался.

Помимо организации VIP-рейсов, вы продаете самолеты и вертолеты. Какое из этих направлений сейчас более востребовано?

Мы уже давно являемся официальным представителем компаний Bell Helicopter и Cessna Aircraft в России. В зависимости от ситуации на рынке конъюнктура меняется. Иногда покупают больше самолетов, иногда больше вертолетов, иногда больше рейсов.

Кризис повлиял на спрос этих продуктов и этих услуг?

Конечно – как и на все другие направления бизнеса, кроме тех, что занимаются импортозамещением. У нас как раз импортозамещения нет. Воздушные суда, которые мы продаем, – импортные. И те самолеты, на которых выполняются бизнес-рейсы, – тоже в основном зарубежного производства и регистрации.

Что, на ваш взгляд, выгоднее – заказывать авиарейсы или иметь свой транспорт?

По моему, все-таки заказывать рейсы. Экономия средств при этом – абсолютный факт. Если сказать более правильно – затраты меньше. Приобретая свой самолет, человек получает некую несвободу: воздушное судно требует обслуживания, содержания, постоянного наличия экипажа и так далее. Соответственно, я за то, чтобы люди больше пользовались арендой. Тем не менее большие компании, корпорации могут позволить себе один или несколько самолетов – это нормальное явление. Опять-таки важна частота использования.

Если вы летаете два раза в неделю, наверное, свой самолет был бы более удобен – не надо лишний раз его искать, бронировать, согласовывать. Если вы летаете раз или два раза в месяц, – арендуйте. Это проще и дешевле.

Растет ли число покупателей, для которых пилотирование становится хобби?

Да. Сообщество пилотов-любителей множится. За последние пять-шесть лет у нас в стране произошли изменения в законодательстве, которые добавили свободы в использовании маленьких самолетов и вертолетов в качестве личного транспорта. И, безусловно, это дало свой толчок для развития. Те, кто ступил на эту стезю, – хорошие серьезные люди, которые свое свободное время проводят на аэродромах, в аэроклубах, вертолетных клубах. Это отдельный мир. Я и сам сейчас летаю. Это новая страница в моей жизни.

Можете рассказать подробнее?

Недавно я получил пилотское свидетельство. У меня маленький вертолет, на котором я летаю в выходные дни. Есть такая компания Heliport – она создала сеть клубов с очень неплохой и весьма комфортной инфраструктурой, где базируются вертолеты, где собираются самые разные люди – от банкиров до автопроизводителей. У всех у них один интерес – вертолеты, полеты, какие-то интересные истории, путешествия. Ребята летали даже в Новую Зеландию и Африку.

Из Подмосковья? На вертолете?

Да, туда и обратно. Кто-то летал на Северный полюс. Полеты по Европе – это вообще легко и просто. Как будто вы сели в машину – только еще проще. Полеты на вертолете – это мир, еще не изученный нашим обществом. Многие думают, что это хобби для нуворишей – дорогое и недоступное. Все это ерунда. Конечно, нужно иметь какой-то бизнес или хорошую зарплату, чтобы позволить себе полеты на вертолете. Но, уверяю вас, это не какой-то олигархический бизнес, связанный с нефтью или газом. Иногда даже покупают вертолет в складчину: на двоих, на троих. Тогда все становится еще более доступным. Полет в Подмосковье, например, фактически обходится в стоимость бензина – не такие уж большие деньги. Техническое обслуживание тоже сейчас налажено и не требует огромных расходов. Конечно, увлечения могут быть разные: кто-то ходит в спортзал, кто-то готовится к марафону, а кто-то бабочек собирает... Но быть пилотом – не сравнимо ни с чем. Я счастлив, что судьба свела меня с людьми, которые мне все это показали, рассказали, что я тоже нахожусь в этой схеме, имею вертолет, летаю.

Есть ли у вас любимые маршруты?

Учитывая, что я только начал летать, таких маршрутов немного. Самый изученный – полет в тренировочную зону около вертолетного клуба. Но поскольку вокруг Москвы сосредоточено очень много маленьких аэродромов, слетать к кому-то в гости в течение дня, туда-обратно – приятно и легко. Можно полететь пообедать в Петербург или Ригу. Кроме того, иногда на аэродромах устраивают праздники с шашлыками, какими-то мероприятиями, куда все слетаются, – это такое сообщество, которое не скучает. Летать можно хоть ежедневно, хоть в выходные, хоть в отпуск. Ребята летали и во Францию, и на Кипр, и в Германию. И вообще все вокруг России уже изведано.

Пилотируете ли вы самолет?

Могу. Но официально я летаю на вертолете.

Что проще в управлении и обслуживании – вертолет или самолет?

Наверное, не надо их сравнивать. Это все-таки разные технологии. Конечно, и там и там нужны умения, навыки. Но и то и другое – достаточно просто.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

И все-таки вы выбрали вертолет. Почему?

Потому что на вертолете я могу делать то, чего не могу на самолете. Для самолета необходима полоса, а вертолет может сесть на любую площадку. Вы можете полететь в любое место – на турбазу, к друзьям на дачу, сесть в поле рядом с коттеджем или озером. С другой стороны, в тех же Соединенных Штатах или в Европе больше развито самолетное направление – там больше аэродромов. У нас их много только вокруг Москвы. На вертолете более удобно выполнять какие-то прогулки, перелеты, не пользуясь аэродромами.

Свою семью вы берете с собой?

Да. Мы летаем вместе, когда это необходимо.

А много ли женщин-пилотов?

Да. Сейчас очень много молодых девушек, которые получают пилотские свидетельства. Они вызывают большое уважение.

Используете ли вы вертолет в бизнес-целях?

Сказать, что для меня вертолет – это чисто любительский момент, будет неправильно. Допустим, мне нужно в Липецк на переговоры. Я могу сесть в машину и долго ехать 400 км, а могу сесть на вертолет, быстро прилететь, провести переговоры и улететь обратно.

Сколько времени займет такой перелет?

Полтора часа или чуть больше. При этом я же совмещаю приятное с полезным – лечу не как пассажир, а как пилот, что намного интереснее.

Скоро лето. Ваши планы на отпуск тоже связаны с полетами?

Мне хочется попасть на вертолете в Сочи, в Краснодар. Хочется попасть на слет любителей авиации в Уфе. Есть в планах рыбалка в Карелии – можно прилететь туда, где даже дорог нет. Опять-таки вертолет нельзя рассматривать только как транспорт. Сам полет доставляет удовольствие. Здесь же присутствуют все атрибуты авиации – и ваш флайт-план, и общение с диспетчерами, и с другими бортами, которые летят рядом. Вы себя ощущаете настоящим пилотом, как пилот «Боинга», который на высоте 10 000 м везет кого-то из Токио в Лондон. У него такие же обязанности и технология работы, как и у вас на вашем маленьком вертолете.

Текст: Людмила Буркина

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Крутые виражи Бориса Ротенберга

29 марта в Сочи пройдет стартовый этап Чемпионата и Первенства России по картингу. О секретах п...

ПОДРОБНЕЕ

Памяти Карла Лагерфельда

Выставка «Карл Лагерфельд: Линия красоты» (Karl Lagerfeld: A Line of Beauty) в Метрополитен-муз...

ПОДРОБНЕЕ