Андрей Бойко: «Я знаю миллион маршрутов»

Андрей Бойко: «Я знаю миллион маршрутов»

Глава одного из крупнейших российских яхтенных операторов Burevestnik Group по количеству пройденных морских миль не раз обогнул земной шар. MAY WAY поговорил с Андреем Бойко о том, как яхта меняет образ жизни ее владельца, где бросить якорь в Москве и чем Сочи выгодно отличается от Канн.
Яхтенный оператор Burevestnik Group

Какие вопросы прежде всего должен решить для себя человек, который задумывается о приобретении яхты?

Безусловно, в данной ситуации мы не говорим о финансовой стороне вопроса – здесь все вполне очевидно. Покупатель должен прежде всего решить, зачем ему нужна яхта и что он хочет от нее получить. Это может быть все что угодно: желание оживить в памяти детские романтические воспоминания или что-то более практичное, например, рыбная ловля и занятия спортом – человечество всегда стремилось к воде и как к источнику жизни, и как к месту отдыха. Исходя из этих ожиданий можно выбрать нужную модель. Самая распространенная цель – это отдых на воде, когда владелец с семьей и друзьями садится в лодку и идет на ней до пункта назначения – ресторана, красивой бухты, пляжа, загородного дома или места рыбалки.

То есть, приобретая лодку, человек во многом решает для себя тему досуга?

Раз и навсегда решить тему досуга невозможно. Любые положительные ощущения рано или поздно притупляются, поэтому человек постоянно ищет новое. Людей, которые купили лодку, грубо говоря, случайно, за компанию или по велению моды, очень мало – все-таки это дорогое удовольствие. Когда проходит первый порыв эмоций, обычно новоиспеченный владелец понимает, что он действительно это любит – на уровне какой-то жизненной необходимости. Кто-то чуть-чуть охладевает. Кто-то вообще перестает заниматься, потому что появляются новые увлечения. Но повторю, что процент отказа очень невелик. Другое дело, что владельцы могут корректировать свои планы. Условно, купили катер для водных лыж, а любят рыбалку. Или, наоборот, купили катер для рыбалки, а любят путешествовать – для этого нужно возить с собой багаж, какое-то количество продуктов, должен быть достаточно большой запас хода, а значит, нужна яхта или катер побольше. Яхта – такое слово, которое иногда пугает. Вроде бы яхты – это что-то большое.

Огромное парусное...

 

Совершенно необязательно парусное. Такое представление – наследие советской эпохи, когда в сознании граждан другого понимания яхты, кроме как парусник с мачтой, не было. Между тем яхта – это любое судно, предназначенное для отдыха и проведения досуга. Когда-то мы шутили, что даже баржа с песком и зонтиком – тоже яхта.

Яхтенный оператор Burevestnik Group

Допустим, человек имеет яхту в Подмосковье. Может ли он прийти на ней в центр Москвы?

Любой судовладелец, с верно оформленными документами, на любом судне имеет право зайти в Москву-реку. Но вот парадокс – зайти-то он может, но пришвартоваться ему негде. Все причалы либо частные, либо принадлежат структурам, которые ревностно их оберегают. Получается, в городе есть река, но при этом она никак в его жизнь не интегрирована – если не считать водных трамвайчиков, с которых и туристы, и москвичи могут посмотреть на город, тем более что с воды он выглядит очень достойно. А если вы решили бы зайти на яхте в Москву, то, насладившись всей этой красотой, не смогли бы остановиться в центре – только далеко за городом. Нам показалось, что это неправильно. Поэтому на «Красном Октябре» возникла небольшая яхтенная марина, где любой судовладелец может в безопасности оставить свою лодку на день-два, получить воду, электричество, все необходимое. И при этом неплохо провести время, ведь сам по себе «Красный Октябрь» – центр культурной жизни. Пока, к сожалению, наша вместимость на причале невелика. Мы до сих пор занимаемся разрешительными документами и пока не готовы сделать там постоянную стоянку, но как гостевой причал он уже используется – для различных мероприятий, презентаций. Есть еще одна марина в Нагатино – но это уже скорее для того, чтобы держать лодку в Москве-реке.

Расскажите об Императорском московском речном яхт-клубе. Это историческое название?

Да, это историческое название яхт-клуба, который в XIX веке был создан состоятельными горожанами на стрелке острова между основным руслом Москвы-реки и Обводным каналом. Его современное название – Золотой. Николай II был членом его попечительского совета. Разумеется, ни о каком яхтинге в современном понимании этого слова речи не шло. Была лодочная станция и здание яхт-клуба, которое чудесным образом сохранилось до сих пор. Яхт-клуб получил статус Императорского как продолжение истории возникновения яхт-клубов – сначала императорский яхт-клуб возник в Санкт-Петербурге. И потом, по образу и подобию, был создан такой же в Москве. Группа «Гута», владеющая «Красным Октябрем», провела исследования и обнаружила уникальные материалы о том, как и на какие средства этот яхт-клуб существовал раньше: был устав, регламентирующий, кто мог быть членом и какие функции он нес – исключительно благотворительные, просветительские и спасательные. Также там был организован первый бассейн непосредственно в Москве-реке.
Судя по всему, место было аристократическое. Абсолютно. Вспомним литературу – от русской классики до Джерома К. Джерома. Яхта во все времена воспринималась как проявление некоего аристократизма.

С Императорским яхт-клубом на Крестовском острове в Петербурге аналогичная ситуация?

Там все иначе. Во-первых, это морской, а не речной клуб, как в Москве. Во-вторых, проект развивается даже не семимильными, а семидесятимильными шагами.

Там тоже есть исторические постройки?

Нет. Все сделано заново. Наследуется только название. Сейчас идет большая реконструкция, и я думаю, это будет один из крупнейших яхт-клубов в России – с огромным зданием самого клуба, с презентационными и выставочными площадками, офисами, ресторанами, парковками, вертолетной площадкой. Кстати, в Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, нет ограничений полетов малой авиации, можно летать прямо над центром города. Наверное, можно назвать это кластером – что-то будет из раздела яхтенной инфраструктуры, что-то из раздела лакшери, что-то из раздела искусства. Это будет очень развитое светское место, интересное не только яхтсменам. Оно должно открыться к весне следующего года.

Яхтенный оператор Burevestnik Group

ФОТО: Burevestnik Group

Что вы скажете о навигации в Питере?

В этом отношении город очень богат. Во-первых, есть Финский залив. По нему как минимум можно добраться на лодке до замечательных мест – Петергофа и Кронштадта, что делает путешествие вдвойне интересным. Далее – есть Балтийское море. Да, оно холодное, относительно неглубокое, и в свежую погоду там бывает не очень удобная волна. Но с точки зрения северного туризма это совершенно необыкновенная история. Что финские, что шведские, что норвежские фьорды и архипелаги – мега-фантастика! Что касается России, у нас тоже стали появляться яхт-клубы и какие-то стоянки и причалы – на Ладоге и Онеге такие места найти можно. Хотя у нас это еще не очень развито – сезон короткий, реально июль-август. Швеция и Норвегия к таким условиям более привычные.

А что вы скажете о южном направлении, о Сочи например?

После Олимпиады город сильно преобразился, но такое впечатление, что туда стекается вся российская глубинка. Возьмите знаменитые европейские курорты – Канны, Монако, Сен-Тропе. Знаете, какое главное отличие всех этих точек от Сочи? Там люди говорят на языке, которого мы скорее всего не понимаем, и поэтому нам кажется, что они не ругаются матом и от них не исходит никакой опасности. Я во всех этих местах был и бываю много раз и уверяю вас, что ехать в «Ласточке» от сочинского вокзала на Розу Хутор в миллион раз приятнее, чем в электричке вдоль Лазурного Берега. А если в Сочи вы будете жить только в «Родине» или в «Хаятте» и никуда не выходить, то вы и не заметите тех вещей, которые вам бросаются в глаза, когда вы просто идете по улице. В сравнении с европейскими курортами в Сочи сейчас намного безопаснее – даже в плане элементарного уличного хулиганства. И, кстати, сколько существует Монако в том виде, в котором мы его знаем? Меньше 60 лет. А Сочи? Три года. Десять лет назад мы первыми обратили внимание на старый сочинский порт, долго хотели получить его в свой портфель. Звезды сошлись: в Россию пришла Олимпиада. За государственные средства был построен новый порт, который обхватил собой старый и создал абсолютно новый портовый район. Размеры старого сочинского порта не соответствуют размерам современных паромов и лайнеров, и в этот генеральный проект органично влилась яхтенная марина. Частный яхтинг получил возможность прижиться в Сочи, и совместно с компанией «Совкомфлот», партнером которой мы стали, была осуществлена организация этой яхтенной марины. Мы начали с нуля и на сегодняшний момент около 180–190 судов находится там на постоянном базировании, не считая 50–60 гостевых заходов. Постоянная заполняемость в конце 2017 года будет составлять примерно 70%. Это очень высокий показатель.

Яхтенный оператор Burevestnik Group

ФОТО: Burevestnik Group

Москва – по-прежнему порт пяти морей? Выйдя из Москвы, можно дойти до Сочи?

Да. Можно дойти до Сочи. Или, обогнув Европу, до Санкт-Петербурга. Например, выйти через Оку, затем у Нижнего Новгорода попасть в Волгу. Спуститься вниз до Волгограда, далее по Волго-Донскому каналу через Цимлянское водохранилище попасть в Дон. По Дону, мимо Ростова, спуститься в Азовское море. Пройдя его, вы попадаете в Керченский пролив, выходите в Черное море. Налево у вас Сочи, направо Крым. Если вы пересекаете Черное море – перед вами Босфор. За ним – Мраморное море. Далее пролив Дарданеллы, Адриатическое море, справа Греция, слева Турция. На Адриатике есть вариант пройти мимо Албании, Черногории и Хорватии до Венеции, затем вдоль итальянского «сапога» спуститься вниз. Либо можно сразу пересечь Адриатическое море и прийти на Сицилию. Затем наверх – пройти всю Италию до Портофино и Сан-Ремо. Далее – Монако, все Лазурное побережье. Либо другой вариант – не поднимаясь, сразу идти на Сардинию. Далее на Корсику, Ибицу. Далее либо пересекать все море и переходить к Балеарам, либо вдоль побережья пройти Италию, Францию, Испанию – и перед вами Гибралтар. Через него вы попадаете в Атлантический океан. Налево – Канары, направо – Португалия. Огибаете Пиренейский полу остров – снова Испания, Франция, масса интересных городов. Дальше Дания, Германия. Через Кильский канал проходите в Балтийское море. Затем можно идти мимо Норвегии, Швеции, Финляндии в Санкт-Петербург.

А какой Ваш любимый маршрут?

Одного любимого нет, но есть сверх запомнившиеся места. Например, архипелаги Хорватии. Не нужно быть каким-то супер опытным морским волком, для того чтобы взять небольшую лодочку и попутешествовать там несколько дней самому или с капитаном. Шведские архипелаги или норвежские фьорды – это потрясающая северная природа и невероятные ощущения, когда вы стоите, носом уткнувшись в скалу высотой 400–500 м, а эхолот показывает глубину 1,5 км. Что касается теплой воды, я могу рекомендовать Бонифаччо на Корсике. Это уникальный природный фьорд, при этом очень красиво освоенный. Я знаю миллион маршрутов, но поверьте, очень интересен маршрут из той же самой Москвы по Волге в Черное море, а также маршрут из Москвы в Санкт-Петербург северным путем.

 

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Людмила Буркина

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Линия Чипперфилда

Британец Дэвид Чипперфилд стал 52-м лауреатом Притцкеровской премии — самой престижной награды ...

ПОДРОБНЕЕ

Триумф Сесилии Викуньи

Известная своими радикальными текстильными инсталляциями чилийская художница и поэтесса Сесилия...

ПОДРОБНЕЕ