Анна Сережкина: «Мы ожидаем приток самолетов»

Анна Сережкина: «Мы ожидаем приток самолетов»

Бизнес-авиация – для России отрасль новая, но весьма активно развивающаяся. Что стимулирует, а что сдерживает это развитие; какие тренды обозначились в 2018 году и чего ожидать в ближайшем будущем, – на вопросы MY WAY отвечает Анна Сережкина, исполнительный директор Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА). 
Фото: Сергей Новожилов

Фото: Сергей Новожилов

Чем занимается ОНАДА? Какие задачи решает?

ОНАДА объединяет организации, которые заняты практически во всех секторах деловой авиации: авиакомпании, операторы и производители воздушных судов, центры технического обслуживания, брокеры, сервисные и кейтеринговые компании. Как и любая другая профессиональная ассоциация, ОНАДА защищает интересы своих членов на всех уровнях, содействует развитию их бизнеса, а следовательно, и развитию отрасли в целом.

Кроме того, мы представляем российскую деловую авиацию на международном уровне. Нам важно, чтобы зарубежные коллеги знали о состоянии нашего сектора, принимали в расчет наши интересы и получали актуальную информацию из первых рук – о последних изменениях в законодательстве, практике, принципах работы и т.д. Например, мы информировали зарубежные авиакомпании о правилах выполнения полетов в России в период проведения Чемпионата мира по футболу. Важно отметить, что именно ОНАДА является главным источником экспертизы и информации об отрасли и проводит все крупнейшие отраслевые мероприятия разного уровня и формата.

В таком случае у вас есть полная картина ситуации. Насколько динамично развивается бизнес-авиация в России?

Как и другие отрасли, деловая авиация подвержена влиянию внешних факторов. Но важно другое: относительно европейской и американской моделей российская отрасль новая. Целая индустрия начиналась практически с нуля, а сегодня это ультрасовременный высокотехнологичный сектор, в котором заняты тысячи профессионалов с высокой квалификацией. За последние 25–30 лет мы смогли пройти путь, который коллеги преодолевали намного дольше. А уйти смогли намного дальше.

На статической площадке выставки «RUBAE-2018». Фото: Владислав Карпов/ТАСС

На статической площадке выставки «RUBAE-2018». Фото: Владислав Карпов/ТАСС

Что конкретно вы имеете в виду?

Можно с гордостью сказать, что в московском авиаузле расположен самый крупный в Европе FBO – «Центр бизнес-авиации» Внуково-3. На территории России функционируют комплексы и центры, которые по техническому обслуживанию ВС, по оборудованию и технологиям превосходят европейские. Наша отрасль моложе, и за счет этого во многом представляет новое поколение.

Вы начали говорить о влиянии внешних факторов. Как с этой позиции можно оценить 2018 год? Какие наметились тренды?

Безусловно, когда речь заходит о влиянии, в первую очередь всплывает тема санкций. Как ни парадоксально, для нашей отрасли мы видим здесь существенную перспективу – возвращение активов под российскую юрисдикцию. Это касается и самолетов. Мы ожидаем, что менеджмент самолетов от многих зарубежных операторов перейдет под российское управление. Самолет – это генератор всех видов бизнеса в деловой авиации. Его надо припарковать, обслужить, починить, заправить... Соответственно, он «обрастает» облаком товаров и услуг, которые необходимы для его успешной и безопасной эксплуатации. Чем больше у нас будет самолетов, тем активнее будет развиваться и вся отрасль, включая технические центры, наземную инфраструктуру, сервисные компании – от уборки до подготовки персонала и кейтеринга. Спрос на сами перевозки, безусловно, зависит от экономической ситуации, но в большем или меньшем объеме он будет всегда.

Сегодня деловая авиация стала не просто роскошным средством путешествий, а производственной необходимостью и во многих случаях экономически выгодным инструментом для бизнеса.

Деловая авиация – это еще и очень высокотехнологичная, во многом передовая отрасль транспорта. Сейчас большое внимание уделяется информационным разработкам разного уровня. Даже в рамках деловой программы, которую ОНАДА проводила в сентябре на выставке «RUBAE», мы активно заглядывали в будущее, не такое далекое. Говорили о цифровизации, блокчейне, IT-решениях для самых разных аспектов деятельности. В частности, был представлен проект «NAJET».

В чем суть этого проекта?

Это платформа для онлайн-бронирования и продажи самолетов. Ключевой фактор – программное обеспечение, которое должно учитывать сотни параметров и критериев при подборе конкретного самолета с конкретным экипажем для выполнения полета по конкретному маршруту с конкретным расписанием. Программа, предназначенная для управления флотом и ресурсами авиакомпаний бизнес-авиации, будет функционировать в «облачных» технологиях и основываться на автоматическом и ручном (если это понадобится) вводе всей информации, необходимой для формирования реального предложения для клиента. Алгоритм базируется строго на нормах российских федеральных авиационных правил.

На церемонии вручения премии «Крылья бизнеса-2018». Фото: предоставлено Анной Сережкиной

На церемонии вручения премии «Крылья бизнеса-2018». Фото: предоставлено Анной Сережкиной

А как вы оцениваете ребрендинг выставки «Jet Expo», с этого года – «RUBAE»?

Наша ассоциация имеет непосредственное отношение к обновлению выставки. ОНАДА выступила организатором всей деловой программы, которая в существенной степени стала ключевым событием выставки 2018 года. За два дня мы провели 13 мероприятий. Каждый час начиналась новая встреча с экспертами. У нас всегда был полный зал, иногда даже не хватало мест.

Этим двум дням предшествовала большая работа. ОНАДА еще раз подтвердила свой статус экспертного источника отраслевой информации. И, надеюсь, в 2019 году мы продолжим сотрудничество с организаторами выставки, которые любезно предоставили для нашей деловой программы всю необходимую инфраструктуру.

Но первым крупным событийным мероприятием 2019 года станет церемония вручения премии «Крылья бизнеса». Так?

Совершенно верно. 22 февраля 2019 года состоится вручение ежегодной премии за наивысшие достижения в области деловой авиации «Крылья бизнеса», которую ОНАДА учредила в 2016 году.

Это будет уже третья церемония. Растет ли интерес к премии со стороны участников рынка? Расширяется ли список номинаций?

Интерес растет. Эта премия – не только повод для гала-ужина с дресс-кодом black tie и вручения призов. Она подводит итоги прошедшего года и в какой-то степени отражает текущую ситуацию – представленность компаний, лидерство в том или ином сегменте и т.д. Мы вручаем премию в 13 номинациях, некоторые из них меняются в зависимости от актуальности, от конъюнктуры рынка.

То есть вы видите, что премия стимулирует конкуренцию?

Конечно. Людям важно признание на рынке. Кстати, с 15 ноября на сайте премии www.wingsaward.ru у каждого номинанта, который подал заявку на участие в премии, уже открыта своя страница с подробной презентацией.

Вы яркий пример того, что бизнес-авиация не является только «мужской территорией». Как получилось, что вы связали свою жизнь с этой сферой?

Пришла по объявлению! В прямом смысле слова. До прихода в ОНАДА в 2009 году у меня был опыт работы в одной из крупнейших на тот момент групп авиапредприятий, а также в юридическом консалтинге в области транспортных и инфраструктурных проектов. В Ассоциации была открыта вакансия, а у меня тогда каких-то четких планов не было. Сейчас я рада, что в этой работе смогла увидеть перспективу, и искренне верю, что представлять целую отрасль – дело нужное, важное и ответственное. И благодарна всем коллегам по цеху за оказанное доверие и поддержку на этом пути.

Как вы проводите свободное время? В чем черпаете силы, вдохновение?

Очень люблю хорошую музыку и мечтаю посетить все главные оперные театры мира. К счастью, близкие разделяют этот интерес, поэтому «слетать в театр» – в Вену, Ригу, Санкт-Петербург – ничего необычного. Почти как сходить в кино.

А какие направления выбираете для путешествий?

Поездок бывает много, и по работе, и личных. У работы в авиации есть большое преимущество – если в направлении путешествия есть аэропорт, там обязательно будут друзья. Или как минимум друзья друзей. Так что приятная компания всегда обеспечена! Я видела Европу от Хельсинки до Лиссабона, была в странах Азии, Востока, Северной Африки. Несколько раз была в Китае – каждый раз это были самые сильные впечатления. Очень надеюсь попасть туда вновь. А вот Новый год традиционно отмечаю дома. Для нас это праздник семейный, так что для путешествий время буду искать другое. И очень надеюсь, что 2019 год порадует меня новыми открытиями! А всем читателям MY WAY хочу пожелать счастливого Нового года, успехов в бизнесе, здоровья и, конечно, интересных путешествий и безопасных полетов на бизнес-джетах!

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в My Way.

Текст: Людмила Буркина

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

TAG Farnborough Airport. ФОТО: ANTHONY WELLER-VIEW/ALAMY/ТАСС

5 лучших FBO: наземный тыл бизнес-авиации

Ежегодно операторы, предоставляющие услуги по наземному обслуживанию бизнес-джетов и их пассажи...

ПОДРОБНЕЕ

Александр Суменков: «Масло нероли вообще переживает в последнее время ренессанс»

Блогер и основатель компании SUMENKOV parfumeur Александр Суменков о трендах и новых ароматах с...

ПОДРОБНЕЕ