Дрис ван Нотен: преданный садовник

Дрис ван Нотен: преданный садовник

В современной фэшн-индустрии, в условиях экономического кризиса и кризиса идей лишь единицы могут себе позволить роскошь быть независимыми. Дрис ван Нотен – один из таких счастливчиков. Один из «антверпенской шестерки», он, как и 32 года назад, упорно гнет свою линию: создает коллекции, какие хочет, не приплачивает знаменитостям за рекламу, игнорирует паблики в соцсетях. Процесс создания одежды он сравнивает с выращиванием роз. И, как герой Сент-Экзюпери, он в ответе за свои розы.

3213

В современной фэшн-индустрии, в условиях экономического кризиса и кризиса идей лишь единицы могут себе позволить роскошь быть независимыми. Дрис ван Нотен – один из таких счастливчиков. Один из «антверпенской шестерки», он, как и 32 года назад, упорно гнет свою линию: создает коллекции, какие хочет, не приплачивает знаменитостям за рекламу, игнорирует паблики в соцсетях. Процесс создания одежды он сравнивает с выращиванием роз. И, как герой Сент-Экзюпери, он в ответе за свои розы.

В начале весны на большой экран вышли документальный фильм «Дрис ван Нотен» и одновременно мелодрама Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить». В «Призрачной нити» главный герой – великий кутюрье, затворник-перфекционист в идеально отглаженной рубашке, был списан с Кристобаля Баленсиаги. Но если бы нужно было найти ему замену в настоящем времени, то это, конечно, был бы Дрис.

Из коллекции Dries van Noten весна-лето 2016. Фото: Reiner Holzemer Film

Из коллекции Dries van Noten весна-лето 2016. Фото: Reiner Holzemer Film

«Дизайнер, непохожий на дизайнера», – так однажды назвала его легендарная Анна Винтур. И действительно: ван Нотен меньше всего напоминает человека, создающего моду. Он носит строгие брюки, простые джемпера и рубашки всех оттенков серого, у него всегда одна и та же, классическая мужская прическа, и он неизменно скромен и подчеркнуто вежлив. В нем нет ни капли эгоцентричности (как, впрочем, и эксцентричности), пунктуальность и железная дисциплина – его конек. Как ни парадоксально, именно самодисциплина обеспечила ван Нотену такую редкую в наше время свободу творчества.

Кроме любви к одежде, отец привил Дрису страсть к садоводству – особенно к выращиванию роз. Поначалу юноша бунтовал, ему казалось, что цветы – это по женской части

Фламандский дух

В отличие от большинства других дизайнеров он никогда не хотел получить все и сразу, не гнался за трендами и ради выгоды не продавался модным конгломератам. Ван Нотен действовал медленно и осторожно, доверяя только собственному чувству стиля и контролируя весь процесс производства – от первого эскиза до последней пришитой пуговицы. «Все разложить по полочкам» – его главный творческий и жизненный принцип. Те, кто был у ван Нотена в мастерской или в гостях в его доме, вспоминают огромное количество коробочек и шкатулочек, куда он прячет свои рассортированные сокровища – образцы тканей, броши, булавки, старинные кружева и выкройки.

Главное для ван Нотена – цвета и фактуры тканей. Фото: Reiner Holzemer Film

Главное для ван Нотена – цвета и фактуры тканей. Фото: Reiner Holzemer Film

Может, дело в том, что он родом из Бельгии (хотя сам ван Нотен уточняет: «Из Фландрии. Не нужно путать») с ее размеренным ритмом жизни: никто никуда не спешит, все делается обстоятельно, со всей серьезностью. Маленькая страна в середине Европы всегда оказывалась на периферии – самое важное в моде, музыке, искусстве происходило где-то рядом: в Италии, Голландии или Франции. Поэтому бельгийцы (и фламандцы) никогда не спешат – они коллекционируют эмоции, чувства, всю гамму культурных и модных трендов.

Ван Нотен: Розовый период

Дрис ван Нотен был младшим ребенком в семье. Его жизнь связана с модой с самого детства: отец, потомственный портной, держал несколько модных магазинов в Антверпене и несколько раз в год ездил за закупками в Париж, Лондон и Рим. Дрис сопровождал его в этих поездках и сам выбирал лучшие рубашки Charvet и ботинки Ferragamo. Когда он немного подрос, ему была доверена самостоятельная закупка детских коллекций. Кроме любви к одежде, отец привил Дрису страсть к садоводству – особенно к выращиванию роз. Поначалу юноша бунтовал, ему казалось, что цветы – это по женской части. «Не существует занятий исключительно женских и исключительно мужских, – объяснял ему ван Нотен-старший. – Нужно заниматься тем, что нравится и что получается у тебя лучше, чем у других».

Шестеро смелых

Фото: Abaca Press/Tass

Фото: Abaca Press/Tass

Дрис поступил в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене, на «золотой курс» Линды Лоппы. Его однокурсниками стали Мартин Маржела, Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Марина Йи и Дирк ван Сане. Почти каждое из этих имен стало легендой в истории, а тогда, в начале 1980-х, они просто были талантливыми молодыми людьми, устраивавшими буйные вечеринки и мечтавшими превратить Антверпен в столицу если не мира, то моды. В 1986-м все они, за исключением Маржелы (который устроился на работу к Жан-Полю Готье), арендовали микроавтобус и почти партизанскими методами проникли на Неделю высокой моды в Лондоне. Назвали себя «антверпенской шестеркой», показали совершенно необычную моду – интеллектуальный авангард, чистые краски, точные линии, сложный архитектурный крой. И стали любимцами публики и прессы.

Образы из коллекции Dries van Noten осень-зима 2018–2019. Фото: Abaca Press/Tass

Образы из коллекции Dries van Noten осень-зима 2018–2019. Фото: Abaca Press/Tass

Они и сейчас общаются между собой, хотя их дороги разошлись: Анн Демельмейстер, например, покинула свой именной бренд, а Дирк Биккембергс окончательно ушел в спортивный стиль. Но сейчас вдруг выяснилось, что ван Нотен правильнее всех инвестировал свой первый успех и признание. Он отверг ряд выгодных предложений о сотрудничестве, на первых порах даже отказался шить женскую одежду – и тогда байеры нью-йоркского универмага Barneys пошли на хитрость: закупили коллекцию ван Нотена и для мужского, и для женского отделов – но в последнем случае взяли самые маленькие размеры.

Правильный ван Нотен

Образы из коллекции Dries van Noten осень-зима 2018–2019. Фото: Zuma\Tass

Образы из коллекции Dries van Noten осень-зима 2018–2019. Фото: Zuma\Tass

Первый парижский бутик ван Нотен открыл только в 2007 году, пару лет спустя появился магазин в Токио. Но если вы хотите купить одежду от ван Нотена, правильнее будет съездить в его родной Антверпен. Это его город, его источник вдохновения, и именно там вы поймете, ваш это дизайнер или нет. Потому что Дрис ван Нотен, конечно, – кутюрье не для всех. Его коллекции, такие разные, вдохновленные то Ротко, то Фрэнсисом Бэконом, то Дэвидом Боуи, то панк-движением 1950-х, – на самом деле вполне определенный зашифрованный код. Тот, кто узнает на вас свитер «от ван Нотена», – из той же категории посвященных.

Коллекции Дриса – не для любителей броского шика и логомании. Они не всегда комплиментарны для фигуры и уж точно не созданы для того, чтобы польстить женщине

В наше время, когда большинство его коллег увлекает уличная мода, Дрис упорно тащит нас в музей и театр. Его показы – это всегда отдельная, роскошная, ни на что не похожая история: будь то показ сезона весна-лето 2008, который он провел при свечах в миланском соборе Дуомо, или коллекция 2016 года, которую он показал на сцене легендарной парижской Опера Гарнье. Дрис ван Нотен добивался этой чести 14 лет и готов был ждать еще дольше: терпения ему не занимать.

Ваш цвет, ван Нотен!

Цветы – неизменный источник вдохновения дизайнера. Фото: Reiner Holzemer Film

Цветы – неизменный источник вдохновения дизайнера. Фото: Reiner Holzemer Film

Для художников Фландрии всегда был важен цвет – и Дрис ван Нотен как настоящий фламандец считается «королем цвета» в современной моде. Его синий – это всегда особенный синий, ярче, чем индиго, глубже, чем цвет океана. Красный – сложный красный, больше похожий на палитру пряностей с антверпенского рынка. Зеленый – необычный зеленый, нечто среднее между цветом свежескошенной травы и чистого изумруда… Пурпурный – оттенок дельфиниумов и роз из его сада под Антверпеном – его любимый. Соединение всех этих цветов дает особый эффект – вы чувствуете свою причастность к созданию какой-то картины, в которой вы – главное действующее лицо. Коллекции Дриса – не для любителей броского шика и логомании. Они не всегда комплиментарны для фигуры и уж точно не созданы для того, чтобы польстить женщине. Простые чистые линии и цвета подчеркивают индивидуальность – но лишь в том случае, если она есть. Ван Нотен считает девизы пошлостью, но мы все-таки пофантазируем: его одежда – это вдохновение, а не провокация; стиль, а не вызов. Недаром главной «звездной» фанаткой Дриса ван Нотена является Кейт Бланшетт – с того самого момента, как он придумал ей великолепное шелковое платье для церемонии «Оскар».

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в My Way.

Текст: Ольга Маршева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Baccarat

Хрустальный зверинец от Baccarat

В переводе с японского слово «оригами» означает «сложенная бумага», но французский бренд Baccar...

ПОДРОБНЕЕ
Harry Winston

Новая коллекция коктейльных колец от Harry Winston

Гарри Уинстона называли королем бриллиантов, но это не значит, что прославленный американский ю...

ПОДРОБНЕЕ