Гай Ричи: плохой хороший парень

Гай Ричи: плохой хороший парень

К Гаю Ричи можно относиться как угодно, но невозможно отрицать: у него есть свой стиль, а каждый его фильм собирает полные залы. На экраны выходят «Джентльмены», где Ричи собрал практически всех главных звезд Старого и Нового Света, – такое нельзя пропустить.
Гай Ричи

ФОТО: UPI/ALAMY/ТАСС

Каждый хороший мальчик из интеллигентной семьи мечтает стать хулиганом – хотя бы ненадолго. Том Сойер хотел быть Гекльберри Финном, Тимур, мы уверены, завидовал Мишке Квакину. И только у Гая Ричи получилось усидеть сразу на двух стульях: мальчик, чей отчим был баронетом и чье детство прошло в настоящем замке XVII века, построил свою карьеру, снимая фильмы о лондонской шушере – мелких мошенниках, карточных шулерах и кокни из пригородов.

Вот уже 20 лет не утихают споры, действительно ли уличный столичный сброд в жизни разговаривает так же, как герои фильмов Гая Ричи. Мы не можем ответить на этот вопрос, но заметим, что свою генеральную линию Гай проводит даже в проектах, никак не связанных с современным Лондоном. И молодой король Артур, и сам Шерлок Холмс ведут себя как задиры из паба за углом. Даже в диснеевском «Аладдине» Ричи привлек прежде всего сюжет об уличном воришке.

«Моя тема!» – гордо заявлял режиссер во всех интервью.

Свой новый фильм «Джентльмены» режиссер характеризует как «возвращение к истокам». А это значит – долой мышиную возню со сказками, легендами и популярными книжками. Гай снова пишет свою собственную историю – про плохих (но страшно обаятельных) парней, которые хотят сорвать большой куш в современном Лондоне. Его не волнуют Brexit, новое назначение Бориса Джонсона, подъем феминистского движения и все тому подобное, сиюминутное. Нет, Гай Ричи снова играет в любимую игру взрослых мальчиков – может, и без карт, зато с деньгами, стволами и шикарными диалогами в духе гангстерских фильмов. С удовольствием поможем вам разобраться в его фирменных приемах.

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола» (1998). ФОТО: TCD/PROD.DB/ALAMY/ТАСС

Девушкам здесь не место

Главный конек Гая Ричи – он умеет собрать идеальные компании, в которых не прочь оказаться каждый зритель мужского пола. В фильме «Карты, деньги, два ствола» был небольшой бюджет (чуть больше £1 млн, совсем несерьезная цифра), на полный профессиональный кастинг денег не хватало, и поэтому Ричи позвал спортсменов – бывшего пловца Джейсона Стейтема, бывшего футболиста Винни Джонса и бывшего борца Ленни Маклина. Оказалось, рецепт «смешивать, но не взбалтывать» подходит и к большому кино.

В «Большом куше» сыграл уже Брэд Питт – говорят, он напросился на роль сам, так ему понравились «Карты, деньги…». У Ричи он выступил в роли боксера-цыгана, так как не смог освоить «правильный» акцент кокни, и сделал это блестяще, сломав привычные представления о Брэде красавчике: золотая бляха на шее, пыжиковое пальто и видавшая виды шляпа, как у Льва Евгеньича из «Покровских ворот».

«Каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем»

В «Револьвере» у Ричи снова играл Джейсон Стейтем, а приглашенной звездой выступил на этот раз Рэй Лиотта. В одном кадре «Рок-н- ролльщика» толкались локтями Джерард Батлер, Том Харди и Идрис Эльба. Даже самые недовольные критики сошлись во мнении, что в «Шерлоке Холмсе» и «Агентах А.Н.К.Л.» были идеально подобраны дуэты. Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу органично дополняли друг друга, как и полагается Холмсу и Ватсону. А Генри Кавилл и Арми Хаммер заставляли женские сердца биться чаще – выбрать кого-то одного было невозможно: оба круты, и оба красавцы.

Кстати, о женщинах – в фильмах Гая Ричи их почти нет, а если и появляется одна божественная красотка, то забывается почти сразу после выходиз кинотеатра. Современные амазонки этим фактом страшно недовольны, но что они могут поделать! Гай Ричи вместе с его американским коллегой Квентином Тарантино – последние «бастионы» маскулинного кино.

Но вернемся к «Джентльменам» – в них Ричи превзошел сам себя. Чарли Ханнэм, Колин Фаррелл, совершенно неузнаваемый Хью Грант, а также Мэттью Макконахи и Джейсон Вонг. По словам Гая, все эти парни согласились играть у него сразу же, с первого телефонного звонка. «Обычно после этого меня спрашивают: «Даже Хью Грант?» Так вот: даже Хью Грант!» – смеется Ричи. Хотя чего тут удивляться – и Грант, и Ханнэм уже снимались у Гая (в «Агентах А.Н.К.Л.» и в «Мече короля Артура» соответственно), а настоящие парни своих не бросают.

На съемках фильма «Большой куш» (2000). ФОТО: SPORTSPHOTO/ALAMY/ТАСС

Редиска – нехороший человек

У героев Гая Ричи нет нормальных имен – вместо них или прозвища, или фамилии, которые мало отличаются от прозвищ. Говорят, сначала это было одноразовой шуткой: Гай решил дать герою Стейтема какое-нибудь странное имя в фильме «Карты, деньги, два ствола». Так на свет появился Бекон – вполне возможно, Ричи цитировал классику британского юмора «Летающий цирк Монти Пайтона» («Яйца и спам. Яйца, бекон, спам»).

Привычка давать героям Стейтема странные имена так и осталась: уже у других режиссеров он был Фермером, почти неприличным Чевом Челиосом и даже парнем по имени Рождество. Ну а Гай Ричи продолжал резвиться: в «Большом куше» фигурировали персонажи с именами Фрэнки «Четыре пальца», Джек «Всевидящий глаз» и Тони «Пуля в зубах», в «Револьвере» главного злодея звали женским именем Дороти Мака, в «Рок-н-ролльщике» были Раз-два, Мямля и Красавчик Боб. На момент написания материала русский дубляж «Джентльменов» еще не был готов, но уже известно, что Ричи пройдется по нашим коллегам журналистам: одного из героев зовут Праймтаймом, другого – Прессфилдом.

Рок-н-ролл

«Я начинал в музыкальном бизнесе, и до сих пор меня мучают сомнения, правильно ли я сделал, что ушел в кино. Над каждым саундтреком каждого фильма я бьюсь по паре лет – суммарно это больше времени, чем я трачу на написание сценария и сьемки», – как и Квентин Тарантино, Ричи обращает особое внимание на музыкальную составляющую своих картин. При этом он не нанимает композиторов, а использует уже придуманные кем-то песни, как правило, хиты (за исключением, может быть, «Револьвера», где было несколько специально сочиненных мелодий).

На съемках «Аладдина» (2019). ФОТО: TCD/PROD.DB/ALAMY/ТАСС

У Ричи весьма своеобразный, эклектичный вкус: его сборники напоминают подростковые плей-листы best of the best, идеальные для мальчишников. В его дебюте Джеймс Браун и Дасти Спрингфилд соседствовали с Робби Уильямсом и Stone Roses, а в одной из ключевых сцен можно было услышать великого Эннио Морриконе. Не знаем, платит ли Ричи авторские в полном размере или исполнители сами готовы отдать ему свои лучшие песни, но в «Большом куше» звучали уже Oasis и Massive Attack, Мадонна звучала тоже, но она тогда была женой режиссера, так что это не в счет.

В фильме «Рок-н-ролльщик» невозможно было обойтись без двойной порции рок-н-ролла: и забавно, что, кроме The Clash и Лу Рида, можно было услышать нетленку «Допился» русской группы «Сектор Газа» («Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец!»).

«Если у вас никогда не было приступов смеха в английском пабе, когда вы сидите за стойкой и битый час хохочете, то вам нашего юмора не понять»

Русская мафия

Англичане крайне болезненно относятся к «русскому вторжению», – чего стоит хотя бы покупка Романом Абрамовичем футбольного клуба «Челси». Гай Ричи любит подлить масла в огонь, и поэтому почти в каждом своем фильме оставляет место за русскими мафиози. Режиссер видит их хладнокровными, все просчитывающими негодяями со своим особым, почти средневековым кодексом чести: они злоупотребляют водкой и татуировками, среди них обязательно есть один псих и один пахан с дурным вкусом в одежде. И, разумеется, у всех русских Ричи странные имена. В «Большом куше» торговал оружием Борис Юринов по прозвищу Бритва («Резкий, как удар серпом по яйцам, жесткий, как удар молотом. Живой советский герб»). В «Рок-н-ролльщике» намек куда более прозрачный: русский олигарх с фамилией Омович готов на все, чтобы построить в центре Лондона свой футбольный стадион. Даже внешне актер напоминает Романа Абрамовича, хотя Гай Ричи, разумеется, открещивался от любого сходства. Любопытно, что в «Джентльменах» главными условными злодеями выступают китайцы.

Он так шутит

«Если у вас никогда не было этих приступов смеха в английском пабе, когда вы сидите за стойкой и битый час без остановки хохочете, как гиена, то вам, конечно, нашего юмора не понять», – утверждает Ричи. Его героев и ситуации, в которые они попадают, легко можно переместить во времени на 600 лет назад и сделать, например, персонажами «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера. Что бы ни говорил сам режиссер, он невольно цитирует классику английского юмора. И осовременивает этот юмор – лучшие из фильмов Ричи расходятся на цитаты.

Компания «Джентльменов» (2020). ФОТО: NEWS.AGENTM.TW

Вот лишь несколько: «Где приглашения? – Приглашения? – Приглашения! Четыре белые бумажки с вашими именами. – Есть сто тысяч бумажек с портретом королевы. Сойдет?» («Карты, деньги, два ствола»).

«А это Томми. Он всем говорит, что его назвали в честь автомата «Томми-ган», но на самом деле его назвали в честь знаменитого в XIX веке балетного плясуна» («Большой куш»).

«Это не глупость. Глупость – это то, что Чарли Чаплин занял второе место в конкурсе клонов Чарли Чаплина в Германии» («Револьвер»).

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Бахрушинский открывает выставку о Майе Плисецкой

Новая выставка Бахрушинского музея – «Майя Плисецкая. Арена жизни», которая открывается в Люксе...

ПОДРОБНЕЕ

Триумф Сесилии Викуньи

Известная своими радикальными текстильными инсталляциями чилийская художница и поэтесса Сесилия...

ПОДРОБНЕЕ