Гай Ричи: плохой хороший парень


Гай Ричи: плохой хороший парень

К Гаю Ричи можно относиться как угодно, но невозможно отрицать: у него есть свой стиль, а каждый его фильм собирает полные залы. На экраны выходят «Джентльмены», где Ричи собрал практически всех главных звезд Старого и Нового Света, – такое нельзя пропустить.
Гай Ричи

ФОТО: UPI/ALAMY/ТАСС

Каждый хороший мальчик из интеллигентной семьи мечтает стать хулиганом – хотя бы ненадолго. Том Сойер хотел быть Гекльберри Финном, Тимур, мы уверены, завидовал Мишке Квакину. И только у Гая Ричи получилось усидеть сразу на двух стульях: мальчик, чей отчим был баронетом и чье детство прошло в настоящем замке XVII века, построил свою карьеру, снимая фильмы о лондонской шушере – мелких мошенниках, карточных шулерах и кокни из пригородов.

Вот уже 20 лет не утихают споры, действительно ли уличный столичный сброд в жизни разговаривает так же, как герои фильмов Гая Ричи. Мы не можем ответить на этот вопрос, но заметим, что свою генеральную линию Гай проводит даже в проектах, никак не связанных с современным Лондоном. И молодой король Артур, и сам Шерлок Холмс ведут себя как задиры из паба за углом. Даже в диснеевском «Аладдине» Ричи привлек прежде всего сюжет об уличном воришке.

«Моя тема!» – гордо заявлял режиссер во всех интервью.

Свой новый фильм «Джентльмены» режиссер характеризует как «возвращение к истокам». А это значит – долой мышиную возню со сказками, легендами и популярными книжками. Гай снова пишет свою собственную историю – про плохих (но страшно обаятельных) парней, которые хотят сорвать большой куш в современном Лондоне. Его не волнуют Brexit, новое назначение Бориса Джонсона, подъем феминистского движения и все тому подобное, сиюминутное. Нет, Гай Ричи снова играет в любимую игру взрослых мальчиков – может, и без карт, зато с деньгами, стволами и шикарными диалогами в духе гангстерских фильмов. С удовольствием поможем вам разобраться в его фирменных приемах.

Кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола» (1998). ФОТО: TCD/PROD.DB/ALAMY/ТАСС

Девушкам здесь не место

Главный конек Гая Ричи – он умеет собрать идеальные компании, в которых не прочь оказаться каждый зритель мужского пола. В фильме «Карты, деньги, два ствола» был небольшой бюджет (чуть больше £1 млн, совсем несерьезная цифра), на полный профессиональный кастинг денег не хватало, и поэтому Ричи позвал спортсменов – бывшего пловца Джейсона Стейтема, бывшего футболиста Винни Джонса и бывшего борца Ленни Маклина. Оказалось, рецепт «смешивать, но не взбалтывать» подходит и к большому кино.

В «Большом куше» сыграл уже Брэд Питт – говорят, он напросился на роль сам, так ему понравились «Карты, деньги…». У Ричи он выступил в роли боксера-цыгана, так как не смог освоить «правильный» акцент кокни, и сделал это блестяще, сломав привычные представления о Брэде красавчике: золотая бляха на шее, пыжиковое пальто и видавшая виды шляпа, как у Льва Евгеньича из «Покровских ворот».

«Каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем»

В «Револьвере» у Ричи снова играл Джейсон Стейтем, а приглашенной звездой выступил на этот раз Рэй Лиотта. В одном кадре «Рок-н- ролльщика» толкались локтями Джерард Батлер, Том Харди и Идрис Эльба. Даже самые недовольные критики сошлись во мнении, что в «Шерлоке Холмсе» и «Агентах А.Н.К.Л.» были идеально подобраны дуэты. Роберт Дауни-младший и Джуд Лоу органично дополняли друг друга, как и полагается Холмсу и Ватсону. А Генри Кавилл и Арми Хаммер заставляли женские сердца биться чаще – выбрать кого-то одного было невозможно: оба круты, и оба красавцы.

Кстати, о женщинах – в фильмах Гая Ричи их почти нет, а если и появляется одна божественная красотка, то забывается почти сразу после выходиз кинотеатра. Современные амазонки этим фактом страшно недовольны, но что они могут поделать! Гай Ричи вместе с его американским коллегой Квентином Тарантино – последние «бастионы» маскулинного кино.

Но вернемся к «Джентльменам» – в них Ричи превзошел сам себя. Чарли Ханнэм, Колин Фаррелл, совершенно неузнаваемый Хью Грант, а также Мэттью Макконахи и Джейсон Вонг. По словам Гая, все эти парни согласились играть у него сразу же, с первого телефонного звонка. «Обычно после этого меня спрашивают: «Даже Хью Грант?» Так вот: даже Хью Грант!» – смеется Ричи. Хотя чего тут удивляться – и Грант, и Ханнэм уже снимались у Гая (в «Агентах А.Н.К.Л.» и в «Мече короля Артура» соответственно), а настоящие парни своих не бросают.

На съемках фильма «Большой куш» (2000). ФОТО: SPORTSPHOTO/ALAMY/ТАСС

Редиска – нехороший человек

У героев Гая Ричи нет нормальных имен – вместо них или прозвища, или фамилии, которые мало отличаются от прозвищ. Говорят, сначала это было одноразовой шуткой: Гай решил дать герою Стейтема какое-нибудь странное имя в фильме «Карты, деньги, два ствола». Так на свет появился Бекон – вполне возможно, Ричи цитировал классику британского юмора «Летающий цирк Монти Пайтона» («Яйца и спам. Яйца, бекон, спам»).

Привычка давать героям Стейтема странные имена так и осталась: уже у других режиссеров он был Фермером, почти неприличным Чевом Челиосом и даже парнем по имени Рождество. Ну а Гай Ричи продолжал резвиться: в «Большом куше» фигурировали персонажи с именами Фрэнки «Четыре пальца», Джек «Всевидящий глаз» и Тони «Пуля в зубах», в «Револьвере» главного злодея звали женским именем Дороти Мака, в «Рок-н-ролльщике» были Раз-два, Мямля и Красавчик Боб. На момент написания материала русский дубляж «Джентльменов» еще не был готов, но уже известно, что Ричи пройдется по нашим коллегам журналистам: одного из героев зовут Праймтаймом, другого – Прессфилдом.

Рок-н-ролл

«Я начинал в музыкальном бизнесе, и до сих пор меня мучают сомнения, правильно ли я сделал, что ушел в кино. Над каждым саундтреком каждого фильма я бьюсь по паре лет – суммарно это больше времени, чем я трачу на написание сценария и сьемки», – как и Квентин Тарантино, Ричи обращает особое внимание на музыкальную составляющую своих картин. При этом он не нанимает композиторов, а использует уже придуманные кем-то песни, как правило, хиты (за исключением, может быть, «Револьвера», где было несколько специально сочиненных мелодий).

На съемках «Аладдина» (2019). ФОТО: TCD/PROD.DB/ALAMY/ТАСС

У Ричи весьма своеобразный, эклектичный вкус: его сборники напоминают подростковые плей-листы best of the best, идеальные для мальчишников. В его дебюте Джеймс Браун и Дасти Спрингфилд соседствовали с Робби Уильямсом и Stone Roses, а в одной из ключевых сцен можно было услышать великого Эннио Морриконе. Не знаем, платит ли Ричи авторские в полном размере или исполнители сами готовы отдать ему свои лучшие песни, но в «Большом куше» звучали уже Oasis и Massive Attack, Мадонна звучала тоже, но она тогда была женой режиссера, так что это не в счет.

В фильме «Рок-н-ролльщик» невозможно было обойтись без двойной порции рок-н-ролла: и забавно, что, кроме The Clash и Лу Рида, можно было услышать нетленку «Допился» русской группы «Сектор Газа» («Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец!»).

«Если у вас никогда не было приступов смеха в английском пабе, когда вы сидите за стойкой и битый час хохочете, то вам нашего юмора не понять»

Русская мафия

Англичане крайне болезненно относятся к «русскому вторжению», – чего стоит хотя бы покупка Романом Абрамовичем футбольного клуба «Челси». Гай Ричи любит подлить масла в огонь, и поэтому почти в каждом своем фильме оставляет место за русскими мафиози. Режиссер видит их хладнокровными, все просчитывающими негодяями со своим особым, почти средневековым кодексом чести: они злоупотребляют водкой и татуировками, среди них обязательно есть один псих и один пахан с дурным вкусом в одежде. И, разумеется, у всех русских Ричи странные имена. В «Большом куше» торговал оружием Борис Юринов по прозвищу Бритва («Резкий, как удар серпом по яйцам, жесткий, как удар молотом. Живой советский герб»). В «Рок-н-ролльщике» намек куда более прозрачный: русский олигарх с фамилией Омович готов на все, чтобы построить в центре Лондона свой футбольный стадион. Даже внешне актер напоминает Романа Абрамовича, хотя Гай Ричи, разумеется, открещивался от любого сходства. Любопытно, что в «Джентльменах» главными условными злодеями выступают китайцы.

Он так шутит

«Если у вас никогда не было этих приступов смеха в английском пабе, когда вы сидите за стойкой и битый час без остановки хохочете, как гиена, то вам, конечно, нашего юмора не понять», – утверждает Ричи. Его героев и ситуации, в которые они попадают, легко можно переместить во времени на 600 лет назад и сделать, например, персонажами «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера. Что бы ни говорил сам режиссер, он невольно цитирует классику английского юмора. И осовременивает этот юмор – лучшие из фильмов Ричи расходятся на цитаты.

Компания «Джентльменов» (2020). ФОТО: NEWS.AGENTM.TW

Вот лишь несколько: «Где приглашения? – Приглашения? – Приглашения! Четыре белые бумажки с вашими именами. – Есть сто тысяч бумажек с портретом королевы. Сойдет?» («Карты, деньги, два ствола»).

«А это Томми. Он всем говорит, что его назвали в честь автомата «Томми-ган», но на самом деле его назвали в честь знаменитого в XIX веке балетного плясуна» («Большой куш»).

«Это не глупость. Глупость – это то, что Чарли Чаплин занял второе место в конкурсе клонов Чарли Чаплина в Германии» («Револьвер»).

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Amouage, который построит Рено Сальмон

Осенью прошлого года стало известно, что пост креативного директора Amouage, одного из самых ув...

ПОДРОБНЕЕ
Энди Уорхол. Портрет королевы Елизаветы II. 1985 г.

10 аукционов января: от Боттичелли до комикса

Известные частные собрания в начале года открывают свои сокровищницы для новых владельцев – на ...

ПОДРОБНЕЕ