Марианна Сардарова: «Фонд не мода, а настоящее увлечение»


Марианна Сардарова: «Фонд не мода, а настоящее увлечение»

Весной в Москве начнет работу новое выставочное пространство Фонда Ruarts, куда его основатель – коллекционер, меценат и владелица одноименной галереи Марианна Сардарова – передала свое собрание из 2 тысяч произведений нонконформистов и современных российских художников. Перед открытием она рассказала MY WAY о своем увлечении искусством и о том, зачем коллекционеру фонд. 
ФОТО: ВЛАД ЛОКТЕВ

ФОТО: ВЛАД ЛОКТЕВ

Об истоках коллекционирования увлеченные собиратели искусства обычно говорят две вещи – «все родом из детства» или «все началось с декорирования квартиры». Какое-то из этих утверждений подходит вам? Как начался ваш роман с искусством?

В моем случае оба эти утверждения верны. Моя бабушка говорила: «На стенах должны висеть картины, а ковры должны лежать на полу». Я выросла в этих реалиях. В 9 классе темой одного из моих докладов был импрессионизм, и, наверное, с этого момента началось мое более глубокое погружение в мир искусства. Каждые каникулы я составляла «культурную программу» по основным московским музеям. А когда вышла замуж и был построен наш первый дом, мы с мужем приняли решение осознанно подойти к его оформлению. С тех пор я начала собирать коллекцию.

Леонид Соков. «Два профиля». 1889–1990 гг. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Сегодня коллекция делится на две части – моя личная, куда входят зарубежные авторы разных столетий, и собрание Фонда Ruarts, которое включает только отечественных авторов от 1960-х годов до наших дней.

Помните первое приобретение? Почему именно эта вещь?

Это был авторский повтор хрестоматийного пейзажа Саврасова «Грачи прилетели». И еще Шагал. В самом начале мы с моим мужем договорились, что коллекция будет пополняться по принципу – одну работу мы покупаем ему, одну мне. Сейчас, конечно, все по-другому.

Яёи Кусама. «Вне моей иллюзии». 1997 г. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Пользуетесь ли вы услугами арт-консультантов при покупке? Думаете ли об инвестиционной привлекательности при выборе той или иной вещи?

Я крайне редко пользуюсь услугами консультантов, и сейчас, кажется, сама могу зарабатывать, консультируя. В фонде мне, безусловно, помогает арт-директор, в ее обязанности входят мониторинг арт-сцены и составление списков желательных приобретений. А что касается инвестиционной составляющей, я никогда не думаю об этом, когда покупаю то или иное произведение. Но так уж получается, что почти все, что я приобретаю, растет в цене.

Имеет ли ваше собрание какую-то структуру и концепцию?

Как я упоминала, моя коллекция делится на две большие части, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется еще на несколько частей. Так, в зарубежной коллекции много скульптуры (Кит Харинг, Тони Крэгг, Ман Рэй, Бэнкси, Жауме Пленса, Кусама, Макс Эрнст, Калатрава), а в коллекции фонда есть большая часть «уличной волны» (Миша Мост, Алексей Лука, Кирилл Кто, Дмитрий Аске, Андрей Бергер, 0331с). Я не ограничиваю себя рамками и структурами – как именно должна выглядеть моя коллекция, поэтому с ней и интересно работать.

Дмитрий Аске. «Реальность 2.0, I». 2016 г. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Как ваша семья относится к приобретениям? Обсуждаете ли с ней выбор?

Мне повезло: семья полностью разделяет мою страсть. Мои дети тоже коллекционеры, и нам всегда есть что обсудить. Но они никогда не влияют на выбор тех или иных произведений. Разве что в случае, если эти работы будут висеть в их комнатах.

Есть ли у вас вишлист художников или конкретных работ? Если да, то что в нем в первых строчках?

Да, есть художники и даже конкретные работы, за которыми я «охочусь». Это нормальный процесс. В планах, например, – еще одна скульптура Яёи Кусамы и работа Ивана Чуйкова из цикла «Окна».

Кит Харинг. «Тотем». 1988 г. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

В 2004 году вы открыли галерею Ruarts. Это было модное развлечение или рассматривали ее как бизнес?

Это было не модное развлечение, а настоящее увлечение! Когда моя коллекция начала разрастаться в геометрической прогрессии, я поняла, что, по сути, занимаюсь поддержкой современных художников, и решила делать это на более профессиональном уровне. Открытие галереи позволило проводить не только выставочные проекты, но и уделить внимание просветительской и образовательной деятельности. Как тогда, так и сейчас галерея не является бизнесом в России, к сожалению.

Фонд образовался параллельно с галереей? Для чего?

На самом деле изначально я основала фонд. Галерея же стала его частью. В галерее мы показываем и продаем искусство, а фонд позволяет делать некоммерческие проекты как в России, так и за рубежом, в том числе на разных музейных площадках. Деятельность фонда намного шире, чем у галереи, и в первую очередь позволяет собирать коллекцию, сохранять и осмыслять наследие современных художников.

Шестиэтажное здание Фонда Ruarts в Трубниковском переулке Москвы, с публичной библиотекой, образовательным центром, магазином и кафе было готово уже осенью прошлого года, но открытие перенесли на весну. Первая выставка – «Мягкая родина» – включит хайлайтс собрания, от Владимира Вейсберга и Эдуарда Штейнберга до Олега Кулика и AES+F. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Как вы принимали решение о концепции фонда, о том, какие работы ему передать?

Здесь просто: все работы современных российских художников, от шестидесятников до стрит-артистов, я передала в коллекцию фонда. Собрание постоянно пополняется, на сегодняшний момент это уже более 2 тыс. единиц.

Будет ли работа фонда сосредоточена только на русском искусстве? Не боитесь конкуренции?

Да, основная работа посвящена наследию российских художников. Мы будем привозить и зарубежных авторов, но только для того, чтобы выстроить диалог с нашими. Конкуренции я не боюсь – в России остро не хватает культурных институций, как музеев и галерей, так и частных фондов.

Ваш проект-мечта?

Моя мечта уже осуществилась – я открываю новое пространство фонда. На карте Москвы появится новая культурная точка, а коллекцию увидят тысячи людей.

Интервью с бизнесменами, артистами, путешественниками, спортсменами и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Олег Краснов

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Ренат Лайшев руководит школой «Самбо-70» с 1992 г.

Ренат Лайшев: «Мы однозначно лучшие в стране»

Недавно знаменитой спортшколе «Самбо-70» исполнилось полвека. 29 лет школой руководит один из п...

ПОДРОБНЕЕ
ФОТО: VENDEEGLOBE.ORG

Опасная гонка Vendée Globe, или Женщины в океане

В нынешнее время тотальных карантинов, когда почти все яхтенные события были отменены, гонка Ve...

ПОДРОБНЕЕ