Марина Мелия: «Пора подумать о наследнике» – MyWay

Марина Мелия: «Пора подумать о наследнике»

Проблемами наследников богатых фамилий на западе занимаются давно – писатели, журналисты, психологи, социологи, педагоги. В России об этом только начинают говорить. Одной из первых эту тему подняла Марина Мелия, психолог-консультант, генеральный директор компании «ММ-КЛАСС».

shutterstock.com

Марина, с начала 90-х годов вы работаете с первыми лицами российского бизнеса, ваши книги стали бестселлерами – например, «Бизнес – это психология» выдержала уже 13 изданий. Но сейчас вы все больше внимания уделяете «детскому вопросу». Почему?

Я всегда стараюсь отвечать на живые, актуальные вопросы, которые ежедневно слышу от тех, кто приходит ко мне на консультацию, а это люди активные, деловые, современные. В последнее время наметилась интересная тенденция – постепенный перенос акцентов с консультирования по вопросам бизнеса на вопросы частного характера, семьи, детей. Наши бизнесмены двадцать лет были настолько погружены в работу, что не могли найти времени на детей – ими занимались жены, няни, бабушки и т.д. И вот теперь, когда дети выросли, они столкнулись с серьезнейшими проблемами. Все мы надеемся, что дети станут нашим продолжением, нашими наследниками. Кто-то всерьез думает о создании династии, кто-то решает, оставлять детям капитал или не оставлять. Бизнес требует борьбы, конкуренции, азарта, огромной работоспособности, умения контактировать с абсолютно разными людьми. И все чаще мы видим, что у наших детей просто нет этих качеств. Мы расстроены и разочарованы, ведь мы столько вложили, «инвестировали» в детей, давали им все самое лучшее, а где же результат? Оказалось, что проблема гораздо сложнее и глубже, и одними деньгами ее не решить.

Дети состоятельных родителей всегда были объектом пристального внимания, и нынешние времена – не исключение. Их называют по-разному – «коттеджные», «золотые», «бриллиантовые»...

За время экономического роста в России действительно появился целый класс «особых» детей, которых просто так не встретишь на улице, в транспорте или на детской площадке – они живут за высокими заборами загородных имений, перемещаются на дорогих автомобилях, общаются в узком кругу избранных, куда обычному человеку вход закрыт, получают самое лучшее, что только можно пожелать. Родители сделали все, чтобы создать для них «рукотворный рай», собственную вселенную, отделенную от остального мира своего рода «невидимой стеной». За этой стеной все «на высшем уровне», все просчитано, предусмотрено, стабильно и предсказуемо. И где бы дети ни находились – в Москве, Монако или Куршевеле, их ждет все тот же сервис, те же развлечения и люди того же круга. Иначе говоря – привычный для них прекрасный «пятизвездочный» мир. Но у нас даже не возникает мысли, что условия жизни, которые мы считаем идеальными, могут быть вредны для наших детей.

Говорят, что проблема богатых детей – в отсутствии проблем.

А еще говорят, хотите сделать своего ребенка несчастным – дайте ему все, что он только пожелает. При неограниченных финансовых возможностях родителей у детей отсутствует мотивация достижения, внутренние стимулы, умение терпеть, ждать, от чего-то отказываться. Получается, мы не учим ребенка делать выбор, расставлять приоритеты, выстраивать иерархию – что на данный момент более важно, что менее, за что ты готов платить, а от чего можно отказаться и т.д.

Часто «золотые» дети, оказавшись в обычной для других, но непривычной для себя ситуации, выглядят как инопланетяне…

Конечно, они порой не знают элементарных вещей. Проблемы начинаются уже в школе, где малыши-неумехи становятся предметом насмешек: они не в состоянии завязать шнурки, собрать портфель, убрать за собой мусор, не знают, как перейти дорогу, проехать в метро, как купить билет, как стоять в очереди в школьном буфете, как заплатить в магазине. Нет ничего
удивительного в том, что такие дети совершенно искренне считают весь мир увеличенной копией своей богатой резервации, а все, что не вписывается в привычный, принятый эталон – все плохо, неполноценно.

С 70-х годов применительно к так называемым «беспроблемным зонам», где живут состоятельные семьи, стали использовать специальный термин – «золотое гетто». Почему «золотое» – понятно, но почему «гетто»?

Мы привыкли, что «гетто» – это фактически тюрьма, «зона» для бедняков, нищих, наркоманов, одним словом неблагополучных, асоциальных или криминальных элементов. Но оказалось, что это определение относится к богатым резервациям в неменьшей степени, чем к бедным. Сегодня уже научно доказано, что жизнь в богатом гетто пагубно влияет на детей. Более того, ученые пришли к неожиданному выводу: группы, находящиеся на «крайних ступенях» социальной лестницы, имеют много общего. У детей из «золотых гетто» те же психологические качества, что и у обитателей бедных гетто. Недаром в современной литературе фраза «дети, находящиеся в зоне риска» подразумевает и детей бедняков, и детей богачей.

Но родителей, которые пытаются оградить своего ребенка от агрессивной внешней среды, тоже можно понять: богатый ребенок находится в особой зоне риска – он может стать жертвой ограбления или киднеппинга.

Желание защитить ребенка вполне закономерно, но это не значит, что надо создавать для него «стерильную» среду. Невозможно вырасти без того, чтобы кто-то тебя не обидел, не ударил, не толкнул. Любому из нас необходимо испытать на себе не только симпатию, но и антипатию, не только любовь, но и агрессию, приобрести опыт конфликтов, научиться убеждать в чем-то других и убеждаться самому. Только так мы научимся любить, ненавидеть, восхищаться, возмущаться. Не получив такого опыта в раннем возрасте, ребенок прячется за компьютер, сидит сиднем в своем загородном доме – ему некомфортно с другими детьми.

shutterstock.com

shutterstock.com

А как складываются отношения таких детей со сверстниками?

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть богаче, беднее, злее, добрее, умнее, глупее, сильнее, слабее. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или «строить козни», но с ними так или иначе придется вступать во взаимодействие: в большом классе – отвоевывать себе «место под солнцем», во дворе – определяться, кто друг, а кто нет. Жизнь сама ставит перед ребенком задачи, для решения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. А в идеальном мире «золотого гетто» такие задачи перед детьми не стоят. До шести лет их круг общения – это в основном родители и зависимые взрослые – прислуга, охрана, репетиторы. В школах, где они учатся, маленькие классы и дети из того же круга. Учителя элитной школы сделают все, чтобы не огорчать ученика, прислуга вообще понимает «маленького хозяина» с полуслова, всегда одобряет его действия, какими бы они ни были, и никогда не демонстрирует отрицательных эмоций. Но чтобы «дружить» с людьми, которым твои родители платят зарплату, никаких особых навыков не нужно. Самому сложному и одновременно самому главному пункту программы – общению с равными – научиться негде.

Западное, а теперь и российское общество то и дело сотрясают скандалы, связанные с шокирующим поведением «бриллиантовых» мальчиков и девочек: здесь и наркотики, и алкоголь, и скандальные выходки, и экстрим на дорогах.

Конечно, СМИ с удовольствием смакуют истории с участием отпрысков известных фамилий. Один из примеров: юноша сбил на машине пожилого человека и даже не остановился, не помог встать, не вызвал скорую. Никакого шока, никакого переживания по этому поводу он не испытывает. Он думает о своей машине, о том, что опаздывает на свидание, что разбились очки. И вместо того, чтобы возмутиться его отвратительным поведением, родители в панике кидаются искать для него адвоката. И юноша понимает: состоятельные люди всегда смогут выпутаться.

Так что делать нам, родителям? Мы искренне хотим вырастить детей настоящими наследниками, продолжателями нашего дела – сильными, смелыми, целеустремленными, предприимчивыми, энергичными…

Наша задача – организовать для своих детей не сказку, не рай, а нормальное детство со всеми его атрибутами – с синяками, со слезами, с «хотелками» и отказами, со ссорами и конфликтами, с дружбой и взаимопомощью, с жалостью, сочувствием, преодолением. Если нас воспитывала сама жизнь, то для наших детей мы должны в «ручном режиме» создавать естественную среду обитания. И, конечно, важна семейная среда, атмосфера, в которой растет ребенок. Есть ли в семье единство ценностей, общее понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, что значимо, а что нет? Если мы говорим «это ужасно» или «это прекрасно», и дети с нами соглашаются, нас поддерживают – это главное. Значит, есть общие точки, есть взаимопонимание. А еще важно, есть ли у детей дело, которым они хотели бы заниматься, на которое не жалко времени и сил? Цель и желание достигнуть цели – вот та движущая сила, тот жизненный мотор, который потянет за собой все остальное.

«Детская проблема» – на самом деле совсем не детская. Это проблема будущего, поэтому от нее нельзя ни отмахиваться, ни отгораживаться. Но и драматизировать ситуацию не стоит: важно просто вовремя почувствовать, когда появляется проблема, и начинать ее решать, не откладывая в долгий ящик.

Текст: Лариса Самохина