Марион Котийяр королева французского кино, суперзвезда

Марион, королева Франции

Во Франции Марион Котийяр – суперзвезда, притом что на звезду она совсем не похожа. Ходит в джинсах, пьет шоколад вместо шампанского, выглядит как девчонка – впрочем, это свойственно многим француженкам, даже если им сильно за 20. Самая высокооплачиваемая и самая узнаваемая французская актриса терпеть не может, когда начинают перечислять ее титулы и в очередной раз спрашивают про отношения с Брэдом Питтом.
Марион Котийяр королева французского кино

Марион Котийяр королева французского кино

Орлеанская дева

Марион Котийяр королева французского кино родилась в Альфорвиле, парижском пригороде, знаменитом своими жителями, – здесь чрезвычайно высокая концентрация «бобо», парижской богемной буржуазии. Марион тоже немножко «бобо»: ее отец был мимом и театральным режиссером, мама – актрисой. Их жизнь напоминала эпизод из альманаха «Париж, я люблю тебя» – тот самый, в режиссуре Сильвена Шоме – про семью двух мимов, встретившихся рядом с Эйфелевой башней и родивших ребенка: одновременно безумная, эксцентричная и смешная семья, не слишком вписывающаяся в «норму».
Неудивительно, что в детской Марион висели не картинки с розовыми пони, а старые афиши с Луизой Брукс, Полой Негри и Лиллиан Гиш. А играла она не в куклы, а в персонажей старого немого кино. «Сколько себя помню, воображала себя актрисой, – говорит Котийяр. – Помните, как в «Леоне» Натали Портман играет с Жаном Рено в игру на узнавание? Так вот, Натали Портман – это была я».

Марион Котийяр королева французского кино

С Маттиасом Шонартсом в фильме «Ржавчина и кость» (2012)

Потом отец основал собственную театральную труппу и перевез семейство в Орлеан, где была репетиционная база. Параллельно с обычной школой Марион посещала Консерваторию драматического искусства, а после уроков выходила на сцену в папином театре – как настоящий «театральный» ребенок. Понятно, что Орлеан был для будущей актрисы мелковат – едва дождавшись выпускных экзаменов, Котийяр взяла обратный билет в Париж и свое семнадцатилетие уже встречала в маленькой съемной квартирке возле Гар дю Норд. Ну а лучшим подарком было приглашение на съемки – в сериал «Горец».

Взятие Бастилии

Стремительный взлет Марион Котийяр королева французского кино можно сравнить с не менее стремительным взятием Бастилии. Парижская крепость пала за считанные часы – а свою карьеру Котийяр построила за считанные годы. У большинства на это уходят десятилетия. Конечно, все началось не с «Горца», а с «Такси» Люка Бессона: в своенравную дочку комиссара полиции влюбилась вся Франция. Потом была трагическая проститутка в «Долгой помолвке» Жан-Пьера Жене, где Котийяр переиграла главную звезду, Одри Тоту.

Марион Котийяр королева французского киноВообще, ее героини (за исключением Лили Бертино из «Такси») всегда были трагическими. Софи Ковальски («Влюбись в меня, если осмелишься»), беспечная девчонка, которая не может жить без любви, но точно так же не может жить в рутине – в буквальном смысле слова замуровывающая себя в бетон вместе со своим прекрасным принцем. Бывшая проститутка Тина Ломбарди («Долгая помолвка»), после смерти жениха готовая мстить всему человечеству. Несчастная жена гения Луиза Контини («Девять»), которой все время изменяет муж, а она это терпит. Дрессировщица косаток Стефани («Ржавчина и кость»), оставшаяся без ног. Польская эмигрантка Ева, которую вынудили пойти на панель («Роковая страсть»). Ну и, конечно, Эдит Пиаф.

Je ne regrette rien

По разным версиям, Оливье Даан то ли не хотел брать Марион Котийяр на эту роль, то ли писал сценарий специально под нее. В любом случае роль Пиаф была прописана в судьбе Марион. Еще в фильме «Влюбись в меня...» ее героиня в самые переломные моменты своей жизни поет «Жизнь в розовом цвете». Это ли не знак?
Роль «парижского воробышка» далась Марион тяжело. Кроме физического перевоплощения (актриса выбрила себе брови и волосы на лбу, похудела до 42 кг и ежедневно проводила по пять часов в кресле гримера), она испытала психологический прессинг – жизнь Эдит Пиаф была полна маленьких и больших трагедий. «Как я ее играла? Ну, это не назовешь просто игрой. Скорее что-то похожее на одержимость». Даже когда съемки закончились, Пиаф продолжала ей сниться. «Я почти год пыталась от нее избавиться. Перепробовала все: проводила обряды экзорцизма, уезжала на Бора-Бора, чтобы забыть о ней, обращалась за помощью шаманов в Перу… Но Пиаф меня не отпускала. Знаете, она ведь очень боялась одиночества при жизни. Видимо, боится его и после смерти». Актеры суеверны, это всем известно – но когда слушаешь Котийяр, кажется, что в действительности все так и было. Тем более что другую свою роль – леди Макбет, чье имя другие актрисы даже боятся произносить вслух, – Марион сыграла запросто. Леди Макбет – величайшая злодейка, бросающая в костер своих амбиций самых близких людей… Говорят, такое нельзя играть – иначе накликаешь беду. Но Котийяр сыграла. Каждый день, возвращаясь после съемок, она меняла царственный, окропленный кровью наряд леди Макбет на джинсы и стоптанные туфли и прижимала к груди своего сына. «Чем больше я вживалась в роль, тем больше понимала эту женщину. Ее погубила депрессия. Для тех, кто не пережил депрессию на собственной шкуре, она кажется легким капризом, совсем не болезнью. В действительности это очень страшно – когда у тебя нет сил и желания не то что встать с постели, а даже жить».

Марион Котийяр королева французского кино

Котийяр в роли Эдит Пиаф, за которую она была удостоена «Оскара»

У самой Марион такого, слава богу, не было («Я была близка к депрессии, когда играла Эдит Пиаф, но прошла по краю, обошлось»). Зато в тот же год с «Макбетом» она сыграла в фильме братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» Сандру, усталую женщину, жену и мать, которая пытается справиться с собой и не выпить весь пузырек со снотворными таблетками за один прием. «Как я готовилась к роли? Читала инструкцию о побочных эффектах ксанакса – этого оказалось достаточно».

Долгая помолвка

Когда случилась вся эта история с Брэдом Питтом (напомним – Анджелина Джоли бросила его без объяснения причин), все, конечно, подумали про Марион Котийяр королева французского кино. Красавица актриса, француженка... Они же играли любовников в «Союзниках», и у них было предостаточно «тех самых» сцен. Питту веры уже не было – почти со всеми своими предыдущими девушками – от Гвинет Пэлтроу до Анджелины Джоли – он познакомился во время съемок.
Но, во-первых, Марион Котийяр королева французского кино принципиально не заводит романы на работе, даже если все к тому идет. В конце концов «мужчину всей своей жизни» (это ее слова), Гийома Кане, она встретила как раз на съемочной площадке «Влюбись в меня, если осмелишься». Трудно поверить, что они относились друг к другу просто как друзья, – скорее уж, действительно, не осмелились. Потому что Гийом в то время был женат, а она «связана отношениями». А Марион знала по собственному опыту, каково это – причинить партнеру боль: ее первая большая любовь, актер Жюльен Рассам, ревнуя подругу, выпрыгнул из окна, стал инвалидом, а затем покончил с собой.

Марион Котийяр королева французского киноВ общем, если вам показалось, что в «Союзниках» Марион смотрит на Брэда как-то по-особенному, значит, она просто очень талантливая актриса. Да и зачем ей стареющий голливудский секс-символ, когда у нее есть свой, французский? Они с Гийомом знамениты во Франции так же, как в Америке был знаменит союз Джоли и Питта. Девять лет вместе, совместный ребенок – и еще один на подходе… Да, официально они не женаты, а лишь помолвлены. Но зачем Марион замуж? Как все француженки, она независима, и как умная женщина она знает, что брак не в силах удержать ни одного мужчину, если он действительно захочет уйти.

Марион Котийяр королева французского кино не планирует свою жизнь, но все вокруг нее выстраивается правильно. Карьера, любимый мужчина, ребенок... Европейский артхаус и голливудские блокбастеры... Контракт с Dior и привязанность к рваным джинсам Acne… «А сейчас, – прерывает Марион очередное интервью, – вы меня простите, но мне нужно изобразить Годзиллу». И она начинает ползать со своим сыном, пятилетним Марселем, по полу, издавая страшный рев и царапая ногтями ковер.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в My Way.

Текст: Ольга Маршева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

летняя программа в Царицыно

Елизавета Фокина: «Искусство в том, чтобы не было видно искусства»

Ажурные мосты и постройки в «готическом вкусе», каскадные пруды и живописные овраги, безмолвные...

ПОДРОБНЕЕ

Дмитрий Гришин: «World Class Monaco – больше, чем фитнес»

Управляющий World Class Monaco рассказал MY WAY о том, каких успехов добился клуб...

ПОДРОБНЕЕ