Мадонна в песках: Открылся филиал Лувра в Абу-Даби


Мадонна в песках Абу-Даби

Свершилось! Через десять лет после старта проекта – торжественно и при участии глав ОАЭ и Франции – в Абу-Даби открыли филиал Лувра. Рассказываем, зачем понадобился такой музей и почему стоит посетить его как можно скорее.
Филиал Лувра в Абу-Даби

ФОТО: Abu Dhabi Tourism And Culture Authority

Канал Культура

Когда в конце 1950-х в маленьком рыбацком поселке на берегу Персидского залива нашли нефть, его судьба резко изменилась: он начал расти – и в конце концов вырос в современную столицу Эмиратов со всеми ее сверкающими небоскребами, пышными парками, орошаемыми опресненной водой, пляжами с чистейшим песком, сахарно-белыми мечетями – и с насыщенной культурной жизнью. Именно на нее в Абу-Даби сделали ставку – и, похоже, не прогадали. Все слышали о проходящей здесь ежегодно Международной выставке предметов роскоши «World Luxury Expo» – must see каждого уважающего себя «форбса». И конечно, – о масштабной ярмарке современного искусства «Abu Dhabi Art», проводимой под патронажем наследного принца шейха Мухаммада ибн Зайд Аль-Нахайяна, – с показом работ из самых именитых галерей мира, ежедневными аукционами и лекциями от известных арт-критиков. Теперь же, с открытием в Абу-Даби первого за пределами Франции филиала Лувра, престиж этих мероприятий вырастет стократно, городу гарантируются еще больший наплыв туристов и состоятельных коллекционеров, а также статус ведущего художественного центра не только ОАЭ, но и всего Ближнего Востока. Разумеется, останавливаться на этом здесь и не думают – в планах реализация еще четырех крупных музейных проектов – и, кстати, с привлечением ярчайших звезд современной архитектуры: Музей абстрактного искусства Гуггенхайма от Фрэнка Гери, Национальный музей имени шейха Зайда, за который будет отвечать бюро Foster + Partners Нормана Фостера, Центр исполнительских искусств авторства Захи Хадид (архитектор скончалась в прошлом году, и этот проект стал одной из ее последних больших работ) и Морской музей от Тадао Андо. Впрочем, Абу-Даби – богатейший город самого богатого эмирата ОАЭ – вовсе не гонится за архитектурными рекордами: здесь хотят, чтобы все было гармонично, и не забывают об «арабском контексте» даже при строительстве суперсовременных зданий. И новый Лувр как раз это подтверждает: спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Жаном Нувелем и возведенный в западной части искусственного острова Саадият, он словно цитирует всю ближневосточную архитектуру разом.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Ай Вэйвэй. «Фонтан света». 2016 г.

Музейные палаты

Уже мало кто помнит, но соглашение между Францией и ОАЭ о создании музея в Абу-Даби было заключено в 2007 году, а официальная закладка первого камня состоялась в 2009-м. ОАЭ не скупились: строительство обошлось примерно в €100 млн. Однако несмотря на немалые денежные вложения, дело продвигалось не без накладок: открытие музея несколько раз переносили из-за экономических потрясений – влияло падение цен на нефть, – а сам проект периодически подвергался критике из-за использования труда низкооплачиваемых мигрантов. Получив площадь в 24 000 кв. м, Жан Нувель придумал композицию из 55 компактных белоснежных построек (под 23 галереи, площадку для временных выставок, детский музей, 200-местный лекторий, ресторан, кафе и магазин) – целый музейный комплекс. Источниками вдохновения служили образ средневековой медины и традиционная арабская архитектура. Именно отсюда – словно прижатые друг к другу невысокие домики, напоминающие о тесной застройке ближневосточных городов, узкие улочки, площади, водные каналы и белый цвет – он тут доминанта.

Филиал Лувра в Абу-Даби

ФОТО: Abu Dhabi Tourism And Culture Authority

Венчает комплекс футуристичный купол диаметром 180 м – впрочем, если присмотреться, и у него правильный профиль: эта уникальная кружевная конструкция – явный отсыл к машрабиям, узорным решеткам-ставням, защищающим арабские дома от палящего солнца и нескромных взглядов. Жан Нувель говорил: «Когда солнце проникает сквозь купол, мы наблюдаем своеобразный «дождь света». И этот свет напоминает о солнечных бликах, что пляшут на песке оазиса в тени пальмовых листьев, и преображает залы музея. С наступлением темноты вся музейная махина начинает светиться, как резной марокканский фонарь, внутри которого горит свеча, – пожалуй, авиационным компаниям стоит перестроить свои маршруты, чтобы самолеты делали обязательный разворот над зданием, и пассажиры могли насладиться эффектным зрелищем.

Филиал Лувра в Абу-Даби

ФОТО: Abu Dhabi Tourism And Culture Authority

Мастер-универсал

«Лувр Абу-Даби» в строгом смысле слова не будет филиалом Лувра: Франция лишь одолжила Эмиратам название своего главного музея – на тридцать лет и шесть месяцев и за $525 млн. Как одолжила и экспонаты: еще за $747 млн на первые десять лет в пользование передано 300 известных и ценных произведений искусства из 17 ведущих национальных собраний. Сто из них – из Лувра, откуда приехали, например, «Прекрасная Ферроньера» школы Леонардо да Винчи и «Женщина перед зеркалом» Тициана. Кроме них, на гастроли в Абу-Даби отправились «Автопортрет» Ван Гога, «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне из Музея Орсе и «Наполеон на перевале Сен-Бернар» работы Жака-Луи Давида из Версаля. Из Центра Помпиду прибыла «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана. Национальная библиотека Франции передала свои средневековые Коран, Библию и Тору, а музей дворца Фонтенбло – флорентийское блюдо XVI века. Также в Эмиратах погостит и прекрасная компания современных художников во главе с Джузеппе Пеноне, Дженни Хольцер и Ай Вэйвэем. Вместе со всем этим новый музей покажет вещи из собственной коллекции, которая пока формируется, но уже выглядит очень солидно. Сейчас в ней чуть более 300 экспонатов, в том числе, например, «Композиция с голубым, красным, желтым и черным» Пита Мондриана, купленная на аукционе Christie’s в 2009 году за $27,6 млн, – тогда это стало ценовым рекордом на работы нидерландского художника.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Фрагмент экспозиции Лувра в Абу-Даби

Сказав о коллекции, нельзя не сказать и об экспозиции – она здесь необычна. На пресс-конференции, которая прошла накануне открытия, музей был представлен как символ универсализма и открытости всем культурам и народам. И это подтверждается организацией выставочного пространства: в отличие от того же парижского Лувра, где каждой исторической эпохе, событию или художнику отводятся отдельные залы, в Абу-Даби экспонаты компонуют по принципу тематической близости. Поэтому вместе тут могут быть выставлены древние издания Корана и Библии, скульптурные фигурки третьего тысячелетия до нашей эры и «Антропометрии» Ива Кляйна, самурайские доспехи и латы немецкого рыцаря, античные торсы и торсы Родена. Словом, экспозиция рассказывает посетителям историю человечества через артефакты – от Древнего мира до contemporary art, – выявляя связи между разными культурами, демонстрируя ту самую заявленную открытость и порой даже рискуя: здесь найдется многое из того, что может стать источником проблем в мусульманской стране, – от скульптур ню до греческих икон и религиозных текстов на иврите. И чтобы не заканчивать разговор на слове «проблемы», немного расскажем о планах «Лувра Абу-Даби» на будущее. Франция обязалась поддерживать музей выставками – по четыре в год на ближайшие 15 лет. И первая из них – «Из одного Лувра – в другой», посвященная истории главного парижского музея, – откроется уже 21 декабря, как раз перед длинными новогодними каникулами.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Любовь Пуликова, Анна Федорова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: РЫБАКОВА ЛЮДМИЛА / ФОТОБАНК ЛОРИ

Тайны Юсуповского дворца

История этого нарядного «древнерусского терема», что на карте Москвы значится как «палаты бояр ...

ПОДРОБНЕЕ
The Leading Hotels of the World

The Leading Hotels of the World: дресс-код для отельера

Отели The Leading Hotels of the World известны во всем мире благодаря богатой истории, разнообр...

ПОДРОБНЕЕ