Тысяча и одна ночь Марракеша

Тысяча и одна ночь Марракеша

Бывшая столица империи Альморавидов, отметившая в прошлом году свое 950-летие, не перестает вдохновлять художников, дизайнеров, режиссеров… Путешественника буквально с первых часов поражают темперамент города и его королевская нега, яркие краски и едва заметные полутона, будоражащие пряные и умиротворяющие цветочные ароматы, роскошь и декаданс.
Вид на ночную площадь Джемаа-эль-Фна. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Вид на ночную площадь Джемаа-эль-Фна. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Марракеш: площадь Джемаа-эль-Фна

Одна из самых старых и известных площадей Африки – Джемаа-эль-Фна – квинтэссенция города, его географический и культурный центр. Именно эта площадь, с 2001 года охраняемая ЮНЕСКО, подвигла международную организацию на создание в том же году списка шедевров устного и нематериального культурного наследия. Джемаа-эль-Фна упоминается в исторических документах в первые годы основания Марокко, и с тех самых пор на ней не прекращается бойкая торговля. В старину здесь устраивали традиционный пятничный рынок, а сейчас продают всякую всячину каждый день.

Как в сказке – заклинатель змей. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Но больше всего Джемаа-эль-Фна известна своими зрелищами. Здесь можно увидеть представления заклинателей змей, факиров и огнеглотателей, национальные берберские танцы; понаблюдать за пронырливыми маготами – маленькими обезьянками, обитателями Атласских гор и спутниками колоритных сказителей (понять которых, увы, смогут лишь владеющие арабским или берберским; а вот узнать свое будущее у предсказателей судьбы тут можно на французском и иногда даже на английском). На площади всегда найдется «фирменный» свежевыжатый сок из сладких местных апельсинов, а с наступлением темноты появятся лотки с уличной едой. А еще здесь практикуют народную медицину: делают массажи, в том числе с натиранием травяными мазями или аргановым маслом, и даже удаляют зубы – прямо на глазах у публики!

Марракеш: парк Мажорель и Музей Сен-Лорана

Еще одно знаковое место – экзотический парк, в котором пальмы, кактусы и другие тропические растения соседствуют с оригинальной модернистской архитектурой. Он был основан в 1923 году французским художником-ориенталистом Жаком Мажорелем. Уроженец Нанси, выпускник Академии Жулиана в Париже впервые посетил Марокко в 1917 году, вскоре после того, как страна перешла под французский протекторат. Художник, уже тогда увлеченный восточной тематикой, был так очарован местным колоритом, что остался в Марокко на несколько лет, купил в Марракеше участок земли и построил виллу по проекту своего соотечественника Поля Синуара. Позже виллу, в архитектуре которой причудливо переплелись элементы кубизма и национальные марроканские мотивы, и другие постройки в парке художник покрасил ярко-синей кобальтовой краской – этот цвет так и назвали «Синий Мажорель» (Majorelle Blue).

Вилла «Оазис» в парке Мажорель. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

В 1980-х парк приобрел Ив Сен-Лоран. Вместе с партнером Пьером Берже они отреставрировали виллу, привели все в порядок. Пара регулярно проводила здесь время, а после смерти кутюрье в 2008-м комплекс перешел в собственность некоммерческого фонда Pierre Bergé – Yves Saint Laurent. Сейчас в парке два музея – Берберский, в бывшей арт-студии Мажореля, где собраны предметы искусства и быта коренного населения Марокко, от украшений до ковров, и Вилла Оазис – бывший дом Сен-Лорана и Берже, посетить который можно лишь по специальному приглашению (некоторые отели класса люкс организуют такие экскурсии). Здесь же, в парке, был развеян прах великого кутюрье и установлен мемориал. В фирменном бутике предлагаются берберские украшения ручной работы и восточные ароматы, вдохновленные местной флорой. Парк может похвастаться богатой коллекцией кактусов, а также 15 видами обитающих здесь птиц-эндемиков.

Концепция Музея Сен-Лорана отсылает к эстетике театра. ФОТО: ARCHITONIC.COM

По соседству в 2017 году в новом современном здании, построенном по проекту The Studio KO, открылся Музей Ива Сен-Лорана – его фонды насчитывают более 5 тыс. экспонатов, одежду и аксессуары, созданные дизайнером между 1962 и 2002 годами, 65 предметов одежды авторства Кристиана Диора (того периода, когда Сен-Лоран работал его ассистентом), а также архив документов, каталогов и прессы. Помимо постоянной экспозиции, музей организует временные выставки, посвященные современному искусству, моде, дизайну, антропологии и ботанике.

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше. ФОТО: ARCHITONIC.COM

Марракеш: рынки и шопинг

Рынки Марракеша – отдельная достопримечательность. В Списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО они практически идут «в комплекте» с Джемаа-эль-Фна. Начинаются торговые ряды тоже от площади, и, кажется, во всем Марокко нет товара, который нельзя было бы на них купить.

Восточные светильники на любой вкус. ФОТО: DEPOSITPHOTOS.COM

Европейцы десятилетиями увозят отсюда целые интерьеры для своих квартир и загородных домов – плетеную, кованую и резную деревянную мебель, ковры ручной работы, разноцветные светильники, предметы декора из кожи и текстиля, которые местные мастера делают с большой фантазией.

С 2001 года весь исторический центр Марракеша, включая его главную площадь с бесчисленными торговыми рядами, был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Заслуживают внимания местные специи и травы (такие ароматные розы, мяту и жасмин в Европе надо поискать), керамика, авторские украшения из серебра с полудрагоценными камнями.

Усыпальница Саадитов

Считается, что мавзолейный комплекс заложил еще в XVI веке Абдалла аль-Галиб, второй султан Марокко из династии Саадитов. Однако больше всего захоронений было сделано при султане Ахмаде аль-Мансуре – шерифе Марокко, сделавшем Марракеш столицей своей империи. Мечеть Касба и Цитадель Марракеша, к которым примыкает некрополь, также были построены во время его правления. Сегодня здесь можно увидеть многочисленные надгробия членов королевской семьи и полюбоваться утонченной марокканской архитектурой, ювелирной резьбой по каррарскому мрамору, благодаря которой камень выглядит, словно тонкое кружево, затейливой узорчатой керамической плиткой, украшающей стены и полы. Особенно нарядны Зал двенадцати колонн, где покоится сам Ахмад аль-Мансур, и зал Лалы Масуды – его красавицы-матери, конкубины султана Мохаммада аль-Шейха, прославившейся открытием школ и мечетей.

Мозаика и каменное кружево Усыпальницы Саадитов. ФОТО: CK.ADOBE.COM

Дворец Бахия

Этот замечательный образец поздней мавританской и исламской архитектуры был возведен в 1860-е годы (точную дату постройки марокканцы даже в XIX веке ухитрились не зафиксировать) по заказу Си Муссы, великого визиря султана Марокко Мухаммеда IV. Строительство продолжил в начале прошлого века сын визиря Ба Ахмед, также служивший визирем. После его смерти – буквально в считанные часы – дворец был разграблен, и не какими-нибудь безвестными мародерами, а самим султаном Марокко Абд аль-Азизом. После установления в Марокко протектората Франции во дворце поселился французский резидент-генерал, а когда страна вновь обрела независимость, сюда вернулась королевская семья. Позже здание передали министерству культуры и сделали музеем.

Во внутреннем дворе Дворца Бахия. ФОТО: CK.ADOBE.COM

Поскольку дворец довольно хаотично расширялся едва ли не каждым его новым обитателем, все строение превратилось в настоящий лабиринт. Любопытно, что для четырех жен визиря были построены четыре одинаковые по размерам комнаты, а для 24 конкубин – 12 комнат, где женщины жили по двое. У самого хозяина было двое покоев – летние с большими окнами и зимние с маленькими. Каждая из 160 комнат дворца декорирована филигранной резьбой по дереву, орнаментальной глазурованной плиткой, раскрашенной лепниной – особым изяществом отличается его старая часть. В 1964 году дворец послужил съемочной площадкой для фильма «Сто тысяч долларов на солнце» с Жан-Полем Бельмондо; в наши дни в его стенах до сих пор проводят официальные мероприятия с участием короля, устраивают выставки и концерты.

Вокруг Марракеша

Марракеш – отличная отправная точка для путешествий вглубь страны, и это очень интересная часть Марокко. Здесь, в пустыне, в окружении Атласских гор, берберы живут почти так же, как жили сотни лет назад, еще до прихода арабов, да и пейзажи мало изменились с тех пор. Источником воды для многих местных по-прежнему служит колодец, транспортом – ослик, а кроватью – пестрый коврик на земляном полу. Если бы не спутниковые антенны на крышах хижин, построенных из смеси глины с соломой, то могло бы показаться, что время остановилось. Недаром здесь же, в пустыне, в городе Уарзазате, расположенном к юго-востоку от Марракеша по другую сторону Атласского хребта, расположена киностудия Atlas Corporation Studios, куда можно съездить на экскурсию.

В пустыне близ Марракеша. ФОТО: CK.ADOBE.COM

С середины прошлого века здесь было снято бесчисленное множество голливудских фильмов: «Мумия», «Гладиатор», «Александр Великий», «Под покровом небес», «Троя», «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра», «Царство небесное»... Среди раритетов студии: самолет Майкла Дугласа из фильма «Жемчужина Нила», тибетский монастырь, сооруженный для фильма Мартина Скорсезе «Кундун», карета «Клеопатры» Элизабет Тейлор.

Особое удовольствие – ранним утром взмыть вверх в корзине воздушного шара и наслаждаться захватывающими видами пустыни, гор и долин, потягивая вкуснейший марокканский мятный чай.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Текст: Галина Мельникова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Майские праздники на Мальдивах

Пятизвездочный курорт SO/ Maldives, открывшийся в ноябре прошлого года на частном острове в жив...

ПОДРОБНЕЕ

На Камчатке появился экстрим-отель

Отель «Аврора», открывшийся в Мильковском районе Камчатского края на берегу реки Камчатки в 380...

ПОДРОБНЕЕ