Быстрее звука: бизнес-джет со скоростью истребителя – MyWay

Быстрее звука: бизнес-джет со скоростью истребителя

Мечты о самолете, способном совершать полет со скоростью, превышающей скорость звука в воздухе, не оставляют энтузиастов от авиации. Сегодня в разных стадиях разработки находится около четырех сверхзвуковых бизнес-джетов, и два из них могут подняться в небо совсем скоро.
ФОТО: WEAREFINN.COM

ФОТО: WEAREFINN.COM

Весной 1969 года над Тулузой стремительно пронесся Concorde. А двумя месяцами ранее в Воронеже поднялся в небо советский Ту-144. Испытания сверхзвуковых пассажирских самолетов шли ноздря в ноздрю, и первых пассажиров они приняли на борт почти одновременно – примерно через 8 лет после начала тестовых полетов. Правда, Ту-144 пролетал всего 2 года, Concorde – 27 лет. Причин, по которым их списали, был ворох: прожорливость двигателей, необходимость субсидий авиарейсов со стороны правительств, аэродинамические недоработки, дальность полета, а также загадочное влияние звуковой волны на живых существ. Последний пункт, кстати, особенно беспокоил США, чьи авиаконструкторы пытались, но так и не смогли разработать собственный сверхзвуковой гражданский самолет. Совпадение?

Ударная волна сопровождает полет любого сверхзвукового лайнера, и специалисты по аэродинамике много лет бьются над тем, чтобы минимизировать ее воздействие. Оно, к слову, до конца не изучено. Жесткие ограничения, введенные в США около 40 лет назад, стали техническим барьером для самолетов Concorde, которые не смогли летать из Европы на западное побережье Штатов.

Фишкой самолета станет особенная аэродинамическая конструкция, при которой шум от ударных волн не должен превышать 75 дб

Однако неудачи Concorde и Ту-144 не поставили крест на амбициях самолетостроителей. Итак, что же они предлагают тем, кто готов выложить от $100 млн за борт? Самым громким сверхзвуковым проектом можно назвать бизнес-джет AS2 от Aerion. Эта американская компания с 2004 года занимается разработкой сверхдорогой игрушки для шейхов. Первоначально цена самолета должна была составить $80 млн, но в процессе затянувшихся работ аппетит разработчиков вырос до $120 млн. Несмотря на то, что AS2 существует только в электронном виде, на него уже поступили твердые заказы. В чем секрет? Конечно, в сверхзвуке – такой скоростью могут похвастаться только истребители, ни один бизнес-джет по своим характеристикам даже не приблизился к дозвуковой скорости в 1 Мах. А у AS2 заявленная скорость будет 1,4 Маха или 1670 км/ч. Настоящий спорткар в небе, который за 4 часа свяжет Париж и Нью-Йорк, опередив обычный бизнес-джет на 3 часа. Aerion долго искала партнера по программе и наконец с февраля 2019 года стала работать с американским самолетостроителем Boeing. Примечательно, что влияние звукового удара партнеры (совместно с американским двигателестроителем General Electric) нивелируют высотой полета – в сверхзвуковом режиме AS2 будет летать на высоте 18 тыс. м. Это на 8 тыс. м выше, чем обычные самолеты.

Фишкой самолета станет особенная аэродинамическая конструкция, при которой шум от ударных волн не должен превышать 75 дб. ФОТО: LOCKHEED MARTIN/THESUN.CO.UK

Aerion уже заманила к себе ключевого дизайнера интерьеров Тима Фагана, который известен своими роскошными и в то же время эргономичными компоновками салонов для новейшего бизнес-джета Bombardier Global 7500. Он планирует создать интерьер для 12-местного AS2, который «станет уникальным видением красоты и роскоши, и где будут использованы дальновидные технологии, интеллектуальная функциональность и подлинный комфорт». Узнать, насколько Фагану удалось реализовать свою задумку, можно будет в 2024 году, тогда намечен первый полет AS2.

Работы кипят и в Lockheed Martin, другой американской компании, которая занимается разработкой «тихого» сверхзвука. Экспериментальный самолет X-59 Quiet SuperSonic Technology (QueSST) в декабре 2019 года вышел на стадию финальной сборки и, как ожидается, совершит первый полет уже в 2021-м. Фишкой QueSST станет особенная аэродинамическая конструкция, при которой на поверхности самолета образуется минимум ударных волн. В итоге шум от них на земле будет составлять лишь 75 дБ (это примерно соответствует шуму от захлопывающейся автомобильной двери). Лайнер сможет летать на круизной высоте 17 тыс. м со скоростью в 1,27 Маха или 1,5 тыс. км/ч. О стоимости самолета и деталях его интерьера пока ничего не известно. Это позволяет сделать вывод, что QueSST – скорее экспериментальная технология, которая при удачном тестировании сможет обойти жесткие ограничения для звуковой волны и лечь в основу сверхзвукового бизнес-джета.

В 2019 году американский оператор Flexjet оформил твердый заказ на 20 самолетов AS2. А это значит, что покупатели, похоже, восприимчивы к философии новой скорости и кошельком готовы поддерживать сверхзвуковые проекты, несмотря на многолетние разработки, технические и экономические риски. Это вдохновляет производителей. Ведь тот, кто успеет предложить первый сверхзвуковой частный самолет, сможет обеспечить себе прекрасный задел на будущее.

И уж тем более не приходится говорить о потенциале такого проекта в сфере деловой авиации, в основе которой лежит принцип экономии времени, а колоссальные расходы на содержание борта играют второстепенную роль.

Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – в MY WAY.

Текст: Анна Назарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

BBJ Select – новые подробности

Впервые для бизнес-джетов Boeing американский производитель предлагает предварительно спроектир...

ПОДРОБНЕЕ

Компания Daher – об итогах 2023 года

В минувшем году компания Daher поставила 74 однодвигательных турбовинтовых самолета TBM и Kodia...

ПОДРОБНЕЕ