Го: камни, держащие мир

Го: камни, держащие мир

В парках Японии, Китая, Кореи нередко можно увидеть людей, замерших над расчерченной доской. Один выставляет на доску черные камни, другой – белые. Непосвященному кажется, что все происходит хаотически. Но на самом деле здесь вершатся судьбы мира. В Японии эту игру называют и-го, в Китае – вэйци, в Корее – падук. На Западе за ней закрепилось имя го.
На саммите «Будущее го», который прошел мае 2017 г. в Вужене, лучшие китайские игроки проиграли программе AlphaGo. ФОТО: XU YU/IMAGO/ТАСС

На саммите «Будущее го», который прошел мае 2017 г. в Вужене, лучшие китайские игроки проиграли программе AlphaGo. ФОТО: XU YU/IMAGO/ТАСС

Го: происхождение и легенды

Го на тысячу лет старше шахмат. Китайские хроники упоминают императора Яо династии Хань, чей сын Даньцзюй имел вздорный нрав и вел беспорядочный образ жизни. Для его наставления император придумал игру, обучающую стратегии и рациональному мышлению. История вряд ли реальная, но на Востоке го до сих пор считается лучшим инструментом для гармоничного развития личности.

Долгое время го была придворным развлечением аристократов, сначала в Китае и на Тибете, а с VIII века и в Японии, – когда спустя четыре столетия в стране наступил период междоусобных войн и власть взял сегун, го приравняли к боевым искусствам. Го учит балансу, гармонии, грамотному распределению ресурсов, но сущность игры – бескомпромиссная борьба. Именно этим она привлекла самураев. Показательна история о двух мастерах меча, произошедшая 500 лет назад.

Одним был легендарный ронин Миямото Мусаси, другим – Ягю Дзюбэй Мицуёси, тоже великий фехтовальщик и дуэлянт. Однажды пути аристократов пересеклись. Прежде они никогда не встречались, но по манере держаться и описанию мечей узнали друг друга. Разойтись без поединка значило потерять лицо, в то же время бой мог закончиться гибелью обоих. Тогда они решили сыграть в го. Увидев, что ни один не уступает другому, мастера прервали партию и разошлись, преисполненные уважения друг к другу.

В XIX веке с игрой познакомились европейцы, однако до 1970-х годов Япония была лидером в го. Ситуация изменилась в конце XX века. Сначала в Южной Корее произошла вспышка массового увлечения игрой, породившая плеяду сильных игроков. Затем Китай, где в период «культурной революции» игра преследовалась, поменял приоритеты, взял курс на ускорение и вырвался вперед. Сегодня го – признанная спортивная дисциплина.

Куниёси Утагава. «Земляной Паук насылает чертей в усадьбу полководца Райко». Триптих (фрагмент). 1843 г. ФОТО: BLOG.BRIDGEMANIMAGES.COM

Го: правила и принципы

Го – игра захвата. В основе игрового процесса лежат три принципа: окружай, строй крепости, дели пространство. Игрок либо делает ход – то есть ставит камень на перекрестье (их на доске 361) или же пасует (отказывается от хода). Выставленный камень больше не двигается и может быть только снят в результате захвата. Игроки «строят стены», стремясь огородить себе как можно больше пустых перекрестков, поэтому камней требуется много. Каждый камень граничит с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски – с тремя, в углу – с двумя), которые по-японски называются «дамэ» (дыхание). Пока у камня или группы есть контакт хотя бы с одним дамэ, они «живут», но если все соседние перекрестки заняты камнями противника, они «гибнут» и снимаются с доски.

Ход в пункт, где у камня нет дамэ, запрещен. Но если такой ход забирает последнее «дыхание» у группы противника, игрок захватывает ее. Захваченные камни сразу снимаются с доски, причем каждый приносит одно очко. Окружение – основа го, но не цель, так как прибыль от захвата камней невелика, главная ценность в игре – территория. Каждый огороженный пункт территории тоже приносит игроку одно очко.

Камень может избежать захвата, развившись в группу, убить которую реально только целиком, окружив ее снаружи и изнутри. Замкнутая территория внутри группы носит название «глаз». Если у группы больше одного «глаза», убить ее невозможно, поскольку нельзя сделать два хода сразу. В одном «глазу» может быть сколько угодно пустых перекрестков, но важно помнить, что диагональных соединений в го нет: камни в стене должны стоять плотно, и между ними должна быть соединительная линия.

Когда новые крепости строить негде, противники делят оставшееся пространство, пасуют, обмениваются пленными и подсчитывают очки. Тот, у кого их больше, выигрывает. Первый ход делают черные, это дает им преимущество. Чтобы выровнять баланс, в XIX веке ввели правило «коми»: перед началом игры белые получают компенсацию в 6,5 очка. Поэтому в го не бывает ничьих – за все другие действия в игре дается только целое количество очков.

Тактика и стратегия

В основе го лежит принцип гармоничного деления пространства на доске при помощи белых и черных камней. Гармоничное – это значит, что слишком дальние ходы рискованны, а чересчур плотные как минимум бесполезны. Атаку нужно подготовить, а защиту желательно выставить загодя. Распределить приоритеты очень нелегко. Камни должны взаимодействовать, а не мешать друг другу. В го нет фигур, один камень не отличается от другого, значение имеет только место, которое они занимают, и форма, которую они образуют. Каждому камню нужны опора и поддержка – еще один камень или край доски. Поэтому игру начинают не с середины поля, а с краю, в угловой зоне.

Инструментарий игры прост: расчерченная доска и отполированные камни. ФОТО: KAMILSD/ALAMY/ТАСС

Часто, выиграв локальное сражение, начинающий игрок не знает, что делать с результатом: захваченная территория оказывается слишком маленькой, противник успевает «застолбить» больше. Это означает, что важнее мыслить не тактически, а стратегически: прежде чем строить крепости, необходимо «разбросать» отдельные камни, затем укрепить и развить их в нужном порядке, чтобы не дать это сделать сопернику.

Необходимость постоянно удерживать баланс приводит к тому, что игрокам бывает выгодно сохранять равновесие позиции, так как любое резкое изменение ухудшит их положение. Подобное «некооперативное равновесие» описал американский математик Джон Нэш, виднейший специалист по теории игр, лауреат Нобелевской премии. В го этот принцип доведен до совершенства: игроки вынуждены не враждовать, а взаимодействовать, не разрушать, а создавать картину игрового мира.

Запад и Восток

Несмотря на популярность го на Западе, лучшие игроки по-прежнему рождаются в Азии, и дело тут не только в многовековых традициях, но и в разном понимании игры. Европейцев вводит в заблуждение тот факт, что го – игра счетная, с жестким прессингом, филигранными сменами темпа, требующая быстрого и точного анализа оперативной обстановки, в чем европейские игроки всегда были сильны. Но европеец должен сперва понять все части явления, а уже потом сложить их в единое целое. Для азиата же частное изначально является частью общего: располагая камни на доске, он видит цельную картину, у которой лишь отдельные фрагменты недоработаны.

Возможно, это связано с различиями между правым и левым полушариями мозга. Культура Запада направлена на развитие левого, аналитического, ответственного за логику, речь и расчет. Восточная уделяет больше внимания правому, «немому», на совести которого интуиция, эстетика, художественные, музыкальные и прочие «нелогичные» творческие способности. Иероглифика (в ее основе рисунок, а не буква), тональные языки, созерцательные практики (любование, каллиграфия, создание мандал) также стимулируют правое полушарие, а игра го понимается как психологическая техника сродни медитации, когда человек полностью сосредоточивает сознание на проблеме и получает комплексный ответ.

Бизнес и политика

В Южной Корее умение играть в го учитывается при назначении на руководящие должности. Кстати, президент страны Мун Джэин – сам отличный игрок. На Западе у го не менее именитые поклонники: в их числе создатель компании Microsoft Билл Гейтс и основатель Google Сергей Брин. В России го знают и любят политический и общественный деятель Георгий Сатаров, бывший в свое время советником Ельцина, и нынешний министр иностранных дел Сергей Лавров. Чем же привлекает го политиков и бизнесменов? Наверное, лучший ответ на этот вопрос дал экс-госсекретарь США Генри Киссинджер: «В шахматах только два исхода: ничья и мат, тотальная победа или поражение. В го задача – получить относительное преимущество, расширить свои возможности и сократить возможности противника. Целью в го является даже не победа, а скорее, постоянный стратегический прогресс».

В го нет фигур. Один камень не отличается от другого, значение имеет только место, которое они занимают, и форма, которую они образуют

В этой игре немало моментов, которым несложно найти соответствие в реальной жизни. Так, умение жертвовать частью во имя целого может быть бесценным для политика, военного и бизнесмена. Скажем, спасать бегущую группу не только бесполезно, но и чревато проигрышем: такая «лестница» неминуемо погибнет. А, допустим, в ситуации «секи» (преграда) игрокам нужно просто остановиться, замереть на линии атаки, поскольку начавший схватку гарантированно ее проиграет.

На определенном этапе развития игроку начинают мешать не трудности игрового плана, а недостатки характера: трусость, алчность, эгоизм, излишняя самоуверенность. С их преодолением восприятие го выходит далеко за рамки настольной игры. Опытный руководитель сходу определит, какими качествами обладает новый сотрудник, если сразится с ним на доске. Игра покажет, с какими делами он готов справиться, а что ему пока не по силам. Если же визави выступает потенциальный партнер по бизнесу, манера игры выдаст его истинные намерения. Го учит брать столько, сколько можешь удержать, а остальным делиться – иначе борьба может закончиться крахом для обеих сторон. Вместе с тем го не признает ничьей: в любом случае партия должна закончиться победой одного и проигрышем другого, и это тоже суровая правда жизни.

Искусственный интеллект долго не мог освоить го – это стало возможным лишь с появлением нейронных сетей. В 2016 году программа AlphaGo одного за другим победила трех сильнейших игроков планеты – чемпиона Европы Фань Хуэя, корейского профессионала Ли Седоля и неофициального чемпиона мира, китайца Кэ Цзе.

10 заповедей го

  1. Чересчур стремящийся к победе не победит
  2. Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее
  3. Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя
  4. Отдав камень, борись дальше
  5. Отдай малое, возьми большое
  6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай
  7. Воздержись, не разбрасывайся
  8. Когда противник атакует, непременно отвечай
  9. Если противник усилился, укрепись и сам
  10. Если ты безнадежно изолирован, избери мирный путь

Новости моды и стиля – в MY WAY.

Текст: Дмитрий Скирюк

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новый персонаж Константина Чайкина

Появление новых часов с антропоморфным циферблатом от российского часовщика – это всегда событи...

ПОДРОБНЕЕ

Чемпионат России по картингу – уже скоро

29 марта в Сочи на автодроме «Пластунка» пройдет стартовый этап чемпионата и первенства страны ...

ПОДРОБНЕЕ