Сто лет баухауса: от авангарда к доступному жилью

Сто лет баухауса: от авангарда к доступному жилью

Мир отмечает столетие Баухауса. Знаменитая школа архитектуры и дизайна породила одноименный стиль, визуально определивший XX век и не исчерпавший своего «ресурса» в XXI. 
Лестница учебного здания Баухауса в Веймаре. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Лестница учебного здания Баухауса в Веймаре. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Столетие баухауса – именно так, с маленькой буквы (bauhaus), завещали писать название этого стиля отцы-основатели школы, – отмечается в мире с невероятной пышностью, которая более чем оправдана. Ибо с баухауса все началось. Ознаменовав собой последний взлет либерализма Веймарской республики, этот рассадник свободомыслия был уничтожен после прихода к власти нацистов. Менее 15 лет существовала школа Баухаус, но их хватило, чтобы задать тот вектор развития архитектуры и дизайна, с которого человечество не свернуло по сей день.

Главное учебное здание Баухауса в Дессау. ФОТО: ALEXANDER BECHER/EPA/ТАСС

В этом легко убедиться, просто оглядываясь по сторонам, а в концентрированном виде наследие школы собрано в Музее Баухауса в Дессау, открывшемся в начале сентября. Побывавшая на открытии федеральный канцлер Ангела Меркель напомнила в своем выступлении, что Баухаус продолжает влиять на современную культуру Германии. Тут хочется добавить, что не только Германии. Из него выросла вся архитектура модернизма.

Юст Шмидт. Афиша выставки баухауса в Вецмаре. 1923 г. ФОТО: GESCHICHTE-NACHHALTIGEN-DESIGNS.DE

Дом строительства

12 апреля 1919 года архитектор Вальтер Гроппиус занял пост директора институции, первое название которой было – Высшая школа строительства и конструирования Баухаус (в переводе с немецкого – «дом строительства»), а родиной стал Веймар, когда-то столица литературы и искусств. «Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, – здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры». Так обозначил Вальтер Гроппиус в своем «Манифесте» суть школы, и воплощение соответствовало идее. Это было соединение искусств и социальной науки, сцементированное либеральной идеей и предложившее принципиально новый визуальный язык.

 

Вальтер Гроппиус. 1933 г. ФОТО: AP/ТАСС

Формула стиля

Деятельность школы Баухаус и его выпускников определяли пять принципов:

– финальной целью всякой художественной деятельности объявлялось здание;
– декларировалось единство живописи, скульптуры и архитектуры;
– дизайн должен быть простым, функциональным и доступным для тиражирования;
– жилье обязано быть доступным;
– форму должна определять функция, а предмет должен быть удобным и красивым.

Художник vs ремесленник

Идеолог Баухауса Вальтер Гроппиус, начинавший путь в архитектуру в мастерской великого Петера Беренса (от которого нам осталось здание бывшего посольства Германии на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга), управлял школой до 1925 года. При нем был сформирован узнаваемый визуальный образ – то, что маркируется нами как фирменный стиль Баухауса, распространившийся с некоторыми вариациями по миру: в Италии он утвердился как футуризм, а в Советской России превратился в конструктивизм. Занятия искусством проходили без отрыва от работы в ремесленных мастерских, курсы теории искусства следовали в учебной программе за практическими занятиями, а не наоборот, чтобы студенты избежали соблазна копирования. Эта методика и дух свободы и интернационализма, соединенный с мастерством, породили новый тип художника, способного преодолеть существующую традицию и создать свою.

Haus am Horn – первое здание, построенное в стиле баухаус. 1923 г. ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM

Родина авангарда

Первой публичной презентацией баухауса стала выставка в Веймаре 1923 года, для которой Юст Шмидт нарисовал знаменитую афишу, а Герберт Байер придумал подчеркнуто лаконичный шрифт. Прошла выставка в Haus am Horn, возведенном в Веймаре по проекту Георга Мухе и Адольфа Мейера. Это первое здание в стиле баухаус. К моменту его постройки школа успела стать международным центром авангарда: наряду с ожидаемыми дисциплинами здесь преподавали предметный и интерьерный дизайн, рекламу, фотографию. Профессорами были Иоганнес Иттен и Ласло Мохой-Надь, Лионель Фейнингер и Оскар Шлеммер, Пауль Клее и Василий Кандинский. Мохой-Надь, в 1937-м основавший в Чикаго школу «Новый Баухаус», учил студентов фотомонтажу и созданию кинетической скульптуры. Кандинский вел мастерскую монументальной живописи, а потом курсы по теории живописи и цвета. В 1925-м, после того как власти Веймара перестали финансировать школу, Гроппиус построил для нее здание в Дессау, и перебравшиеся туда Клее с Кандинским занимали общий коттедж.

Архив-музей Баухауса в Берлине. ФОТО: DIPOSITPHOTOS.COM

Жилье для всех

Плоские крыши, геометрические конструкции, открытая планировка, отсутствие декора и функциональная мебель – все эти принципы, сформулированные модернистом Ле Корбюзье, родом из баухауса. Им соответствует не только жилой квартал Дессау-Тертен, построенный Гроппиусом (314 домов площадью 57–75 м2 с садовыми участками). По этим принципам возводились и многоэтажные здания в стиле баухаус, и виллы – такие как, например, уцелевший после бомбежек Роттердама дом Сонневельда, и конструктивистские кварталы в Праге, Екатеринбурге и Москве.

Квартал Дессау-Тертен, построенный в 1928 г. ФОТО: HENDRIK SCHMIDT/DPA/PICTURE-ALLIANCE/ТАСС

В тех же традициях построены знаменитые памятники Белого города в Тель-Авиве, куда бежала часть выпускников школы, окончательно уничтоженной в 1933 году. Здесь сохранилось 4 тыс. зданий в стиле баухаус, что дало ЮНЕСКО повод в 2003 году признать Белый город всемирным культурным наследием – за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века».

Наш баухаус

Второй директор школы, швейцарский архитектор Ханнес Майер, в 1928 году сменивший Гроппиуса, скоро был отставлен – за левые убеждения. В 1931-м вместе с семью учениками он приехал в СССР и влился в ряды конструктивистов. Соцгородки при строящихся заводах в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми – их наследие. Хиннерк Шепер, руководивший малярными мастерскими Баухауса, разрабатывал в Москве цветовые решения интерьеров Дома Наркомфина и домов-коммун. Майер нарисовал план застройки Биробиджана и предложил проект Дома Советов в Москве. А его ученик Феликс Тольцинер, в 1930-е годы репрессированный, спроектировал в Соликамске квартал в стиле баухауса, получивший название «маленький Берлин».

Кресло Wassily. ФОТО: CITYMAGAZINE.SI

Вошли в историю

Исследуя изобретения баухауса, легко убедиться в том, что, по большому счету, весь современный дизайн придумали там и тогда. Выдвигающиеся разноцветные столики разной высоты – это «Столы Nesting» Йозефа Альберса, руководившего в 1926–27 годах мебельной мастерской Баухауса.

Светильник MT8. ФОТО: BAUHAUS.DE

Минималистичная лампа Баухауса – светильник MT8, спроектированный Уильямом Вагенфельдом и Карлом Якобом Юкером. Кресло Wassily из трубчатой стали, названное его автором Марселем Бройером в честь друга, Василия Кандинского, точно так же вошло в историю, как гардероб на роликах, придуманный в 1929-м чехом Йозефом Полем. Или кресло Barcelona, разработанное последним, третьим директором Баухауса Людвигом Мис ван дер Роэ для Международной выставки в Барселоне 1929 года. Одним из самых коммерчески успешных продуктов Баухауса стали в 1930-м унифицированные обои: Хиннерк Шепер придумал выпускать 12 видов обоев в пяти цветах, и они производятся до сих пор.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Ирина Мак

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Плыви по небу

Дирижабли как вид транспорта до сих пор остаются на вторых ролях, а ведь в нынешние времена тот...

ПОДРОБНЕЕ

Drevå: поддавайтесь на провокацию

В последнее время европейские шефы не жалуют нас своим вниманием, так что открытие в Санкт-Пете...

ПОДРОБНЕЕ