Острова на картинах: ад, рай или модный курорт?

Острова на картинах: ад, рай или модный курорт?

С давних времен образ острова, затерянного в далеких морях, поражал воображение. Не зря именно на островах представлялись райские кущи – древнегреческий Элизиум, кельтский Авалон, китайский Пэнлай. Томас Мор, создавая страну Утопию, тоже решил поместить ее на острове – как и Василий Аксенов, придумавший белогвардейский парадиз «Остров Крым». MY WAY предлагает оценить островные фантазии художников.
Тициан. «Вакханалия на острове Андрос». 1523–1526 гг. Национальный музей Прадо

Тициан. «Вакханалия на острове Андрос». 1523–1526 гг. Национальный музей Прадо

В герцогском алькове

Когда Средневековье окончилось, настало время вспомнить об островах в том же ракурсе, в каком думали о них древние греки. Возьмем Андрос – он тоже в Эгейском море, не так уж далеко от Патмоса. Но населяли его, судя по картинам, люди совсем другого образа жизни! Великий Тициан написал это полотно для личных покоев феррарского герцога, так что можно было не стесняться наготы. На картине изображен праздник, устроенный в честь бога Вакха. Этот покровитель виноделия и винопития с минуты на минуту прибудет на остров вместе со своей невестой Ариадной – паруса корабля можно разглядеть вблизи берегов. Поразительно, что это не просто личная вариация Тициана античной темы, каких много бывало в эпоху Ренессанса. Все гораздо серьезнее: Тициан взял книгу древнегреческого писателя Филострата Афинского «Картины», где описывалось 65 работ античных художников. Открыл 25-ю главу и попытался по словесному описанию воспроизвести изображение. Небывалый пример виртуальной живописи.

На стене церкви

Мастер женских полуфигур. «Святой Иоанн на Патмосе». Около 1540 г. Лондонская национальная галерея

Мастер женских полуфигур. «Святой Иоанн на Патмосе». Около 1540 г. Лондонская национальная галерея

Христианский рай описан еще в Ветхом Завете – книге, придуманной кочевниками и скотоводами. Поэтому для нас Эдем – это прекрасный сад с полноводными реками, плодородной землей и множеством птиц и животных. Никаких островов. Однако в Новом Завете место для острова нашлось, причем очень важное. В ссылку на Патмос – маленький клочок земли в Эгейском море, римляне отправили апостола Иоанна. Именно там его посетило такое вдохновение, такие потрясающие видения, что их отзвуки догоняют нас до сих пор. Речь идет о написанной им книге «Апокалипсис», откуда родом и четыре всадника, и вавилонская блудница. Художники постоянно писали святого Иоанна на Патмосе, клочке суши посреди зеленых волн. И часто в небесах можно разглядеть видения святого – красного дракона-сатану и жену, облеченную в солнце.

В зале академии

Антуан Ватто. «Паломничество на остров Киферу». 1717 г. Лувр

Антуан Ватто. «Паломничество на остров Киферу». 1717 г. Лувр

Веками, пока романтики и прерафаэлиты не ввели моду на скандинавскую и кельтскую мифологию, искусство продолжало питаться древнегреческими легендами. Этот шедевр эпохи рококо изображает Эгейское море и остров Киферу, где находилось святилище Афродиты. Но, разумеется, у Ватто это уже откровенная игра, карнавал – придворные Версаля даже не утруждают себя нарядиться в античные костюмы, а лишь следуют античным обычаям свободной любви. Работая над картиной, Ватто вдохновлялся не только описанием того, как паломники-язычники плавали к храму Афродиты. Но и мотивом из популярной комедии «Три кузины», где рассказывалось о чудесном острове, откуда ни одна девушка не возвращается в одиночестве. Кстати, это по-настоящему новаторское полотно – Ватто сумел изменить казавшиеся незыблемыми правила, царившие во французской Академии художеств, и получить звание академика не за сюжет с богами и героями, а за изображение настоящих людей, своих современников. Реальная жизнь все сильнее начала вторгаться в искусство.

В обычном доме

Франческо Гварди. «Вид на Сан-Джорджо Маджоре». Около 1760 г. Художественная галерея и музей Келвингроув

Франческо Гварди. «Вид на Сан-Джорджо Маджоре». Около 1760 г. Художественная галерея и музей Келвингроув

Удивительное дело, но пейзаж как самостоятельный жанр появился очень поздно, где-то к концу Возрождения. До этого художникам обязательно надо было написать на картине еще либо святых, либо мифических персонажей, – чтобы оправдать само ее создание. И лишь в XVII–XVIII веках стало возможно просто наслаждаться видами природы, без каких-либо оправданий. Пейзаж кисти Гварди, изображающий вид на венецианский остров Сан-Джорджо Маджоре, – одна из таких картин. Венецианские художники одними из первых стали создавать чисто пейзажные виды. Впрочем, что тут удивительного? Их раскинувшийся в лагуне город красивее многих нерукотворных чудес природы. Еще один важный аспект для роста популярности подобных городских видов – туристическая индустрия. Для какого-нибудь англичанина, который увез это полотно домой, изображенный венецианский остров был подобием солнечного рая.

В подарок маме

Жорж Сёра. «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». 1884–1886 гг. Институт искусств, Чикаго

Жорж Сёра. «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». 1884–1886 гг. Институт искусств, Чикаго

Иногда острова – это просто острова. Например, полотно знаменитого пуантилиста Жоржа Сёры изображает Сену и пляж в пригороде Парижа на острове Гранд Жатт. Парижане при полном параде, в цилиндрах и турнюрах… Современники художника, впервые увидев картину на выставке, разглядели в ней массу смыслов. Для одних это была веселая толпа в воскресный день (в том числе и для автора, который подарил работу своей матери). Другие же узрели в ней воплощенную скуку, духовную нищету, визуальное отображение мыслей о самоубийстве. Так что, хотя остров – явно не райский, но, возможно, это чистилище или ад? По крайней мере там явно очень жарко и очень людно.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах, турнирах, чемпионатах и других значимых событиях читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Фото: Depositphotos

Море Москва

Москвичи, особенно на взгляд из глубинки, нравятся не всем. Какие-то мы хваткие, избалованные и...

ПОДРОБНЕЕ
Фото: wally.com

Яхта как искусство: три шедевра судостроения

Три парусника, столь разные по стилистике, объединяет одно: они восхищают любого, кто видит их ...

ПОДРОБНЕЕ