All you need is Beatles

19 сентября на российские экраны выходит фильм Yesterday, посвященный Beatles.
ФОТО: MEMMINGEN.DE

ФОТО: MEMMINGEN.DE

Песни Beatles – из разряда вечных ценностей. Наши родители слушали их на пластинках фирмы «Мелодия». Мы прорывались на Красную площадь в мае 2003-го, когда там пел Пол Маккартни. Наши дети безошибочно узнают первые аккорды Yesterday. Режиссер Дэнни Бойл снял кино о том, как однажды эта музыка вдруг исчезла – и надо было заново придумать ее, чтобы напомнить всем нам, как она прекрасна.

Возможно, Yesterday и не самый важный фильм года, но точно самый обаятельный. Как и «Реальная любовь» Ричарда Кертиса (страшного битломана и сценариста Yesterday), он способен объединить сердца людей разных возрастов, разных национальностей и разных убеждений. На первый взгляд, это просто камерная музыкальная драма, но на самом деле, конечно, нечто большее. По сюжету главный герой, музыкант-неудачник, попадает в автокатастрофу, а придя в себя, обнаруживает, что мир вокруг изменился. Точнее, мир забыл песни Beatles. Казалось бы, какая мелочь, ерунда, – но когда этот музыкант начинает петь на публику Yesterday и Help!, выдавая хиты Пола и Джона за свои, то обнаруживает, что именно этих песен человечеству и не хватает.

На «Богемскую рапсодию» и «Рокетмена» (повествующих, соответственно, о Queen и Элтоне Джоне) Yesterday совершенно не похож, хотя внешне вполне вписывается в модный музыкально-киношный тренд. Это не байопик, а скорее, попытка представить ливерпульскую четверку новому поколению, услышать ее шедевры заново. На тестовых показах многие молодые люди говорили: «Ничего себе! Как это круто звучит!» – хотя многим из песен, исполняемых на экране, уже исполнилось полвека.

Химеш Патель в роли работника супермаркета, который мечтает о карьере рок-музыканта. ФОТО: LIFESTYLE PICTURES/ALAMY/ТАСС

Все началось с того, что паре никому не известных авторов-фрилансеров пришел в голову сюжет про то, что в альтернативном настоящем история рок-музыки легко обошлась без Beatles, и когда главный герой придумывает заново Michelle и I Want to Hold Your Hand, никому эти песни не интересны. Эту историю услышал Ричард Кертис, главный сценарист современного британского кино (придумавший не только «Реальную любовь», но и «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл» и «Дневник Бриджит Джонс»). Он предложил переписать сценарий с совершенно иным финалом: да, человечество действительно забыло о Beatles, но стоило появиться герою-одиночке, который помнит те песни и начинает выдавать их за свои, как мир немедленно сходит с ума.

Да, человечество забыло о Beatles, но стоило появиться герою, который помнит те песни и начинает выдавать их за свои, как мир немедленно сходит с ума

Для самого Кертиса, как для всего его поколения шестидесятилетних, Beatles – больше чем группа. Во времена холодной войны, войны во Вьетнаме, новостного терроризма и трагического разрыва между поколениями Пол, Джон, Джордж и Ринго пели о вечном и чистом – о том, как признаться в любви девушке, о том, как не сойти с ума от одиночества, о том, что мир есть любовь. Первой мелодией Beatles, которую услышал Кертис, стала I Want to Hold Your Hand – ему было семь. В день, когда вышел «Белый альбом», он притворился больным, чтобы не пойти в школу, и на три часа завис у радиоприемника, который передавал песни ливерпульской четверки в режиме нон-стоп. «Я всегда мечтал снять фильм, как-то связанный с Beatles, – говорил Кертис. – И перед пенсией хочу, наконец, это сделать».

Песни ливерпульской четверки приносят герою бешеный успех. ФОТО: THEHOUR.CN

А вот Дэнни Бойл никогда битломаном не был. Мальчишкой он считал себя панком, в юности стал фанатом Дэвида Боуи. Но у Бойла всегда было чутье на отличный материал – и когда ему позвонил Кертис, он не сомневался ни минуты. Этот тандем оценили и продюсеры, когда узнали, с кем им предстоит работать: «В фильмах Кертиса всегда много сахара. В фильмах Бойла – крайностей. Но вместе они просто команда мечты».

Первым делом нужно было решить вопрос с «битловскими» песнями. В Apple Corps, владеющей правами на творческое наследие Beatles, назвали сумму в $10 млн – за эти деньги в фильме можно было использовать 15 любых композиций группы, причем в различной аранжировке. «Это удивительно, – заметил Кертис, – но песни Beatles работают в любом случае: и быстрые, и медленные, и как рок-н-ролл, и как рэгги: они совершенно универсальны». Бюджет картины пришлось увеличивать с пяти до 30 млн.

Выступление The Beatles на телеканале BBC. 1963 г. ФОТО: PICTURELUX/THE HOLLYWOOD ARCHIVE/ALAMY/ТАСС

Какие же песни звучат в Yesterday? Да все, которые вам придут в голову при упоминании этой группы. «Мы просто пришли в офис, открыли каталог на первой странице и взяли самые популярные хиты. Такова была концепция – самые знаменитые в мире песни, которые все внезапно забыли. Будь моя воля, – уточняет Бойл, – я бы добавил I’ve Just Seen a Face, но, боюсь, ее мало кто знает».

Теперь, когда треть бюджета была потрачена на музыку, оставалось найти актеров на главные роли. Ричард Кертис и Дэнни Бойл привыкли работать со звездами первой величины, и публика наверняка ждала Хью Гранта, Рене Зеллвегер или Леонардо ДиКаприо. «На ДиКаприо у нас уже не хватало средств, – смеется Бойл. – Хотя Лео, возможно, согласился бы и на минимальный гонорар. Но нам не нужна была звезда. Нам принципиально нужна была незвезда». Простого парня, который вдруг становится самым знаменитым певцом в мире, сыграл Химеш Патель. В Англии его знают благодаря бесконечному сериалу EastEnders, а вот в большом кино он прежде еще не светился. Патель получил эту роль после открытого кастинга, на котором актеры исполняли песни Beatles. «Вообще, это было странное зрелище, – вспоминают Бойл и Кертис, – напоминало конкурс караоке. Но появился Патель, спел Back in the USSR, и это было как озарение: наш парень!»

Эд Ширан, Лили Джеймс и Химеш Патель на премьере фильма в Лондоне. ФОТО: NILS JORGENSEN/ALAMY/ТАСС

И все-таки без звезды не обошлось. Роль поп-исполнителя, который становится проводником главного героя в мир шоу-бизнеса, сыграл самый успешный поп-певец десятилетия Эд Ширан. Вообще-то первым претендентом на эту роль считался Крис Мартин, но на личной встрече с режиссером он заявил: «Да какой из меня актер? Попробуйте лучше Эда. Тем более и ходить недалеко – он мой сосед, живет через пару домов от меня». В итоге Ширана немедленно пригласили в гости. «Мне кажется, он не сразу понял, кто я, – смеется Бойл, – ну да, какой-то режиссер, мало ли народу к Крису заходит. Но потом кто-то упомянул мой фильм «Пляж» – смотрю, Эд стал гуглить на телефоне мою фамилию. «Да вы тот самый Дэнни Бойл? Ну, конечно, я у вас сыграю».

То, что по сюжету (внимание, спойлер!) первое выступление героя на публике происходит в Москве и именно там находится человек, помнящий, кто такие Beatles, наверняка случайность. А может, и нет – Дэнни Бойл изучил материалы и точно знает, как по-особенному относились к Полу, Джону, Джорджу и Ринго в стране победившего социализма. Это же у нас, напомним, пиратские пластинки Beatles выходили миллионными тиражами, а «Комсомолка» и «Крокодил» печатали разгромные статьи, распаляя любопытство публики (про «жуков-ударников» так или иначе слышала вся страна). Это у нас ходили невероятные слухи о закрытых концертах Beatles в Кремле, и это мы гордились тем, что Пол Маккартни придумал песню «Обратно в СССР» (хотя, как позже оказалось, «USSR» встало вместо «USA» из-за лучшей рифмы). Вероятно, в России этот фильм примут тоже по-особенному. Группа Beatles – в нашей коллективной памяти, она – наше общее прошлое, как и в Англии, объединившее несколько поколений.

Интересно, а как относятся к фильму сами Beatles, точнее, те, кто жив? «Я разослал приглашения на премьеру всем, – говорит Дэнни Бойл, – Полу, Ринго, Оливии, вдове Джорджа, и Йоко, вдове Джона. Ринго прислал нам очень милое письмо. И Оливия. Пол видел трейлер и похвалил нас. А еще рассказал, что песня Yesterday сначала называлась Scrambled Eggs («Яичница». – Прим. ред.). Мелодия пришла к Полу во сне, и, встав с постели, он спросил: «Что у нас на завтрак?» Вообще-то он несколько месяцев думал, что это не его песня, что он ее у кого то украл, – просто услышал где-то, запомнил и выдал за свою. Забавная история, потому что наш фильм как раз об этом. В конце концов неважно, кто на самом деле автор, все гениальное рождается странным, случайным образом, буквально носится в воздухе. И именно эти гениальные случайности меняют мир».

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых культурных событиях читайте в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В ГМИИ покажут фламандские натюрморты

«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собран...

ПОДРОБНЕЕ

В Москве – новое арт-пространство SEREBRO SPACE

В центре Москвы, в Серебряническом переулке, 8, открывается новое художественное пространство, ...

ПОДРОБНЕЕ