Любуясь изделиями легендарной фирмы «Фаберже», мы, как правило, не задумываемся над тем, что за этим именем, заслуженно знаменитым, «спрятаны» и многие другие. Ведь с ювелирным домом, основанным Карлом Фаберже, сотрудничало множество замечательных мастеров, которых теперь помнят в основном историки искусства. И Федор Рюкерт был среди них одним из лучших. В немалой степени благодаря ему отечественное искусство эмали прославилось по всему миру. Тем не менее имя его после 1917 года оказалось почти забыто, а работ мастерской Рюкерта в России почти не осталось. То, что в последние годы о нем вспоминают и пишут все чаще, а государственные и частные коллекции пополняются великолепными произведениями, созданными им и его мастерами, – восстановление справедливости.
Как обычно, немец
Творчество Рюкерта развивалось в русле русской художественной традиции, однако русским по происхождению он не был. Это не особо удивляет – Карл Фаберже тоже был из немцев. Но в отличие от коллеги Фридрих Мориц Рюкерт родился не в России, а в Пруссии, в регионе Эльзас-Лотарингия. А в Россию приехал в 1860-х подростком, с семьей. Сведения о ювелире приходится собирать буквально по крупицам: например, дата его рождения (1851 год) известна по адресной книге «Вся Москва» за 1900-й.
Начало работы мастерской Рюкерта опять-таки вычисляется по косвенным данным: в 1911-м в честь 25-летия предприятия ювелиру преподнесли серебряный бювар, украшенный эмалью, с датами «1886» и «1911». Значит, Федор Иванович, как его стали здесь называть, открыл свое дело в середине 1880-х. «Живописное и серебряное заведения» Рюкерта располагались в Москве, на Таганке, на углу Воронцовской улицы и Безымянного переулка. В то время этот район назывался Рогожской слободой.
Совсем неподалеку была расположена фабрика Алексея Овчинникова – его младший брат Павел стал основателем одной из самых известных ювелирных фирм страны. Рядом находилось еще одно знаменитое предприятие – фабрика серебряных изделий Ореста Курлюкова. Именно они и стали одними из первых заказчиков мастерской Рюкерта: специализация (или, как бы мы сейчас сказали, аутсорсинг) при создании произведений декоративно-прикладного искусства в тот период была делом общепринятым. Вплоть до начала XX века у Федора Рюкерта работало всего четыре человека. Однако показательно, что при всех своих возможностях крупные российские фирмы часто обращались именно к этому ювелиру, признавая тем самым его мастерство.
Преемник византийцев
Древнерусские узоры служили для Рюкерта источником вдохновения. И это было не случайно: в последней четверти XIX века как раз формировался и быстро завоевывал популярность неорусский стиль. Он коснулся разных областей, в том числе и архитектуры (достаточно вспомнить, например, здания ГУМа и Исторического музея). Кроме того, усилился интерес к коллекционированию предметов народного искусства. Старый быт изучался и переосмыслялся. Ювелиры создавали копии старинных предметов – и в качестве образцов особенно пригодились изделия XVII века, оставившего гораздо более обширное наследие, чем предыдущие века отечественной истории. Изготавливались и абсолютно новые вещи – так сказать, «по мотивам».
Мастерская Федора Рюкерта славилась изделиями, выполненными конкретно в технике перегородчатой эмали, в этот период ставшей очень востребованной. Эта техника была известна со времен Киевской Руси, причем древнерусские мастера переняли ее у византийцев. Но у Рюкерта был свой почерк: он и работавшие под его руководством мастера сочетали технику перегородчатой эмали с эмалированием по скани, что позволяло создавать на поверхностях предметов (например, ковшей и чаш) сложные живописные сценки. Сами эмали при этом отличались богатством цветов и оттенков.
Рюкерт и его мастера сочетали технику перегородчатой эмали с эмалированием по скани, что позволяло создавать на поверхностях предметов сложные живописные сценки
Ранние работы мастерской чаще всего были украшены растительными узорами, изображениями птиц и животных, в том числе мифологических, от грифона до сирина – в духе русского средневековья. Однако со временем едва ли не главное место в творчестве Рюкерта заняли плакетки, декорированные живописными миниатюрами. Основой для них служили произведения (либо их фрагменты) художников той эпохи, обращавшихся к национальной теме. Мастерство Рюкерта в этой области считалось непревзойденным. Дело было не только в безупречной технике исполнения, но и в умении так скомпоновать изображение, что оно идеально вписывалось в предмет вне зависимости от его формы или размера – будь то портсигар или столовые приборы.
Какие только сюжеты не переносились на предметы быта в мастерской талантливого ювелира! И каждый раз это была не просто «репродукция» на металле, но и новое изящное воплощение живописи, отдельный жанр. Константин Маковский и Илья Репин, Иван Куликов и Федот Сычков, Василий Васнецов и Сергей Соломко – вот лишь несколько имен художников, к работам которых обращался Федор Рюкерт. Поначалу его мастера создавали миниатюры с блестящей поверхностью, а позднее стали практиковать матовое письмо по эмали – оно выглядит удивительно достоверно, практически как «натуральная» живопись или акварель.
Рост фирмы
Узнаваемый стиль и высочайшее качество приносили изделиям Рюкерта все большую популярность. Постепенно росло и число работников – известно, что в начале XX века в мастерской трудилось уже 14 человек. Причем хозяин успевал контролировать все процессы – комнаты семьи Рюкерта располагались в то же доме, что и рабочие помещения. Со временем старшие сыновья, Павел и Федор (ювелир был дважды женат, и всего у него было десять детей), получив художественное образование, стали работать наравне с отцом.
Карл Фаберже не мог не заметить яркого коллегу – тем более что в 1887 году открыл филиал своей фирмы в Москве. С этого момента и началось их многолетнее сотрудничество, которому вовсе не мешала конкуренция (на московской фабрике Фаберже также начали выпускать украшенные эмалями предметы). Скорее, наоборот, заказы Фаберже «продвигали» и марку Рюкерта. То, что создавала мастерская для фирмы придворного ювелира, получало соответствующее клеймо «К. Фаберже» и государственный герб. Но иногда ставился и именник (индивидуальный знак изготовителя) «ФР», то есть «Федор Рюкерт». Благодаря Фаберже работы Рюкерта были оценены по достоинству и обрели заслуженную известность за пределами Москвы, ведь фирма Фаберже имела свои магазины не только в городах России, но и за рубежом. Кроме того, этот новый источник регулярных заказов давал Рюкерту возможность сосредоточиться на творчестве, экспериментах, совершенствовании техники. Впрочем, с кем бы ни сотрудничал эмальер, его работы всегда отличались самобытностью. Заметим, что талант Рюкерта с одинаковым блеском воплотился в произведениях, созданных как в неорусском стиле, так и в стиле модерн, воцарившемся в искусстве на рубеже веков.
В точности неизвестно, когда мастерская Рюкерта прекратила работу. По всей видимости, это произошло во время Первой мировой войны. Во всяком случае, после 1915 года она уже не упоминается в справочнике торгово-промышленных заведений Москвы. Самого Федора Ивановича не стало в декабре 1918-го. Прах его упокоился на Введенском кладбище. Должны были пройти десятки лет, прежде чем к Рюкерту начала возвращаться слава. И выставка в Кремле, где его имя стоит рядом с Фаберже, демонстрирует значительный прогресс на этом пути.
Выставка проходит до 10 января 2021 года.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий