Cessna 172 – небесный рекордсмен

Имя Клайда Цессны, 140-летний юбилей которого отмечается в декабре, для легкомоторной авиации стало нарицательным. Он сам конструировал летательные  аппараты, сам их испытывал, а затем основал компанию, выпускавшую самый массовый самолет всех времен и народов – Cessna 172.
Основатель Cessna Aircraft Company Клайд Цессна в 1917 г. ФОТО: TEXTRON/COMMONS.WIKIMEDIA.ORG

Основатель Cessna Aircraft Company Клайд Цессна в 1917 г. ФОТО: TEXTRON/COMMONS.WIKIMEDIA.ORG

Клайд Вернон Цессна впервые увидел самолет «живьем», когда жизнь и карьера, казалось бы, вполне сложились: к 30 годам он из простого фермера выбился в преуспевающие автодилеры в Оклахоме. Надо сказать, в начале XX века бурное развитие авиации вызывало у массового обывателя повышенный интерес: газеты наперебой писали об успехах братьев Райт, о перелете Луи Блерио через Ла-Манш и прочих героико романтических рекордах. Зачитывался этими рассказами и Клайд, так что, увидев в январе 1911 года афишу о демонстрационном выступлении в Оклахома-сити группы странствующих авиаторов, он с любопытством отправился на шоу, поглазеть. И… что называется, пропал.

Его захватила настоящая страсть. Через несколько недель, продав бизнес и оставив семью дома, Клайд поехал в Нью-Йорк, чтобы учиться самолетостроению в мастерских Queen Aeroplane Company. Затем потратил все свои сбережения ($7,5 тыс.), чтобы купить у этой же фирмы фюзеляж Bleriot XI. Самому установить двигатель и винт для талантливого механика-самоучки труда не составило, помогал брат Рой. Первая попытка взлететь состоялась 11 мая, первый полет с благополучной посадкой – через месяц. За это время самолет потерпел 12 аварий, ремонт после каждой стоил порядка $100 и бессчетное количество рабочих человеко-часов в ангаре. Когда после очередного крушения машина разбилась до полностью неремонтопригодного состояния, Цессна решил построить новый аэроплан своими руками. В июне 1911 года в воздух поднялся сконструированный им самолет под названием Silverwing, оснащенный модифицированным мотором Elbridge – четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л. с. Полигоном для испытаний стали просторные долины Солт-Плейнс на севере штата Оклахома. Неудачи в освоении неба лишь раззадоривали упрямого неофита – он не отчаивался, а наоборот, терпеливо совершенствовал свое крылатое детище.

Cessna 172 – самый массовый самолет в истории авиации. ФОТО: THE PETER BUTT AVIATION COLLECTION/MARY EVANS/ТАСС

Стоит ли удивляться, что в 1916-м, переехав в Канзас, Клайд Цессна стал в этом штате первым производителем моторных аэропланов. Местные леса с корабельными соснами и обширные пустоши для его конструкторских и летных экспериментов подходили как нельзя лучше. Вместе с семьей он поселился на заброшенной лесопилке, которую переоборудовал в самолетный ангар. Каждую зиму неутомимый изобретатель строил и испытывал новый летательный аппарат, а в теплое время года возил его в трейлере по всей стране, устраивая авиашоу на ярмарках. Восемь сконструированных тогда машин были очень непохожи друг на друга: как и прочие собратья по авиаделу, Цессна создавал свои аэропланы эмпирически, без научной базы и долгих расчетов.

Соратники тоже были под стать – в открытой Клайдом фирме Wichita Travel-Air Company с ним работали Уолтер Бич (который впоследствии основал авиа-строительную компанию Beechcraft) и Ллойд Стирман (Boeing). Все вместе они разрабатывали монопланы, и к 1927 году Цессна решил, что самолет мечты построен. В сентябре в США официально была зарегистрирована фирма Cessna Roos Aircraft Company, которая с 22 декабря 1927 года известна как Cessna Aircraft Company. Первенец Cessna Model А пошел в серию. Четырехместный моноплан смешанной конструкции (из дерева и стальных трубок) с перкалевой обшивкой и неубираемым шасси оказался успешным, было выпущено 22 экземпляра, в модификациях – 70. Дальше, даже несмотря на Великую депрессию, дело шло только по нарастающей, а всего за десятилетия своего существования компания разработала, построила и продала около 200 тыс. самолетов различных моделей и модификаций.

ФОТО: ALAMY/ТАСС

Тому, что американцы стали самой летающей нацией, немало поспособствовала именно Cessna, превратившая самолет из игрушки для богатых в почти что массовый продукт. И хотя в 1985 году фирму купил General Dynamics, а с 1992 года она принадлежит концерну Textron (в 2014 году создано подразделение Textron Aviation, куда, кроме Cessna, вошли Beechcraft и Hawker, и с этого момента Cessna прекратила существование как отдельная компания), само слово «Цессна» давно стало синонимом легкомоторной авиации.

На особом месте в модельном ряду Cessna стоит Skyhawk 172, выпускаемый с 1956 года и оказавшийся самым массовым самолетом в истории авиации: на сегодня количество бортов перевалило за 44 тыс. За 60 с лишним лет создано 25 модификаций, в конструкцию внесено огромное количество усовершенствований, но внешне Cessna-172 выглядит так же, как и первый образец, и все так же устойчива, маневренна, несложна в управлении, «прощает» ошибки пилотирования и способна выдерживать далеко не идеальные посадки начинающих авиаторов. По всему миру на ней выучилось летать больше пилотов, чем на самолетах любого другого типа. Современные версии Cessna-172, конечно, идут в ногу с XXI веком: они, к примеру, оснащены спутниковой навигацией и дисплеями с технологией «синтезированного видения». Но при этом продолжают оставаться эталоном простоты и надежности и, что немаловажно, оптимальны в соотношении цена-качество. А имя Клайда Цессны золотыми буквами выбито в американском Зале славы национальной авиации – за беспримерный вклад в развитие авиации Соединенных Штатов и всего мира.

Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Qatar Executive получает Gulfstream G700

Получив первые два новых самолета G700, Qatar Executive становится первым коммерческим эксплуат...

ПОДРОБНЕЕ

Gulfstream G700 получил сертификат FAA

Спустя два года задержек флагман Gulfstream, ультрадальний бизнес-джет G700, получил сертификат...

ПОДРОБНЕЕ