Николай Дятел - бывший командир «Стрижей»

Авиашоу «Стрижей» – одно из самых захватывающих зрелищ. Сложнейшие синхронные пируэты на грани невозможного, с легкостью и изяществом исполняемые на реактивных истребителях, иначе как чудом и не назовешь. В преддверии Дня авиации My Way поговорил с одним из создателей этого чуда, гвардии полковником Николаем Дятлом, бывшим лидером знаменитой пилотажной группы, которая в мае отметила 25-летие.

Как вы попали в «Стрижи»?

Начнем с того, что мне повезло попасть на авиабазу в Кубинку. Я окончил одно из лучших летных училищ – Черниговское высшее военное училище летчиков – и по распределению попал в Московский военный округ. Конечно, я знал, что Кубинка – это такая авиационная мекка, что здесь много серьезных летчиков служило. В послевоенное время Кубинку курировал Василий Сталин, отсюда выполнялись все показы на Красной площади. Каждый выпускник училища старался попасть сюда. Но только на Кубинку направляли пилотов 1 класса, а из училища мы выходили пилотами без класса. В тот год в качестве эксперимента главнокомандующий Военно-воздушными силами Ефимов взял пятерых выпускников, и меня в том числе. Мы его доверие оправдали: прошли отбор и теоретически, и практически. И доказали, что в Кубинку можно брать пилотов и без класса.

И растить на месте?

Да. Что и произошло. Ну а раз мы здесь выросли, то перейти отсюда в какой-то другой полк или послужить в каких-то других местах не получилось бы – слишком много инструкторского труда и всего остального в нас было вложено, и отправлять таких пилотов в обычный боевой полк практически невозможно. Так что всю свою сознательную летную жизнь я провел здесь, на Кубинке.

А разве была у вас альтернатива? Ведь в сознании многих сама Кубинка – символ высшего пилотажа.

Если брать пилотажную подготовку, то альтернативы почти нет. У нас единственный центр высшего пилотажа в России, который непосредственно занимается одиночными и групповыми полетами. Альтернативой мог стать центр боевого применения и летной подготовки. Но там другие задачи ставятся. Ну и еще очень много наших офицеров перешло в отряд космонавтов. Это была альтернатива для людей, которые хотели в космос.

Вы не хотели?

Если честно, нет.

А почему?

Потому что я очень хотел пилотировать истребители – МиГ-29, Су-27. А космос – это что-то другое.

Может, в космосе не чувствуешь машину?

Ну а какая там машина? Там другие задачи. Там все-по-другому: орбита, невесомость. Хотя в истребителе невесомость тоже присутствует. Здесь можно даже большие перегрузки испытывать, чем в космических кораблях.

Но это же, наверное, очень тяжело?

Конечно. Физическая подготовка должна быть очень хорошая. Не секрет, что даже для поступления в училище истребителей проходишь жесткий медосмотр. Если ты не спортсмен, туда не поступишь, поверьте мне.

Понятно. Но вам такие перегрузки нравились?

Ну было, да. Я же много отлетал здесь. Только 16 лет был ведущим пилотажной группы «Стрижи». Мы посетили не один десяток стран, везде выступали на очень высоком уровне. Составили серьезную конкуренцию нашим друзьям-империалистам.

DSC_2263-lj

А со своими коллегами, «Русскими витязями», тоже конкурируете? Кто круче?

Как вам сказать? Мы решаем одни и те же задачи. И летаем совместно. Мы создали этот знаменитый «кубинский бриллиант» – когда девятка (пять Су-27 и четыре МиГ-29. – (Прим. ред.) выполняет все фигуры высшего пилотажа. Но мне все-таки кажется, что у «Стрижей» больше драйва.

За счет чего это достигается? Психологический фактор влияет?

Обязательно. Психологическая совместимость в группе должна быть в первую очередь. Это же одна команда. Мы должны чувствовать плечо друг друга. Конечно, стараешься подобрать пилотов, чтобы они понимали друг друга – не только в воздухе, но и на земле, были одним целым.

Помимо демонстрации мастерства и показов техники, у пилотажной группы же есть и другие задачи?

Конечно. Мы сопровождаем самолеты руководителей нашей страны. И не только нашей. Мы, например, сопровождали самолет королевы Великобритании. И самолет американского президента. Кроме того, занимаемся специальной инструкторской подготовкой пилотов.

Вы были ведущим группы с 1991 по 2007 год. А что было потом? Читала, что в 2008-м вы ушли из армии.

Да нет, не ушел. Я отлетал 26 календарных лет. Считаю, что это достаточно прилично. Но у меня случилась такая история – мы взлетели с аэродрома в Перми и попали в стаю чаек. К сожалению, пошел отказ двигателей. Я катапультировался, потерял самолет. У меня был серьезный компрессионный удар позвоночника. После 30 дней реабилитации я еще практически год отлетал в «Стрижах». А потом было принято решение – либо оставаться в группе и закончить авиационную службу, как говорят, на каталке – когда тебя увезут с аэродрома. Или спокойно продолжать летную работу в другом качестве, как инструктор – чем я и занимаюсь. Но я не списывался, я еще летаю. И не только на маленьких самолетах, но и на вертолетах любого класса.

5D1K2182

Но с тех пор вы в показах не принимаете участия?

В показах – нет. Но в непосредственной подготовке к таким праздникам, как 9 Мая, 25-летие «Стрижей», День авиации, – конечно, участвовал и участвую. А группы – и ту, что сейчас летает, и ту, которая летала ранее, от первого до крайнего летчика – я приглашал и готовил.

Есть ли какой-то тест или вопрос, который вы обязательно задаете будущим «стрижам»?

Конечно. «Готов ли ты работать в пилотажной группе?» Иногда бывают такие пилоты, которые чисто для себя, для самоутверждения, делают один полет в группе, а потом говорят: «Ну все, я добился, чего хотел, показал, что я это могу». И до свидания. Кому-то важна слава, а кому-то тщеславие – сделать полетик. Поэтому мне всегда хотелось пилотов вызвать на серьезный разговор – узнать, зачем они хотят в группу.

Но не все же признаются?

Ну да. Но есть такая наука психология. Можно вычислить человека. Можно с ним просто поговорить, можно напугать. Можно с ним сходить в ресторан, пообщаться, когда язык развяжется.

А летчики могут себе позволить..?

Не всегда, но могут. Мы ведь такие же люди, как и все.

Все-таки, кажется, что летчики – не как все. Что-то в вас есть такое...

Тайна какая-то?

Конечно. Во-первых, не каждый может летать. Многие вообще боятся высоты.

Но и у нас кто-то боится высоты, кто-то не любит больших перегрузок. Но, знаете, хочется себе все-таки доказать, что ты это можешь, что это серьезная профессия, что ты пересилишь себя и будешь летать на больших перегрузках. Знаете, на одиночном пилотаже перегрузки – 8–9 единиц. К этому надо готовиться.

А женщина может попасть в группу «Стрижи»?

Конечно. У меня в команде была девушка-летчица Светлана Протасова. В Кубинке были летчицы. Сейчас, к сожалению, их нет. В этой профессии девушки иногда не уступают мужчинам.

Значит, если женщина на корабле – к несчастью, то в небе – наоборот? А, кстати, есть ли у летчиков какие-то приметы, суеверия?

Очень много. Например, никогда нельзя летать в новой обуви. Если черный кот дорогу перебежит, обязательно подожду. Или бывает, когда заканчивается какой-то вид подготовки или первый раз что-то запускается, то на поле кладут пачку «Казбека», которую самолет должен переехать колесом. А потом эти сигареты дарятся всем, кто участвовал в подготовке, хотя пилоты – люди особо не курящие. Одно время стали класть «Мальборо», но потом решили, что это как-то непатриотично. Так «Казбек» и остался.

361_33

Чтобы не терять мастерство, пилоту нужно летать каждый день?

Не каждый. Для пилота 1 класса есть свои правила – все прописано в инструкции. Достаточно одного-двух полетов в неделю.

 

 

А как тренируются летчики, чтобы сделать какой-то сложный пируэт на авиашоу?

Сейчас очень много качественных тренажеров, симуляторов, которые на том же МАКСе показывают. К нашей радости, наша промышленность делает великолепные тренажеры – для любых самолетов. Вводишь программу и сиди тренируйся – идет и имитация перегрузок, и картинка того, как ты двигаешься в небе, и т. д.

А как же групповой полет?

Да сейчас есть даже виртуальные пилотажные группы. И чемпионаты проводятся – мира и России. Мне доводилось у них быть судьей. Люди летают в группах – но только на электронных самолетах.

Неужели это интересно?

Для них да. Да и для нас тоже – в определенном смысле. Кто-то становится истребителем, училище закончив, а кто-то – вот так.

Говорят, «Стрижи» – самые непревзойденные в мире летчики. Это действительно так?

Поверьте мне, профессионалов достаточно и за границей. Есть великолепные пилотажные группы, те же английские «Красные стрелы». Чем мы берем? У нас более современная техника, боевые машины-истребители. А они на боевых не летают. Но мы выступаем так же зрелищно. На всех международных салонах занимали только призовые места. Никогда пятое или четвертое место, всегда или Гран-при, или второе.

_DSC0268

Интересно, а вас когда-нибудь пытались перекупить?

Да. Это было очень давно – когда такое нельзя было озвучивать даже самому себе. В 1997 году в Таиланде. Предлагали большие деньги. Но я патриот своей страны. И по сей день им остаюсь.

Я читала, что скоро у «Стрижей» будет новая техника, МиГ-35.

Я тоже читал. Все эти самолеты ждут уже давно. Я их ждал, когда летал. Но сейчас что-то должно наконец произойти. Если пилотажные группы пересадят на новые машины – Су-30, Су-35, МиГ-35, – поверьте, мы еще лучше летать будем, еще зрелищнее. Нас будут еще больше любить.

Текст: Людмила Буркина

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Qatar Executive получает Gulfstream G700

Получив первые два новых самолета G700, Qatar Executive становится первым коммерческим эксплуат...

ПОДРОБНЕЕ

Gulfstream G550 для домашних любимцев

Американский производитель премиальных кормов и аксессуаров для собак Bark запустил авиаперевоз...

ПОДРОБНЕЕ