Ту-144: вторая жизнь суперсоника

Честь совершить первый сверхзвуковой полет в истории пассажирской авиации выпала советскому Ту-144. Но коммерческая карьера его западного собрата Concorde оказалась гораздо успешнее. Вспоминая судьбу знаменитых суперсоников, MY WAY узнал, где можно познакомиться с Ту-144 вживую.
Ту-144 на площадке авиамузея в Монино. ФОТО: ANDREY KHACHATRYAN

Ту-144 на площадке авиамузея в Монино. ФОТО: ANDREY KHACHATRYAN

Побывать в кабине и салонах сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 можно в монинском Центральном музее ВВС во время Дня открытых дверей и в Жуковском, где в период проведения МАКСа открывают борт СССР-771115.

Сама разработка этого самолета в 1960-е годы стала драматичным соревнованием: параллельно с ОКБ Туполева созданием пассажирского суперсоника Concorde занимался англо-французский консорциум, а также американцы, которые, впрочем, поняв, что безнадежно отстают в этой гонке, работы по своему Boeing 2707 к 1971 году свернули. По внешнему виду все три машины были похожи друг на друга, как близнецы, что дало (и до сих пор дает) пищу для конспирологов, свято уверенных в том, что без промышленного шпионажа не обошлось. Однако причина донельзя прозаична: самолеты попросту не могли быть другими, ибо законы аэродинамики совершенно одинаково действуют и при социалистическом строе, и при капитализме. За счет простого увеличения мощности двигателей разгонять машину таких габаритов до скорости звука и обеспечивать ей стабильный полет на около- и сверхзвуковых скоростях невозможно – отсюда аэродинамическая схема «бесхвостка», оживальная форма крыла, характерная стреловидность, удлиненные пропорции фюзеляжа. Более того, наши и зарубежные разработчики даже официально обменивались некоторыми результатами, к примеру, ВИЛС (Всероссийский институт легких сплавов, тогда Всесоюзный НИИ технологии легких и специальных сплавов) сотрудничал с французскими авиаметаллургами. Когда ученые сравнили созданный в СССР сплав AU2GN и зарубежный АК4-1, они оказались практически одинаковыми.

Разработчики советского суперсоника – Алексей Андреевич и Андрей Николаевич Туполевы. ФОТО: TUPOLEV.RU

Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, Concorde вылетел 2 марта 1969 года. Первым в истории человечества пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, тоже стал Ту-144 (5 июня 1969 года). Зато Concorde перевез больше пассажиров и эксплуатировался гораздо дольше – до 26 ноября 2003 года. Хотя мало кто знает, что Ту-144 с бортовым номером 77114 летал до апреля 1999-го – в рамках совместной с NASA программы он был переоборудован в научно-исследовательскую лабораторию и даже получил новые движки. Вообще, сравнивать, который лучше, – затея напрасная. Ту-144 имел более вместительный салон, более высокие скорость и практический потолок, но конкурент в итоге оказался коммерчески более успешным, пусть и балансировал на грани убыточности. В любом случае для своего времени оба самолета были техническим прорывом и предметом национальной гордости.

Схема Ту-144ЛЛ – летающей лаборатории. ФОТО: NASA.GOV

Из 20 построенных «Конкордов» сохранилось 18, из 16 летавших Ту-144 – семь: они находятся в Музее ВВС Монино, в Самаре, Казани, Ульяновске, два в Жуковском, один продан в Германию, в Музей техники города Зинсхайма.

Монинский экземпляр свой первый рабочий рейс из Москвы в Алма-Ату совершил 26 декабря 1975 года и в дальнейшем выполнял по этому маршруту технические полеты с целью тренировки летного состава, доводки различных систем, накопления статистических материалов по условиям эксплуатации, а также перевозки почты и грузов. К слову, если полет обычного самолета занимал около семи часов, Ту-144 преодолевал этот маршрут вдвое быстрее. В 1977 году самолет был запечатлен в знаменитой сцене кинофильма «Мимино»: помните, как красиво к белоснежному лайнеру идут летчик и две стюардессы в ослепительно-белой форме?

Concorde – конкурент Ту-144. ФОТО: BAE SYSTEMS

Списанный 15 декабря 1979 года, он совершил свой последний полет 29 февраля 1980 года, в Монино. Предстояла исключительно сложная операция, ведь аэродром Академии ВВС, соседствовавшей с музеем, был маленьким, длина ВПП впритык короткой, вокруг лес. Летчики несколько раз приезжали на место, обмеряли поле, изучали розу ветров, просчитывали подходы. Учли даже температуру – замерзший грунт давал дополнительный шанс успешно приземлиться. Выполнил сложнейшую посадку экипаж в составе Г.В. Воронченко и Б.И. Веремея.

Монинский экземпляр Ту-144 выполнял технические рейсы из Москвы в Алма-Ату. Вместо семи часов на обычном лайнере продолжительность полёта сокращалась вдвое.

Таким образом, самолет прибыл в музей своим ходом, живой и полностью комплектный. Время не щадит технику, стоящую на открытом воздухе, а в 1990-е вдобавок к этому Ту-144 грабили мародеры и уродовали вандалы. Государство не особо заботилось об уникальной машине. Сердце дрогнуло у простых граждан. Именно помывка суперсоника летом 2005 года послужила толчком к самоорганизации в Монино мощного волонтерского движения: любители авиации и по сей день каждую субботу приезжают в музей, чтобы ухаживать за летательными аппаратами и реставрировать их. Стараниями энтузиастов и на их средства Ту-144-77106, как и многие другие борта, буквально получил вторую жизнь. На нем восстановлены интерьеры всех трех пассажирских салонов, полностью укомплектована приборами кабина пилотов, снова штатно функционируют электрика и механика – как и во времена своей «первой молодости», самолет может опускать и поднимать нос, выпускать переднее горизонтальное оперение («крылышки» в головной части), светить аэронавигационными огнями и фарами, восстановлены бортовая аудиосистема и подсветка в дневном и ночном режимах, отремонтированы шасси. Гостей, которые попадают на борт в Дни открытых дверей, ждет полное погружение в эпоху – волонтеры раздобыли даже форму «Аэрофлота» 1970-х годов.

ФОТО: NASA.GOV

ФОТО: NASA.GOV

В силу крайней дороговизны, шумности и целого ряда технических сложностей суперзвук в пассажирской авиации долго оставался не востребован. Однако в последнее время эту тему вновь поднимают и в России, и на Западе. На Международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 Центральный аэрогидродинамический институт представил макет сверхзвукового бизнес-джета, идея создать пассажирский суперсоник второго поколения на основе бомбардировщика Ту-160 получила поддержку руководства страны. За океаном сразу несколько компаний ведут аналогичные разработки – уже громко распиарены Overture от Boom Supersonic, Spike S-512 Supersonic Jet, Aerion AS2 на биотопливе. Насколько жизнеспособными окажутся все эти проекты, узнаем уже в ближайшие годы.

Новости бизнес-авиации, обзоры самолетов и лучшие предложения компаний в области частных перелетов – в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Qatar Executive получает Gulfstream G700

Получив первые два новых самолета G700, Qatar Executive становится первым коммерческим эксплуат...

ПОДРОБНЕЕ

Gulfstream G700 получил сертификат FAA

Спустя два года задержек флагман Gulfstream, ультрадальний бизнес-джет G700, получил сертификат...

ПОДРОБНЕЕ