Проекты студии Sila Sveta

Студия Sila Sveta стала в нашей стране одним из пионеров медиаискусства. Но от «холодных» цифровых технологий вновь возвращается к человеку.
Проекты студии Sila Sveta в Москве

Проекты студии Sila Sveta в Москве уже давно стали визитной карточкой столицы. My Way выяснил, с чего все начиналось, как создавались первые интерактивные шоу.

Проекты студии Sila Sveta в Москве рождаются месяцами, а существуют считанные минуты. После этого они остаются лишь в памяти зрителей да на видео. Кто не успел, тот опоздал: смотрите ролик на YouTube. Впрочем, даже когда результаты их работы видят тысячи людей, как на фестивалях «Круг света» и «Outline», мало кто задумывается о том, что красочные световые проекции – авторская работа, по сути, мало чем отличающаяся от спектакля или анимационного кино.

Проекты студии Sila Sveta в Москве

Полнокупольное шоу для Центрального музея ВОВ

Самые громкие проекты студии Sila Sveta в Москве связаны именно с «Кругом света», на котором она несколько раз получала Гран-при: «Лебединое озеро» на портике Большого театра и бодрый хип-хоп от рэперов Влади и Басты на фасаде Манежа, виртуальное «выступление» Владимира Маяковского на Центральном павильоне ВДНХ. Все это – 3D-мэппинг, проецирование изображений на поверхности со сложным рельефом. Но на самом деле история «Силы света» –не про мэппинг, а про новые медиа в целом. «Мы занимаемся доставкой наших фантазий в реальность», – объясняет креативный директор студии Александр Ус. А средства для этого годятся любые, чем новее и технологичнее, тем лучше – хоть VR (виртуальная реальность), хоть Full Dome (полнокупольные проекции). Но история студии началась в 2007 году именно с 3D-мэппинга. Ни о каком креативе поначалу речи не было. Александр Ус, Алексей Розов и их третий партнер Дмитрий Антонов (впоследствии отошел от проекта) основали фирму по производству и продаже слайд-проекторов. Торговля шла вяло. «Мы уже практически отчаялись, и, чтобы хоть что-то заработать, принимали частные заказы – ездили по городу и проецировали на дома поздравления с днем рождения», – вспоминает Александр Ус, ныне креативный директор «Силы света».

Проекты студии Sila Sveta в Москве
«Путевку в жизнь» студии дал петербургский режиссер Лев Левинсон, основатель центра фестивальных программ «Петрофест», много работавший в мультимедийном жанре. «Он привил нам желание делать шоу – мы сначала страшно сопротивлялись, но потом поняли, что это классно, – рассказывает Александр. – Вместе с ним мы сделали проекцию на Русский музей, зимой. Проекторы, которые мы собрали своими руками, были плохо заземлены. Их нужно было постоянно гладить, чтобы снять статическое напряжение, иначе устройства начинали «глючить». Мы сидели и гладили их на морозе 19 дней! Это был наш первый реальный заработок».

Проекты студии Sila Sveta в Москве

Проекционное шоу на Останкинской телебашне

Но первым крупным – в самом прямом смысле слова – достижением стали проекты студии Sila Sveta в Москве, в частности шоу на Останкинской телебашне, по случаю завершения ее реконструкции после пожара. 540-метровый небоскреб покрывался цветами, словно лужайка, гипнотизировал публику удивленным взглядом разбросанных по всей высоте «глаз» и в финале «отрывался от земли» ракетой Гагарина. Установленный тогда рекорд – самая высокая световая проекция в России – не побит до сих пор.
Позже дело дошло и до Книги рекордов Гиннесса – работа «Созвездия» на фасаде Министерства обороны стала самой большой видеопроекцией в мире (почти 20 000 кв. м). Для ее создания потребовалось 140 проекторов. Без цифр при разговоре об искусстве новых медиа не обойтись, размер в этом жанре имеет значение – но, как ни странно, не всегда положительное. Для зрителя, завороженного игрой красок, мультимедийные шоу – не отягощенное смыслом развлечение, этакий калейдоскоп размером с дом. За фейерверком спецэффектов напрочь теряются тонкие подтексты, которые пытается вложить в свои произведения. Например, шоу «Маяковский», где эстетика авангарда сменяется сталинским ампиром, задумывалась как история об искреннем увлечении поэта революционной идеологией, которая потом его же и погубила, превратив в застывший памятник.

Проекты студии Sila Sveta в Москве

Непросто все и с «Лебединым озером», проекты студии Sila Sveta в Москве посвященный Майе Плисецкой. Долгий план озера в финале на самом деле – довольно ехидная аллегория. Как вспоминает Александр Ус, «хореограф Олег Глушков попросил: «Покажи в конце подольше озеро и сделай его позеленее, чтоб на болото было похоже!» Потому что Большой театр – это болото, которое засосало многих людей и сломало много судеб». Цензуры на финансируемом московским правительством «Круге света» вроде как нет, поэтому Александр в свободные от совещаний минуты предается фрондерским мечтам. «Хочу сделать шоу об уничтожении санкционных продуктов. Чтобы сыр плавился в огне, а хамон молил о помощи! Ведь пропихнуть, по идее, можно все что угодно. Есть вариант – подать на конкурс одну работу, а показать в итоге другую. Но это мы сделаем, только если всерьез соберемся паковать чемоданы и валить в Америку».

sleeping_beauty_2
Пока эксперименты с новыми технологиями и смыслами разворачиваются на более камерных площадках – фестивале «Outline» и презентациях автомобилей: в шоу для Audi студия впервые испытала возможности VR, для Porsche – вывела на сцену рядом с живым танцовщиком его голографических двойников. «Технологии становятся одноразовыми, – сокрушается Александр Ус. – Раньше ими пользовались в течение какого-то времени, пытались из них что-то выжать. Теперь от нас все время требуют что-то новое. Если ты один раз предложил клиенту VR, в следующий раз должен сделать, допустим, трекинг, в третий – что-нибудь еще!»

То, что в рамках коммерческих жанров студии тесно, было ясно с самого начала. Выйти на территорию «чистого» искусства помог случай – хореограф Анна Абалихина предложила «Силе света» поучаствовать в создании ее программы «Большой балет» на канале «Культура». Шоу, в которых помимо проекций (тогда еще слайдовых, а не видео), задействованы живые артисты, студия делала еще в 2007 году, в клубе «Крыша мира». Партнеры снимали в нем каморку под офис, а аренду оплачивали по бартеру – оформлением вечеринок. Новые технологии открыли невиданные прежде возможности. Кинект (захват движущегося изображения) и еще более сложная технология трекинга в реальном времени позволяют генерировать компьютерную графику для проекций прямо в ходе шоу, подстраиваясь под движения артиста.

Самый эффектный результат союза «Силы света» с хореографом – проект «Левитация», в котором танцор в какой-то момент побеждает силу тяготения и парит в воздухе.

(На самом деле артист двигается, лежа на полу, а камера «смотрит» на него сверху.) Одну из версий этого ролика показали в телешоу «America’s Got Talent» на американском телеканале NBC. Вдохновившись успехом, Розов и Ус разрабатывают собственный медиаперформанс, на который собираются продавать билеты. Пока же их эфемерные работы можно лишь «отлавливать» на фестивалях.
Постоянные инсталляции легко пересчитать по пальцам одной руки. Например, такие проекты студии Sila Sveta в Москве как полнокупольное шоу для Центрального музея Великой Отечественной войны, еще одну программу крутят в интерьере Центрального детского магазина – бывшего «Детского мира» на Лубянке. А к «Ночи искусств» 3 ноября студия готовит 3D-мэппинг на поезда, курсирующие на одном из наземных перегонов Московского метро. Каком – пока секрет. Даже для самих авторов. Что ж, людям, занятым искусством мгновения, не привыкать к неожиданностям.

Проекты студии Sila Sveta в Москве можно увидеть на их сайте

-silasveta.com

 

Текст: Екатерина Вагнер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Стефано Ричи: «Безупречное качество – наше второе имя»

На презентацию обновленного сервиса made-tomeasure («пошив по мерке») в Москву приехал основате...

ПОДРОБНЕЕ
Входная группа в апартаменты Sherry-Netherland. ФОТО: CITYREALTY.COM

Roza Rossa: апартаменты для избранных

В последнее время все больше набирают популярность апартаменты с сервисным обслуживанием, сочет...

ПОДРОБНЕЕ