Блеск Диора

Блеск Диора

«Это революция, дорогой Кристиан! Ваши платья – настоящий New Look». С этими словами Кармел Сноу, редактора американского Harper’s Bazaar, родилась легенда Кристиана Диора – точнее, его дебютной и самой знаменитой коллекции. В этом году New Look празднует 75-летие, и в наше нелегкое время этот стиль актуален так же, как и после Второй мировой.
Из первой коллекции Кристиана Диора. 1947 г. ФОТО: GRANGER/TASS

Из первой коллекции Кристиана Диора. 1947 г. ФОТО: GRANGER/TASS

Громкое празднование пришлось отложить. Но и оставить такую дату незамеченной никак нельзя, особенно во Франции. Поэтому на раннюю весну запланирована премьера фильма «От кутюр», в котором модный дом Dior выступает главным действующим лицом. Собирательный образ «девушки Диора» воплощают тут сразу две актрисы, в разных возрастных категориях – Натали Бай и Лина Кудри. Натали играет главную швею дома, невозможно изысканную и утонченную, Лина – обычную уличную девчонку, которая неожиданно для себя примеряет роль музы. Одним словом, любая Золушка может стать принцессой, если фея-крестная додумается подарить ей то самое платье с инициалами CD...

Как родилась легенда? Буквально за один вечер. 12 февраля 1947 года в Париже 41-летний Кристиан Диор продемонстрировал миру свою первую коллекцию. Радикальная женственность его платьев резко контрастировала с тем, что было привычно носить в последнее десятилетие. Зауженные жакеты, требовавшие осиной талии, пышные юбки с миллионом подъюбников, платья со специальными подкладками, создающими эффект пышных бедер. Одним махом Диор свел на нет все то, чем так гордилась в свое время Коко Шанель. Она-то полагала, что делает великое дело, освобождая женщину от корсета, предлагая ей носить удобные, комфортные в реальной жизни вещи вроде мужских брюк и тельняшек.

Грейс Келли в наряде для фильма «Окно во двор». 1954 г. ФОТО: LEGION-MEDIA

Она придумала маленькое черное платье, не слишком короткое, но и не слишком длинное – и в пир, и в мир. Ну а Диор дал обратный ход машине времени, вспомнив моду конца XIX – начала XX столетия, весь этот шикарный, совершенно непрактичный кутюр. В каком-то смысле он был не революционером, а реакционером – в планах Диора было не создавать практичную одежду для женщины в быстро меняющемся современном мире, а продавать ностальгию по старым добрым временам. В послевоенном мире она оказалась самым ходовым товаром.

Благодаря одной-единственной коллекции New Look модный дом Dior вышел на авансцену высокой моды и по сей день сохраняет свои устойчивые позиции. И это при том, что карьера Кристиана Диора как кутюрье началась поздно и продолжалась совсем недолго – он умер внезапно, спустя десять лет после своего дебюта. До сих пор неизвестно, от чего именно – одна версия экстравагантнее другой (то ли поперхнулся рыбьей косточкой, то ли сердце остановилось, когда мсье занимался любовью). Но его открытие «вечной женственности» так повлияло на умы нескольких поколений, что теперь каждый раз, когда мода выбирается из минимализма асимметричности или стиля гранж, мы вспоминаем именно New Look.

Принцесса Маргарет вручает Кристиану Диору свидетельство о пожизненном членстве в Британском обществе Красного Креста. 1954 г. ФОТО: LEGION-MEDIA

Коко Шанель как-то в сердцах бросила, что «Диор не одевает женщину, а покрывает ее обоями». Это, конечно, не совсем так: несмотря на то, что кутюрье был геем, он прекрасно знал, чего хотят женщины. Его отец был знаменитым гинекологом, и Кристиан уже в детстве повидал немало элегантных, прекрасных пациенток в его приемной. Но мода и правда не была его заветной мечтой: долгое время Диор сам не знал, чем хочет заниматься в жизни. Родители прочили сыну карьеру дипломата: с этой целью семья переехала из живописного нормандского городка в Париж. В образование Кристиана были вложены огромные средства, он начал изучать политические науки... Но все сломали «ревущие двадцатые». Диор бросил учебу, полностью погрузившись в богемную жизнь: вечеринки с художниками, артистами, музыкантами; новый театр, авангардная живопись, книги, совсем не похожие на те, что читал его отец... На папины деньги Кристиан открыл в Париже художественную галерею, где выставлялись в том числе Дали и Миро, а за соседней дверью можно было увидеть картины Пикассо. Но на папу это не произвело ни малейшего впечатления. «Это последнее, что ты от меня получишь», – сказал он. И не обманул. Когда галерея разорилась, Диор оказался в буквальном смысле слова на улице. Он подхватил туберкулез и на год вынужден был уехать из Парижа. Друзья предложили ему заняться рисованием. Быстрые карандашные наброски Кристиана неплохо продавались в журналы (включая Le Figaro). На эти рисунки обратил внимание Робер Пиге, французский модельер, живший в благополучной Швейцарии. Он и порекомендовал нашего героя в модный дом популярного тогда Люсьена Лелонга.

БЛАГОДАРЯ ОДНОЙ-ЕДИНСТВЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ NEW LOOK МОДНЫЙ ДОМ DIOR ВЫШЕЛ НА АВАНСЦЕНУ ВЫСОКОЙ МОДЫ И ПО СЕЙ ДЕНЬ СОХРАНЯЕТ СВОИ УСТОЙЧИВЫЕ ПОЗИЦИИ

Началась Вторая мировая война, Диора мобилизовали. Он прослужил совсем немного, в реальных боевых действиях участия не принимал и при первой же возможности вернулся в Париж, где открыл собственную парфюмерную лабораторию. И еще начал шить шляпки: война войной, а женщины хотели оставаться неповторимыми и прекрасными. Говорят, он держал в ящике стола газетную вырезку со словами: «Гитлер может контролировать Париж, но он никогда не сможет контролировать парижскую моду».

Ив-Сен Лоран и модели. Начало 1950-х гг. ФОТО: LEGION-MEDIA

Интересный факт: статусные клиентки молодого парфюмера – любовницы немецких офицеров из высшего командования – делились с ним секретами. Всю важную информацию Кристиан передавал своей младшей сестре, участнице движения Сопротивления. Когда же Катрин Диор поймали и отправили в концентрационный лагерь, брат использовал все свои связи, чтобы вытащить ее. Самые знаменитые духи дома – Miss Dior – посвящены именно Катрин.

В апреле 1946 года Диор познакомился с бизнесменом Марселем Буссаком, который предложил профинансировать создание нового модного дома. Так парфюмер стал еще и кутюрье.

Несколько недель перед показом 12 февраля Париж уже лихорадило. Ходили слухи, что новый модельер буквально сорит деньгами, заказывая для своей коллекции километры самой дорогой ткани. Для Франции это был шок: во время войны все привыкли экономить, а женщины часто перешивали твидовые костюмы своих мужей в некое подобие юбок и платьев. И вдруг такое расточительство! Новая коллекция была символом возвращения не только высокой моды, но и смыслов. Первый показ вызвал овации. Манекенщицы буквально подметали пол своими длинными пышными юбками на кринолине, напоминавшими бальные наряды XIX века. «Европа устала от бомб и теперь хочет фейерверков», – так прокомментировал мсье Диор свою коллекцию. Она попала на обложку журнала Life, и малоизвестный модельер в одночасье стал знаменитостью. Принцессы и кинодивы выстроились в очередь в его ателье. С легкой руки Кармел Сноу коллекция обрела название New Look.

Натали Бай и Лина Кудри в фильме «От кутюр» (2021). ФОТО: IMDB.COM

Далеко не все были счастливы. В корсетах Диора было почти невозможно дышать, в платьях – почти невозможно ходить. Многие журналисты недоумевали: «Эти юбки не проходят в дверные проемы!», «Эти платья абсолютно бесполезны для женщины, которая хочет сделать хоть что нибудь!» Elle дотошно подсчитал, что за те деньги, что стоил пошив одного платья из коллекции, можно было купить 789 тыс. кг мяса. «Давайте сначала накормим женщину, которая только что вернулась с завода, а потом предложим ей подобную роскошь!» – негодовали политики. А феминистки устраивали пикеты на авеню Монтень с транспарантами: «Сожжем Диора!», «Сбросим эти платья на пол!», «Женщины, сражайтесь за свою свободу, в том числе и в манере одеваться!» Появились даже целые организации борьбы со стилем New Look – к примеру, Британское общество по защите мини-юбок, или чикагский клуб «Чуть-чуть ниже колена».

И все же New Look проникал повсюду. Юная принцесса Маргарет заказала у Диора платье на свой 21-й день рождения. Студентки надевали пышные юбки с белыми носочками и «оксфордскими» туфлями. Марлен Дитрих сияла в диоровских костюмах в «Страхе сцены». Самая известная голливудская костюмерша Эдит Хед летала на консультации к Диору, чтобы одеть Грейс Келли для триллера «Окно во двор». Даже в СССР не остались в стороне: Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи» была одета в полном соответствии с каноном.

New Look идеально попал в свое время – мсье Диор дал миру именно то, что было нужно в тот момент. Но его радикальный взгляд на женственность, безусловно, требовал корректировки. В 1955-м в дом Dior пришел 19-летний Ив-Сен Лоран, который стал аккуратно трансформировать идеи мэтра. Юбки стали наконец помещаться в дверные проемы, а корсеты уступили место зауженным силуэтам. Лоран взял идеи Диора за отправную точку и создал свой New Look: «чайная длина» платьев, блузки с воротником «Питер Пэн», брюки-капри длины три четверти или пять шестых и, конечно же, юбка-карандаш (ее, впрочем, тоже критиковали за то, что она «стреноживает женщину, как лошадь»). Определив стиль сразу двух десятилетий, 1950–1960-х, эти идеи время от времени возвращаются вновь.

И даже феминистки теперь за Диора – после того как креативный директор Dior, Мария Грация Кьюри, выпустила на подиум моделей в простых белых футболках с надписью We Should all be Feminists. В комплекте с великолепной блестящей юбкой до пола.

Интервью с бизнесменами, врачами, артистами, путешественниками, спортсменами и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Подмосковные апарт-отели от Wish Home

Возможно, вы всегда хотели жить на природе, но эта мечта разбивалась о необходимость решать мно...

ПОДРОБНЕЕ

Триумфальное возвращение Русского музыкального общества

16 июня в 20:00 Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга приглашает на гала-конце...

ПОДРОБНЕЕ