Добро пожаловать на борт: краткий гид по морскому этикету

Будучи гостем на яхте, вы столкнетесь с необходимостью выполнять некоторые требования безопасности. Но кроме них существует еще и неписаный морской этикет, следовать которому – просто хороший тон.
морской этикет, Дональд Дуглас. Sterling Engine Company. ФОТО: PICTURES NOW / MARY EVANS / TASS

Дональд Дуглас. Sterling Engine Company. ФОТО: PICTURES NOW / MARY EVANS / TASS

«Эти суда даны, дабы их употреблять так, как на сухом пути кареты и коляски, а не навозные телеги», – так с поистине моряцкой прямотой писал Петр Великий в наставлении своей Невской флотилии – первому яхт-клубу не только в России, но и в мире (даже у англичан яхт-клуб появился лишь два года спустя). Его высказывание отражает суть, которая сохранилась неизменной до сих пор: яхтой считается судно для удовольствия, неважно, шестиметровый это бюджетный парусник или моторный левиафан длиной 150 м. И поскольку предназначение у яхт не утилитарное, кроме общих для всех кораблей правил судоходства, которые называются хорошей морской практикой, для них за столетия выработался особый этикет, с которым нелишне будет ознакомиться гостям, приглашенным на борт. Приготовьтесь к тому, что в вопросах безопасности правила неумолимы и подчиняться командам капитана нужно беспрекословно, будь вы хоть английская королева, ведь стихия, в считанные секунды способная «организовать» целый букет обстоятельств непреодолимой силы, пренебрежения не простит. А вот соблюдения элементарных норм хорошего тона, которые на море несколько отличаются от сухопутных, никто, конечно, строго требовать не будет, однако вежливый человек обязательно проявит уважение и к владельцу, и к капитану, и к самому судну.

Итак, вы уже на причале, или разъездной катер подвозит вас к большой яхте, стоящей на якоре в отдалении. Ступить на трап можно только после того, как вас пригласят – при волнении моря экипаж выберет безопасный момент и каждого гостя подстрахует индивидуально.

Николай II с детьми на палубе яхты «Штандарт». ФОТО: РЕПРОДУКЦИЯ ТАСС

Оказавшись на палубе, немедленно разуйтесь. В крайнем случае тщательно вытрите ноги о коврик. На случай прохладной погоды можно иметь с собой палубные туфли (топсайдеры), в теплый день ходить по тиковому покрытию босиком и просто очень приятно. Эта традиция кому-то может показаться перебором, но даже упомянутая выше английская королева следует ей безоговорочно: при посещении яхты для Елизаветы II ставят особый стульчик, чтобы Ее Величество переобулась, как и все остальные. Дело в том, что палубу на любом судне стараются содержать в идеальном состоянии, а принесенные с берега пыль и песчинки загрязняют и царапают тиковый настил, каблуки могут оставить на нем вмятины, черная подошва – плохо смываемые отметины. Кроме того, закрытая обувь на белой специальной подошве не даст поскользнуться и пораниться о детали такелажа, что касается всех яхт без исключения, но особенно актуально на парусниках.

Строгого дресс-кода для гостей нет, но по негласным канонам самый уместный цвет на яхте – белый. Нужно учесть, что на воде обычно прохладнее, чем на берегу, поэтому теплые вещи всегда пригодятся. Слишком длинные, объемные, развевающиеся одеяния доставят неудобства самому носителю – в них легко зацепиться за такелаж. Одежда для яхтсменов проста, добротна и максимально комфортна, так как защищает от ветра и сырости, не стесняя движений, а зачастую являет собой еще и образец элегантности.

морской этикет, Сцена на яхте. Постер 1934 г. ФОТО: MARY EVANS PICTURE / TASS

Сцена на яхте. Постер 1934 г. ФОТО: MARY EVANS PICTURE / TASS

Внешнему виду и людей, и судна в яхтинге принято уделять самое пристальное внимание. Здесь лучшей иллюстрацией будет цитата из «Руководства для любителей паруснаго спорта», изданного в 1895 году известным в дореволюционной России яхтсменом и конструктором яхт Георгием Эшем: «Главным отличием всякой яхты должны быть, прежде всего, чистота и даже щеголеватость. Она до самых отдаленных уголков должна содержаться в отменном порядке. Медь и окрашенные части, палуба, внутренняя окраска, рангоут, различные судовые принадлежности – одним словом, все – на яхте должно блистать. На палубе не должно валяться ничего такого, что не необходимо в данную минуту».

Из этих соображений, к слову, на борту не приветствуются и красные продукты (красное вино, красные ягоды) – то есть все, что при падении на палубу или на одежду (белую, как вы помните) может оставить неистребимые пятна. Разумеется, современная бытовая химия способна решить эту проблему, да и 20–30 человек персонала на мегаяхтах дело свое знают, но просто имейте в виду этот нюанс.

Далее снова позволим себе абзац из книги Эша: «Ни один уважающий себя яхтсмен не допустит, чтобы с юта его яхты раздавались нестройные крики и пьяные песни, как видимые признаки происходящего на яхте кутежа. Это простительно мастеровым, вздумавшим справить воскресный шабаш на наемной лодке, но совсем не подходит к судну, носящему яхт-клубский флаг. Для любителя выпить можно найти укромное место и внутри судна, где в приятной дружеской компании, не выходя из границ и не обращая на себя внимания посторонних, можно с удобством “раздавить” даже не одну бутылку. Правила яхтенного приличия вообще требуют избегать всяких громких окликов с одного судна на другое». Добавим сюда громкую музыку и столь популярные сегодня фейерверки – ваше веселье не должно мешать другим.

Будущая королева Елизавета с принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским, на яхте Bluebottle. 1949 г. ФОТО: ILLUSTRATED LONDONNEWS/MARYEVANS

Как только отданы швартовы, главным человеком на борту становится не владелец, а капитан (это не всегда один и тот же человек), который несет ответственность за жизни людей и за само судно: не на пустом месте возникла поговорка «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Особенно важно выполнять все его указания на паруснике, потому что такие яхты ходят с креном, это нормально, но требуют от людей внимательности. Не пренебрегайте страховкой при качке, не курите без разрешения и не бросайте окурки за борт (они могут прилететь обратно и поджечь парус), при подступах морской болезни сообщите об этом экипажу – вас обеспечат средствами от укачивания и советом, как привести вестибулярный аппарат в норму, а уж если случится отдать дань Нептуну, делайте это с подветренного борта. Большие моторные яхты оборудованы стабилизаторами, там укачаться почти невозможно. И вообще, капитан и экипаж на мегаяхтах могут выполнять свою работу практически незаметно для гостей, однако помните, что они – не прислуга.

Не рекомендуем спрашивать, во сколько владельцу обошлась покупка яхты и сколько стоит ее содержание. Если, например, в гольфе разговоры о цене клюшек вполне допустимы, то в яхтинге такого рода вопросы считаются дурным тоном. Лучше выясните заранее, на какую яхту вы приглашены – кто ее спроектировал, на какой верфи она построена, какие у нее достоинства. Ваша осведомленность придется по душе и владельцу, и капитану. В беседе с ними уместно похвалить судно, отметить, насколько оно красиво и ухоженно. Продемонстрируйте интерес к тому, куда ходила яхта, какие акватории в планах на будущее. Ну а если вы, оказавшись на паруснике, будете знать, где тут стаксель, а где грот, то и вовсе станете для них особенным человеком. Ведь яхтсмены гордятся своими лодками не меньше, чем собственными детьми!

О новостях мирового яхтинга читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Летние веранды на любой вкус

В Москву пришла жара. Самое время устроиться на веранде, чтобы, потягивая ледяной коктейль, хот...

ПОДРОБНЕЕ

Qatar Executive получает Gulfstream G700

Получив первые два новых самолета G700, Qatar Executive становится первым коммерческим эксплуат...

ПОДРОБНЕЕ