Если углубиться во тьму истории, то именно женские образы были темой самых древних сохранившихся скульптур – многочисленных «палеолитических венер». Эти небольшие первобытные статуэтки, которые находят по всей Евразии, изображают женщин без лиц, но с огромными грудью, животом и ягодицами. Самая известная из них – «Виллендорфская Венера» (25,5 тыс. лет до н. э.), но есть много аналогичных фигурок и подревнее, обладающих формами, еще более пугающими с точки зрения современной эстетики. Ученые считают, что в пещерные времена, когда выживать было сложно, именно такие женщины казались самыми плодовитыми и жизнестойкими. На протяжении тысячелетий каноны красоты менялись, но, как правило, «крутились» вокруг соотношения «грудь – талия – бедра».
«Царица ночи» | 1800–1750 гг. до н. э., Месопотамия
Загадочное произведение искусства, известное также как «Рельеф Берни» (в честь одного из своих владельцев), сегодня хранится в Британском музее, который приобрел его в 2004 году за £1,5 млн. Впрочем, оно гораздо менее загадочно, чем «палеолитические венеры», изображающие неизвестно кого – то ли богиню, то ли жрицу, то ли просто любимую женщину. Тут же однозначно изображена богиня со священными знаками в руках, причем крылатая и с когтистыми лапами. Как именно звали эту богиню из месопотамского пантеона, установить невозможно: одни ученые называют Иштар, другие – властительницу подземного царства Эрешкигаль, а третьи – шумерскую демоницу Лилит. Однако фигура, несомненно, изваяна с какой-то конкретной женщины. Стройное подтянутое тело и его реалистичное изображение как-то не очень соответствуют представлениям о древневавилонском искусстве. Кстати, это было одной из причин, по которой в 1920-х годах, после находки рельефа, в нем заподозрили современную подделку. Но все-таки это подлинник: Британский музей перед покупкой проверял очень тщательно. Возможно, древнего скульптора вдохновляли юные нерожавшие красавицы с мускулатурой танцовщиц. Обратите внимание, насколько не подходит к этому телу припухлое круглое лицо – не исключено, что позировала почтенная верховная жрица.
«Венера Милосская» | Около 130–100 гг. до н. э., Древняя Греция
Пожалуй, эта статуя, найденная в 1820 году на греческом острове Милос и ныне хранящаяся в Лувре, – самое известное изображение женского тела в скульптуре. Почему именно оно? Разгадка на поверхности – фигура без рук. Отбитые во время стычки французов и турок за добычу, они сгинули навсегда (кстати, крепились руки на металлических штырях, в античных изваяниях так бывало часто). Отсутствие рук «кадрирует» силуэт Венеры, сосредоточивая внимание на самом главном, вернее, самом главном с точки зрения мужчин, а ведь именно они в XIX веке определяли, какую статую назвать самой знаменитой (безрукий торс богини так красив, что часто в копиях его воспроизводят даже без головы). Писатели воспевали гармоничное телосложение Венеры, чистоту линий, белизну – все это соответствовало идеалам зрелой женской красоты позапрошлого столетия, когда античность «обожествляли» и пытались ей подражать. Сегодня искусствоведы доказали, что античные мраморные скульптуры тонировались в подражание человеческому телу, и в пору расцвета этого жанра галереи статуй напоминали Музей мадам Тюссо. Современный же зритель на глазок прикидывает соотношение «грудь – талия» у Венеры Милосской и записывает ее в весьма корпулентные дамы. Впрочем, древние греки предпочитали именно таких женщин – здоровых и способных родить много сыновей. Для идеальной же любви они приберегали другую половину человечества…
«Геба» | Антонио Канова, 1796 г.
Идея о том, что можно восхищаться не расцветшей фигурой взрослой женщины с мощными бедрами, а тонкими девичьими силуэтами, осенила художников далеко не сразу. Если точнее, случилось это уже в Новое время, когда общество стало достаточно богатым и здоровым, и выживание нации больше не зависело от количества женщин, способных к деторождению. Да-да, искусство напрямую зависит от экономики и здравоохранения. Одной из прославленных статуй, увековечивших «юную деву», стала работа венецианского мастера эпохи классицизма Антонио Кановы. Он изваял греческую богиню Гебу, дочь Зевса и Геры, которая на олимпийских пирах исполняла роль виночерпия. Канова, на первый взгляд, послушно следовал известным ему образцам античной скульптуры, однако истолковывал их на современный лад, воплощая ампирный идеал красоты, – на нашей почве он воплотился в образах Наташи Ростовой и Татьяны Лариной. В отличие от Венеры Милосской и других античных женских статуй, у этой Гебы нет ни намека на мускулатуру, грудь еще не сформировавшаяся, девичья. Не акцентирует скульптор внимание и на бедрах девушки, для него главное – ее движение, устремление вперед, молодость, проявляющаяся в жестах. Забавно, что Канову критиковали за употребление бронзовых деталей – мол, греки так не делали, употребляли один мрамор. Теперь же доказано, что именно так они и делали.
«Пробуждение» | Огюст Роден, около 1890 г.
Известная во многих копиях фигурка, называемая «Пробуждение», или «Туалет Венеры», – хороший пример того, как гениальный француз Роден перевернул историю мировой скульптуры. Если ранее этот вид искусств, по заветам древних греков, воплощал гармонию, спокойствие и идеальную красоту, то благодаря Родену он превратился в средство для выражения реальной жизни, энергии, страсти. Одно из качеств, которые научился показывать Роден, – это напряжение: его «Мыслитель» думает каждым мускулом тела, герои «Поцелуя» обнимаются столь страстно, что видно, насколько они увлечены друг другом. Вот и героиня «Пробуждения» – то ли богиня Венера, то ли безымянная красавица – потягивается так, чтобы показать энергию своего тела во всей красе.
Скульпторы XIX века, даже изображая женщин обнаженными, помнили, что те носят корсет, – и это заметно. В последующий период «невидимый корсет» у статуй исчезнет, и женские торсы станут более мускулистыми
Как и в случае с «Гебой» Кановы, перед нами тонкая фигурка, однако ощущения чистоты и нетронутости при взгляде на нее не возникает. Роден изображает хорошо развитое стройное тело, причем делает это с некоторым бесстыдством, наполняя его настоящим сексапилом. Любопытно, что эта статуя, как и «Мыслитель», и многие другие скульптуры Родена, изначально предназначалась для гигантских «Райских врат», и прежде изображала фавнессу, более тощую и не такую привлекательную. Но в итоге скульптор, сохранив это движение потягивания (которое позволяет так хорошо показать приподнятую грудь), сделал свою героиню не фавном, а все-таки человеком.
«Текстильщица» | Сергей Коненков, 1923 г.
В одном из залов Новой Третьяковки стоит трехметровая женская фигура, вырезанная из цельного ствола дерева. Она была заказана скульптору Сергею Коненкову советским правительством и некоторое время украшала павильон текстильной промышленности на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставке (ныне Парк Горького в Москве). Знатоки искусств сразу отмечают, что в том, как изображены складки, облепляющие тело, Коненков следовал античным традициям. Правда, в греческой скульптуре это были ткани одеяний, а здесь – длинное полотно, которое Текстильщица изготовила и теперь в победном жесте поднимает над своей головой, вместе с ткацким челноком. Но гораздо интереснее вглядываться в то, что эту советскую статую от античных образцов отличает: ни у Венеры Милосской, ни у других гречанок не найти столь резкого противопоставления узкой талии и мощных бедер, нет таких острых торчащих грудей. Подобная агрессия появилась в скульптуре благодаря достижениям Родена и его школы, которая Коненкову, конечно, была известна. Но в отличие от французов здесь нет и сексапила, поскольку советскому государству это и не требовалось. Искусство соцреализма предпочитало женщин здоровых и сильных, хороших работниц, спортсменок и матерей. Такой типаж появлялся и в других видах советского искусства, включая кинематограф, однако работа Коненкова – особенная. Из-за того, что автор использует дерево, она похожа на какого-то языческого идола и напоминает, да-да, о тех самых «палеолитических венерах».
«Сирена» | Марк Куинн, 2008 г.
Найти реалистичную скульптуру в искусстве XXI века нелегко (да и во второй половине ХХ с этим уже сложности). Неожиданно на помощь приходит contemporary art. В 2000-х годах известный современный художник Марк Куинн выполнил серию реалистичных скульптурных изображений прославленной манекенщицы Кейт Мосс. Впрочем, можно ли их назвать реалистичными? Они изображают супермодель в нескольких позах йоги, совершенно, на первый взгляд, неправдоподобных. Впрочем, автор клянется, что это сделано с живой натурщицы. Кейт Мосс здесь демонстрирует тот тип телосложения, который считается идеальным сегодня. Кстати, сам Марк Куинн утверждает, что его произведение исследует Кейт Мосс как абстракцию, идеализированную фигуру, культурную галлюцинацию: «Для меня она является продолжением длинной череды архетипичных женских образов, начинающихся с Виллендорфской Венеры». В 2005 году скульптор выполнил белоснежную фигуру и назвал ее «Сфинкс», а несколько лет спустя, по заказу Британского музея, уже из 18-каратного золота. Благодаря загадочному блеску она, конечно, выглядит более впечатляюще. Обратите внимание на поразительно невозмутимое лицо скульптуры – не зря название одного из вариантов статуи звучит как «Сфинкс». Впрочем, подобное невозмутимое лицо с идеальными чертами встречается практически у всех статуй, прославляющих женское тело, – и у «Венеры Милосской», и у «Текстильщицы». Ведь для созерцающих красоту груди и бедер совершенно не важны характер и личность модели.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства и спорта читайте в MY WAY.
Добавить комментарий