Регата Сидней – Хобарт: подарок на Рождество

Регата Сидней – Хобарт хотя и занимает в календаре предновогоднюю неделю, но развлечением на каникулы никогда не была: здешние навигационные условия моряки ласково называют «адской мясорубкой». Как проходит эта гонка, чем в ней отличились и чем имеют шанс прославиться россияне – рассказывает MY WAY.
Comanche на соревнованиях 2018 г. ФОТО: ROLEX.COM

Comanche на соревнованиях 2018 г. ФОТО: ROLEX.COM

Есть в Южном полушарии регата, по описанию которой может показаться, что это просто приятная прогулка на рождественских каникулах. Она стартует в Сиднее 26 декабря, в первый день после католического Рождества – в странах Британского содружества он называется Днем подарков (Boxing Day). После выхода из сиднейской бухты Порт-Джексон в Тасманийское море парусники устремляются на юг, чтобы пересечь пролив Басса, а потом, обогнув остров Тасмания, подняться по устью реки Деруэнт и к Новому году финишировать в городе Хобарт. О том, что все достаточно серьезно, говорит сама протяженность маршрута – 628 морских миль, или 1170 км.

А уж если поинтересоваться, что собой представляет Бассов пролив, и вовсе сердце екает: уже пару веков моряки называют эту акваторию не иначе как «адской мясорубкой». Еще бы! Участок Мирового океана между 39-м и 43-м градусами южных широт не зря прозвали «ревущими сороковыми». Западный ветер, который англоязычные моряки величают «бравым вестом», почти постоянно дует с силой 7–8 баллов (по шкале Бофорта «крепкий» и «очень крепкий»), а зачастую становится ураганным. В 250-километровом промежутке между Зеленым континентом и Тасманией сталкиваются грандиозные массы воды Индийского и Тихого океанов, отчего образуются сильные переменные течения, вдобавок полно мелких скалистых островов и подводных рифов, нередки туманы, и порой из Антарктики заплывают обломки айсбергов. Много ли на Земном шаре найдется мест со столь сложными условиями навигации? Кладбище кораблей – это в отношении Бассова пролива отнюдь не фигура речи…

ФОТО: ROLEX.COM

Здесь дай Бог не столько в гонке победить, сколько в принципе не выбыть с дистанции. За всю историю Rolex Sydney Hobart Yacht Race (она проводится с 1945 года) только один-единственный раз, в 1952 году, к финишу пришло ровно столько же яхт, сколько стартовало, – 17. Самым трагичным выдался 1998 год, когда жестокий шторм с 80-узловым ветром (148 км/ч!) и 12-метровыми волнами разметал флот из 115 вымпелов, пять яхт затонуло, многие потеряли мачты и перевернулись, до финиша дошло только 44, и если бы не относительная близость циклона к берегу, жертв было бы больше: шесть яхтсменов погибло, в общей сложности 55 человек было спасено вертолетами, траулером и военным кораблем.

«ЦЕЛЬ ЭТОЙ ЯХТЫ – СТАВИТЬ РЕКОРДЫ!» – ГОВОРИЛ О COMANCHE ЕЕ БЫВШИЙ ВЛАДЕЛЕЦ, АМЕРИКАНСКИЙ МИЛЛИАРДЕР ДЖИММИ КЛАРК

Надо ли удивляться, что регата, которая изначально была задумана как местечковое мероприятие, довольно скоро обрела популярность у самых отчаянных «адреналинщиков» всего мира? На сегодня она входит в тройку престижнейших и труднейших 600-мильных гонок и собирает под своими флагами яхтсменов со всех континентов.

Российский экипаж Art Equity Mahligai в 2014 г. ФОТО: ROLEX.COM

Отбор жесткий. За полгода до старта все участники обязаны пройти предквалификацию – пробную гонку длиной 150 морских миль. Как минимум половина команды должна получить сертификат ISAF Sea Survival (курс выживания в море), двое из экипажа – иметь сертификат морского радиста, и еще двое – быть врачами или отучиться на курсах оказания первой помощи в экстремальной ситуации.

К соревнованию допускаются практически все типы яхт, главное – чтобы лодка укладывалась по длине в диапазон 30–100 футов (9–30 м), отвечала стандартам безопасности и была застрахована на сумму не менее $3,7 млн. Для удобства старта яхты делят на несколько дивизионов по размеру и, поскольку возможности у разновеликих участников неравны, чтобы дать всем одинаковые шансы, применяют гандикапную систему – «чистое» время при помощи специального индекса обмера корректируется с учетом длины и площади парусов каждого судна. По итогам вручается два приза: один за лучшее абсолютное время прохождения дистанции, или так называемый зачет «по носам», второй – Tattersall’s Cup, одноименный с кубком знаменитых скачек в Старом Свете, – лучшему в пересчете по гандикапу. Насколько парусный спорт непредсказуем, свидетельствует сюрприз 2006 года, когда с дистанции из-за поломок сошли самые современные скоростные яхты, а победила деревянная Love & War, построенная в 1974 году.

ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ СЛОЖНЕЙШИЙ МАРШРУТ РЕГАТЫ СИДНЕЙ – ХОБАРТ ПОЛЬЗУЕТСЯ У ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЯХТ КЛАССА МАКСИ

Россиян в последние годы можно видеть на всех значимых международных регатах, в Rolex Sydney Hobart они тоже себя хорошо зарекомендовали – сенсацией в юбилейной, семидесятой, гонке 2014 года стала победа яхты под российским флагом. 14-метровую Art Equity Mahligai проекта Sydney 46 капитан Александр Водоватов арендовал в Австралии, за восемь месяцев сумел собрать и натренировать команду, состоящую полностью из русских яхтсменов (правда, в гонку с ними ходил владелец судна Маррей Оувен, таковы правила), и в своем дивизионе PHS Div 1 они стали первыми с чистым временем 3 дня 2 часа 54 минуты 31 секунда, в общем зачете регаты – 38-ми из 117 лодок. С тех пор основанный Водоватовым Российский клуб офшорных гонок SeaVentus занимается популяризацией топовых регат и сам принимает в них активнейшее участие.

Яхта Ichi Ban – победитель регаты 2019 г. ФОТО: ROLEX.COM

Особой любовью маршрут Сидней – Хобарт пользуется у владельцев яхт класса макси, которым не так-то просто найти достойный полигон для демонстрации всех возможностей своих умопомрачительных «морских болидов». В 2014 году на дистанции шла нешуточная дуэль двух самых совершенных яхт в мире – против семикратной на тот момент победительницы Rolex Sydney Hobart супермакси Wild Oats XI выступила построенная несколькими месяцами ранее Comanche, расчетная скорость которой составляла фантастические 40 узлов и о которой ее владелец, американский миллиардер Джимми Кларк, говорил: «Цель этой яхты – ставить рекорды!» Борьба была донельзя драматичной, экипаж Comanche не успел до регаты как следует «объездить» лодку и проиграл с отставанием всего в 49 минут. В 2017 году он поставит абсолютный рекорд гонки – 1 день 9 часов 15 минут 24 секунды, который держится до сих пор.

В 2021 году иностранных экипажей в стартовом протоколе по понятным причинам почти нет. А жаль, ведь легендарную Comanche выкупила группа российских бизнесменов, и сейчас главой проекта, управляющего суперлодкой, является президент Федерации парусного спорта России Сергей Джиенбаев. В октябре Comanche со смешанным экипажем победила в не менее престижной гонке Rolex Middle Sea Race, установив новый рекорд прохождения 606-мильной дистанции: 40 часов 17 минут 50 секунд. Впервые в истории отечественного паруса стать победителем регаты Сидней – Хобарт у нас тоже есть все шансы!

О новостях мирового яхтинга читайте в MY WAY.

Текст: Виктория Струц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

На Кипр – бороться с выгоранием

Выгорание – бич XXI века. Что можно ему противопоставить? Прежде всего, правильный отдых, утвер...

ПОДРОБНЕЕ

World Gourmet Festival пройдет в Бангкоке

Ежегодный гастрономический фестиваль с 24 по 29 сентября соберет лучших шеф-поваров и барменов ...

ПОДРОБНЕЕ