Свободная художница или феминистка?

На пути эмансипации женщинам приходилось не только отстаивать свое право на образование или на справедливую оплату труда. Удивительно, но возможность писать обнаженную натуру – это еще одна привилегия, за которую им пришлось весьма долго бороться.
Мария Башкирцева. «В студии». 1881 г.

Мария Башкирцева. «В студии». 1881 г.

Сегодня, когда большинство студентов художественных вузов – девушки, трудно вообразить, что во все века мировой истории занятие искусством считалось для женщины неподобающим, аморальным. Столетиями ее уделом было сидеть дома, рожать и воспитывать детей – где в этом конвейере воспроизводства найти «лазейку» на хорошее обучение и нормальную работу? В Средневековье единственным способом соскочить с репродуктивного колеса был уход в монастырь – таким образом женщина, во-первых, сразу продлевала себе срок жизни в два-три раза, поскольку ей больше не угрожала смерть от родов. Во-вторых, в монастырях можно было заниматься искусством – прославляя Бога, монахини переписывали манускрипты, копировали миниатюры, создавали собственные картины и фрески (как, например, флорентийская художница сестра Плаутилла Нелли). Но обнаженных мужчин, само собой, монахиням рисовать не разрешалось – если только это не Иисус на кресте или святой Себастьян у мученического столба. И то, их требовалось изображать максимально прилично. А поскольку писать фигуры святых с живых натурщиков-мужчин было невозможно, подобные изображения получались слабоваты с точки зрения анатомии.

Сестра Плаутилла Нелли с мастерской. «Святая Екатерина Сиенская». 2-я пол. XVI в.

Сестра Плаутилла Нелли с мастерской. «Святая Екатерина Сиенская». 2-я пол. XVI в.

В эпоху Возрождения и барокко постепенно стали появляться женщины – профессиональные художники. Но это были считанные исключения из правила – девочки, родившиеся в семьях живописцев и обученные своими отцами этому прибыльному ремеслу, – Артемизия Джентилески, Софонисба Ангиссола, Мариэтта Робусти. Вероятно, отцы-живописцы предоставляли им, как и своим подмастерьям-мальчикам, обнаженных натурщиков, – но результаты этого в истории искусства можно увидеть крайне редко. (Да и многие ли отцы способны на такое абстрагирование даже ради обучения?) Женщин нацеливали на написание портретов, натюрмортов, пейзажей, – а не многофигурных мифологических или религиозных тем, где присутствовали сложные позы и обнаженные телеса.

Зинаида Серебрякова. «Баня». 1913 г.

Зинаида Серебрякова. «Баня». 1913 г.

В XVI–XVII веках возникла та система высшего художественного образования, которая, эволюционировав, существует и сегодня. Если раньше каждый мастер учил своего подмастерья в собственной мастерской, то теперь появились государственные академии художеств с огромными классами, где профессора учат студентов, а те прилежно сидят за мольбертами и постигают азы анатомии, зарисовывая обнаженных моделей, стоящих на возвышении. Так вот почти 300 лет женщин-студенток в такие академии не принимали. Ни в Италии, ни во Франции, ни в Англии, ни в России. Конечно, параллельно женщинам не давали учиться и на врачей, юристов и т.п. (да им самим и в голову не приходило подобное – вплоть до XIX века). Доступ к престижным профессиям имели только мужчины. Кроме того, априори считалось, что женщины не столь умны и талантливы, как представители сильной половины, а потому ремесло живописи им не по плечу. Если хочешь – бери частные уроки и учись рисовать цветы на фарфоре! Прекрасное занятие, как раз твоего уровня, барышня. (Вообще, над женщинами, которые хотели иметь равное мужскому образование, подсмеиваться было незазорно.)

Зинаида Серебрякова. «Купальщица» (фрагмент). 1911 г.

Зинаида Серебрякова. «Купальщица» (фрагмент). 1911 г.

В академиях существовала иерархия жанров – самыми почетными считались живопись историческая, мифологическая и религиозная, а портреты, натюрморты, пейзажи имели рейтинг пониже. На домашнем обучении художник-любитель (или любительница), конечно, мог навостриться писать виды парка или вазы  с фруктами. А вот сложные многофигурные картины учили писать только в академиях – и для этого надо было годами постоянно рисовать с натуры обнаженных натурщиц и особенно натурщиков. Срамота! Женщинам нельзя было позволить смотреть на подобное ни в коем случае, а уж тем более – зарисовывать. Вот еще одно достижение, за которое мы должны благодарить суфражисток и феминисток, – слава богу, сегодня больше нет этой болезненной стыдливости, этой агрессивной морали. Женщина спокойно может позволить себе обнажиться перед мужчиной-врачом, а в XIX веке она бы предпочла умереть. Кстати, и общественных туалетов для дам тоже не существовало очень долго. И в кафе в одиночестве тоже нельзя было посидеть, представляете? (Так делали только куртизанки в поисках клиентов.) Если бы дама заявила, что она желает нанять для частных уроков натурщика, – к ней бы отнеслись как к душевнобольной.

В академиях существовала иерархия жанров — самыми почетными считались живопись историческая, мифологическая и религиозная. А портреты, натюрморты, пейзажи имели рейтинг пониже

Наконец, в XIX веке женщин начали допускать к академическому художественному образованию. Повод для патриотической гордости – в России это случилось примерно на полвека раньше, чем во Франции и Англии. В 1842 году в Петербурге открылись специальные женские вечерние классы при Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Возможно, им даже ставили живых натурщиков (в драпировке) и совершенно точно разрешали рисовать мужскую мускулатуру с античных статуй – большой шаг вперед. В 1854 году золотую медаль Академии художеств впервые получила женщина – Софья Сухово-Кобылина, сестра известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина. В 1873 году в России позволили женщинам посещать уроки вместе с мужчинами – еще один невероятно прогрессивный шаг: Лондонская академия художеств разрешила это только в 1903-м. Может, оттого и появилась в XX веке мощная плеяда «амазонок русского авангарда» (от Натальи Гончаровой до Варвары Степановой), что у нас в отличие от Запада это было уже отнюдь не первое и даже не второе поколение женщин, имевших доступ к профессиональному обучению живописи.

Лора Найт. Автопортрет. 1913 г.

Лора Найт. Автопортрет. 1913 г.

Тем не менее во второй половине XIX века постепенно появляется некоторое количество художниц, рисующих обнаженную натуру. Да вот только не мужскую, а женскую, что, безусловно, считалось более пристойным. Больших шедевров им создать не удалось: в основном это сладкая салонная живопись, созданная, чтобы потворствовать вкусу заказчика. Кстати, даже у Зинаиды Серебряковой, известной огромным количеством картин ню, не найти полотен с изображением мужчин – только социально одобряемые нежные женские фигуры.

Лондонская академия в том же 1903 году постановила, что для «студенток» будут созданы специальные натурные классы. То есть рисовать натурщика, сидя рядом с джентльменом за соседним мольбертом, барышня не могла – это все равно считалось неприличным и провокационным. В 1913-м британская художница Лора Найт осмелилась написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной натурой. И разразился большой скандал – хотя на картине девушка-модель была изображена со спины.

Лишь к началу Первой мировой войны женщины отстояли свое право на полноценное художественное образование – на то, чтобы рисовать обнаженных мужчин с натуры. По иронии судьбы именно в этот период реалистическая живопись стала уступать свои позиции модернизму.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В цвете красного вина

Первый в мире электрический кабриолет класса люкс – Maserati GranCabrio Folgore Tignanello – бы...

ПОДРОБНЕЕ

На Кипр – бороться с выгоранием

Выгорание – бич XXI века. Что можно ему противопоставить? Прежде всего, правильный отдых, утвер...

ПОДРОБНЕЕ