Морские вездеходы – MyWay

Морские вездеходы

Сезонные «миграции» чартерного флота люксовых яхт хорошо известны: зимой это Карибский бассейн, Индийский океан у Сейшел и Маврикия, Юго-Восточная Азия, летом – Средиземное море, изредка север Европы не дальше Балтики. Но сколь бы ни были прекрасны все эти направления, их предсказуемость со временем начинает приедаться.

Darwin 86

Хочется порой настоящих приключений – не изнеженного отдыха в тропиках, а серьезного похода куда-нибудь в высокие широты, по маршрутам Амундсена или Беринга… Загвоздка в том, что современные яхты, несмотря на всю их технологическую продвинутость, все же имеют ограничения по районам судоходства. Они не рассчитаны на эксплуатацию при пониженных температурах и тем более при ледовой опасности.

Вот тут-то и выходят на сцену эксплореры – экспедиционные суда, способные противостоять любым капризам природы. Высокопрочный корпус, отличная мореходность, повышенная надежность всех систем и внушительный запас автономного хода позволяют им свободно курсировать в любых акваториях Мирового океана. И пусть они не могут похвастаться эффект ной внешностью (конструкция корпуса обусловлена соображениями практичности), в роскоши интерьеров эксплореры ничуть не уступают привычным суперъяхтам.

В последние годы в «экспедиционном» секторе люксового яхтинга царит небывалый подъем, но сама идея далеко не нова. Все начиналось с переделок: исследовательские корабли, траулеры и прочие суда коммерческого, а порой и военного назначения после выкупа частными лицами переоборудовались в яхты.

Christina O, легендарная яхта Аристотеля Онассиса, изначально была канадским сторожевым фрегатом, который держал противолодочную оборону во время Второй мировой войны. Греческий миллиардер приобрел ее в 1954 году за смешные $34 тысяч и вложил миллионы, чтобы превратить в шикарную игрушку.

Giant I

Giant I

Примеры подобной конверсии случались и с советскими судами. Ледокол-буксир, известный сейчас под именем Giant I, был построен для СССР в 1974 году на голландской верфи IHC Verschure, а в конце 1990-х, после 26 лет эксплуатации, приобретен швейцарским судовладельцем Рене Герцогом, который и переоборудовал судно в прогулочную яхту. Позже Giant I стал собственностью тюменского бизнесмена.

Long Ranger

Long Ranger

Или взять удивительную судьбу Lone Ranger – в 1973 году он начал свою карьеру, буксируя нефтяные платформы и плавдоки, в 1994-м был продан частному владельцу, 15 лет отходил по морям в статусе роскошной суперъяхты, и три года назад был подарен Океанографическому институту, превратившись в полноценный научно-исследовательский корабль.

Другой способ заполучить экспедиционное судно – постройка. Наблюдаемый в последние годы рост количества заказов на суда такого типа позволяет говорить о стойкой тенденции: нестандартные морские круизы привлекают состоятельных людей все больше и больше.

На звание первого в истории эксплорера, который был создан с нуля, а не переделан, претендует 56-метровый Turmoil, спущенный на воду в 2006 году на датской верфи Royal Denship. У него стальной корпус, укрепленный для плавания во льдах, и 6500-мильный запас хода. На борту имеются винохранилище на 4000 бутылок, оружейная комната с винтовками, три разъездных катера и даже лаборатория по мониторингу глобального потепления. Это сейчас модно: собирать научные данные, которые действительно помогают в исследовании океана.

Le_Grand_Bleu_31July010

Le Grand Bleu

Первым мегаэксплорером можно, пожалуй, назвать Le Grand Bleu (2000-й год постройки, Германия) – его длина составляет 112,8 м. Некоторое время владельцем этой яхты являлся Роман Абрамович. Ее оснащение поражает: две взлетно-посадочные площадки и «штатный» вертолет, быстроходный катер, 75-футовая парусная яхта, аквариум, бассейн на главной палубе и собственный дайвинг-центр. Численность команды составляет 68 человек. Единственный раз, когда для эксплорера не сработало правило «путешествия без ограничений», случился у Le Grand Bleu в Новой Зеландии. Дело в том, что на борту жил африканский серый попугай. Этот вид является потенциальным переносчиком 15 штаммов птичьего гриппа, поэтому ввоз его в страну был запрещен. В итоге, как писали местные СМИ, проблему решили миром: попугая по прибытии отправили на карантин, взяв с владельца залог в 1 млн новозеландских долларов.

Некоторые яхтовладельцы настолько входят во вкус, что заводят себе целый флот экспедиционников – скажем, принц Халед бен Султан, старший сын наследного саудовского принца Султана, имеет 80-метровый эксплорер Golden Odyssey, корабль сопровождения Golden Shadow с собственным гидропланом Golden Eye, а также спортивное судно Golden Osprey. Принц Халед озабочен проблемами окружающей среды, спонсирует многочисленные программы по изучению морей и даже отдает свой Golden Fleet в распоряжение фонда Living Oceans. Его яхты активно участвуют в научно-исследовательских программах в Полинезии, на Гавайях и в Красном море, например в пятилетней программе Global Reef Expedition, цель которой – нанести на карту мира и изучить все коралловые рифы.

Наряду с гигантами строятся и так называемые «карманные» эксплореры. Длина модели Darwin 86, разработанной верфью Cantiere delle Marche, всего 26 м, но под жилые и социальные зоны отведено 350 м2 – там могут с комфортом разместиться до 10 гостей. На борту базируется шестиметровый тендер, а размер топливных баков гарантирует запас хода в 7 000 морских миль на скорости 10 узлов.

v80

Exuma, Vitruvius

И конструкторская мысль продолжает полет. Так, яхтенный дизайнер Филипп Бриан создал принципиально новую концепцию эксплореров Vitruvius, которую специалисты уже окрестили мини-революцией в кораблестроении. Бриан стал проектировать моторные яхты с узкими корпусами и вертикальным форштевнем, что более свойственно парусникам. Результат – улучшение мореходных качеств, а главное, экономичность: 50-метровая Exuma, первая яхта из серии Vitruvius, расходовала лишь 10 л топлива на морскую милю (средний расход судна длиной 50 м составляет порядка 13 л, то есть выигрыш получился почти в 30 %). Затем была построена 55-метровая Galileo G со специально укрепленным для путешествий в Арктике и Антарктике корпусом. А осенью 2015 года голландская верфь Oceanco представила разработанный в сотрудничестве с Брианом проект Acquaintance – инновационная яхта длиной 105 м будет на 20% эффективнее судов схожего размера.

Географических границ для эксплореров нет. Многие из них имеют корпус ледокольного типа, что позволяет отправляться на Шпицберген и Чукотку, устраивать арктические круизы у канадского острова Ньюфаундленд, предпринимать вояжи в Южное полушарие – сейчас Огненная Земля и Антарктида приобретают все большую популярность.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Montblanc обновил коллекцию «StarWalker»

Празднуя 50-летие первой высадки человека на Луну, Montblanc обновил коллекцию «StarWalker». ...

ПОДРОБНЕЕ
ФОТО: MOTORCYCLENEWS.CO

Топ-5: лучшие снегоходы-2019

Популярность снегоходов растет как среди профессионалов, так и среди поклонников активного зимн...

ПОДРОБНЕЕ