Через тернии к живописи – MyWay

Через тернии к живописи

Режиссер, сценарист, продюсер, известный бизнесмен, наконец глава медиа-холдинга «Путь» Искандер Галиев специально для мартовского (весеннего и женского) номера журнала MY WAY открывает еще одну грань своего образа – живописные картины. Они создавались в разных обстоятельствах и ситуациях, нередко критических, – но всегда несли освобождение и успокоение.
Из архива Искандера Галиева

Из архива Искандера Галиева

При первом взгляде на картины Искандера Галиева особенно чувствительных людей берет оторопь: слишком яркие, кричащие краски, слишком утрированные, гротескные образы. Собственно, и сам господин Галиев при первом знакомстве выглядит как его живопись: ощетинившимся, резким, брутальным. Но чем дольше смотришь на холсты и чем ближе знакомишься с их автором, тем слабее это ощущение опасности. Начинаешь замечать тонкую иронию, ранимость, философскую глубину.

«Рисуя на стенах пещер, первобытные охотники производили магическое действие: с помощью картины могли повлиять на исход охоты или изменить свою судьбу. Современный художник, по сути, делает то же самое. Создавая картины, я открываю окна в иные измерения, в мир фантазии. Даю возможность зрителю увидеть еще один мир, параллельный, наполненный трагическими или комическими персонажами».

В этом и состоит поразительная черта галиевских картин: они создавались как спасение от внутренних демонов, но оказались ангельскими творениями, пришельцами из других миров. Ни для кого не секрет, что Искандер Галиев после службы в Афганистане со всей силой испытал поствоенный синдром (одно из самых сильных и опасных психических состояний, когда война буквально «застревает» в голове). После пережитых физических и духовных метаморфоз (они со всей мощью воплотились в фильме «Девятая рота», вдохновленном его биографией) искал все возможные пути выхода из психологического тупика: как жить дальше, когда нет остроты чувств? Как вписаться в гражданский порядок, когда  все на полутонах, все зыбко и неопределенно? Другое дело – яркость армейского существования во время войны, где «да» – это да, а «нет» – это нет. Как спасаться от неопределенности? Лекарства, алкоголь, наркотики? Все эти средства были опробованы и отвергнуты.

 

В этих случаях реальным спасительным кругом становятся две вещи: любовь и творчество. По признанию Искандера, именно они уберегли его от черной депрессии.

Если помнить, с какой страстью Искандер Галиев окунулся в мир кинематографа, как в сценариях и продюсерских проектах изливал свою память и чувства, станет понятно, что живописные картины – это особый виток его духовных его исканий. Здесь не просто параллельная реальность – перед нами экран, на который проецируются самые сокровенные эмоции. Иногда это детские знаки, иногда символы мировых культур, иногда неожиданные психоделические видения, которые становятся основанием развернутой мифологии.

«Больше всего в людях я ценю чувство независимости и внутренней свободы. Только свободный человек способен творить и быть честным перед самим собой. А художник обязан быть честным, иначе он не тот, за кого себя выдает».

Вот что пишут об искусстве Искандера Галиева знающие люди: «Один из важных художественных приемов, которые использует Искандер в своих работах, это энергичный пульсирующий черный контур, организующий и усмиряющий буйство красок. Подчас неожиданное сочетание цветов подчеркивает внутреннюю драму и конфликт, заложенный в любой его картине, таит в себе взгляд мудреца, видевшего смерть, но сумевшего сохранить детскую эмоциональность в восприятии мира. Это один из самых парадоксальных современных художников, которые могут удивить своей оригинальной манерой и философскими озарениями. Его работы находятся в частных коллекциях многих известных людей, в офисах его друзей».

«Мои знакомые часто узнают себя на моих картинах, в  каких-то персонажах. Не хочется их разочаровывать, персонажи в моих картинах – это некий собирательный образ. И только в процессе творчества я пытаюсь найти, нащупать его».

Не стоит видеть за холстами Искандера какой-то «задней мысли», о которой всегда помнят профессиональные художники. Даже тогда, когда его картины наполнены странными, невесть откуда пришедшими персонажами, они считываются на уровне эмоций – бесхитростно и просто. Конечно, восточные, философские мотивы здесь нередко врываются в «привычный» мир западного человека (например, образ колеса сансары). Но их всегда уравновешивают узнаваемые типажи из классической литературы («Дон Кихот», «Мастер и Маргарита»), из уличных граффити или откровенно голливудских фантазий (что равнозначно фантазиям современного человека).

IG-IMG_1815

Из архива Искандера Галиева


Галиев Искандер Исламгалиевич (род. 28 августа 1969 г., Нижнекамск) – режиссер, сценарист, продюсер. Автор идеи, линейный продюсер и военный консультант фильма «9-я рота». Автор сценария и генеральный продюсер документального фильма «345-й полк». Продюсер художественного фильма «Параграф-78». Автор сценария и генеральный продюсер художественного фильма «Путь». Автор идеи и соорганизатор Международного марша ветеранов «Боевое братство». Реорганизовал и создал компанию «Аэросервис». Был у истоков создания «Внуково-3», автор проекта «Аэрополис». Вице-президент Союза ветеранов войны в Афганистане «АФГАНВЕТ», член совета Российского союза ветеранов Афганистана, член исполкома общественной организации «Боевое братство».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Савва Морозов на строительстве здания Московского художественного театра (МХТ) по проекту Ф. Шехтеля, 1901 г. ФОТО: РИА «НОВОСТИ»

Пламенный капиталист Савва Морозов

160 лет назад родился Савва Морозов – человек, который перевернул представление о русском капит...

ПОДРОБНЕЕ
Виктор Майгуров, На соревнованиях Олимпиады-1998 в Нагано. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Виктор Майгуров: «Будем бороться за награды»

Одним из самых популярных в России зимних видов спорта за последние несколько десятилетий стал ...

ПОДРОБНЕЕ