Джамал Ажигирей: «Слабый человек не может быть счастливым»


Джамал Ажигирей: «Слабый человек не может быть счастливым»

Спортсмен, художник, актер, тренер и просто интересный человек Джамал Ажигирей – один из лучших в стране мастеров ушу, хотя сам он не хочет, чтобы его так называли.
ФОТО: DZHAMAL.RU

ФОТО: DZHAMAL.RU

«Мне часто говорят: “Вы мастер ушу...” Или сенсей, или учитель, – начинает разговор Ажигирей. – Нет, я не мастер, я просто занимаюсь ушу. У людей куча установок, которые надо разрушать. Очень часто путают понятия “тренер” и “учитель”. Я – тренер. А учитель – это что-то очень значимое, одно из самых высоких званий в этом мире. Я не гожусь на роль учителя. Хотя научить могу многому. В работе тела для меня секретов почти нет. Не только в ушу, но и в других видах спорта. Сразу понимаю, на чем сделать акцент, какие упражнения дать. Но, повторюсь, я не учитель, я – тренер. А учитель – это тот, кто может не просто научить, а еще и повлиять на жизнь». Вспомнили классическое «я не волшебник, я только учусь»? Все верно. Восточные единоборства – не езда на велосипеде, где раз научился и катаешься всю жизнь. В ушу люди учатся постоянно.

«В китайских фильмах очень хорошо показана эта связь “учитель – ученик”, – продолжает Ажигирей. – Мастера там используют самые разные, очень часто непрямые методы обучения. Они могут чему-то научить через какую-то ерунду. Например, сказать: иди подметай двор. Или как в “Гении дзюдо”: иди стирай кимоно. И таким образом ученик получает нужный навык». А вот и реальная история: мастер увидел, что у человека плохо работает поясница и слабо развиты ноги, поэтому он попросил ученика срывать тонкие веточки и собирать мелкие камушки. Подбирая камушки, он все время находился в низком приседе и тем самым развил ноги, а срывая веточки – поясницу... «Учителя связаны не с чем-то сиюминутным, а с вечным, может быть, с Всевышним. Они слышат, что он хочет сказать, и передают это ученикам. Это некое озарение. Как у Сальвадора Дали. Я читал историю, – вспоминает Джамал, – что художнику надо было сдать заказ для Кристиана Диора, но идея никак не приходила. Когда время было уже на исходе, вдруг погасла лампочка, и Дали осенило. Лампочка стала спусковым крючком для озарения. Так и с учителями».

«В РАБОТЕ ТЕЛА ДЛЯ МЕНЯ СЕКРЕТОВ ПОЧТИ НЕТ. НЕ ТОЛЬКО В УШУ, НО И В ДРУГИХ ВИДАХ СПОРТА. СРАЗУ ПОНИМАЮ, НА ЧЕМ СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ, КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДАТЬ»

Пример с Дали Ажигирей приводит неспроста. Ведь он сам закончил художественное училище. До сих пор рисует в свободное время – пейзажи, натюрморты. Рисование заменяет ему медитацию. Иногда его картины покупают. «Но на заказ ничего делать не могу, – признается наш герой. – Я же не профессиональный художник. Рисую для себя, чтобы успокоиться. В жизни очень важно уметь остановиться, уйти от суеты. Когда рисую, выпадаю из жизни на несколько часов. Родные даже сетуют: мол, мы только твою спину видим».

Кинематографу Ажигирей тоже не чужд. Снимался в главных ролях в фильмах «Монах» (1991), «Удар Лотоса» (2000–2008), «Путь» (2009). Да и свой путь в единоборствах, как и многие мальчишки 1980-х, начал под влиянием фильмов с Брюсом Ли. «Только не сравнивайте меня с ним, – просит Джамал. – Брюс Ли был настоящим гением, совершил революцию в кино, придумал собственный стиль джит кун до. Джеки Чан на меня тоже повлиял. Хотя у него нет какого-то стиля. Он воспитанник Пекинской оперы, а там учеников развивали во всех направлениях. Он первым стал превращать в оружие любой предмет, который подвернется под руку. Сейчас, кстати, мне больше нравятся европейские фильмы про единоборства. Они – реалистичные, китайцы же снимают очень театрализовано, мне кажется, они отстали от времени».

ФОТО: МАРИНА ЛЬВОВА

В детстве Ажигирей занимался борьбой, дзюдо, карате. «Ушу тогда только-только появилось в нашей стране, и я под влиянием двоюродного брата пришел в этот вид единоборств. Двоюродный брат – Абдул-Кадыр Атаев – для меня всегда был примером, он и до сих пор является моим тренером. В ушу было что-то магическое, необычное. Тогда не было разделения на спортивное и традиционное ушу, люди пытались охватить сразу все». Странное дело, в программе Олимпийских игр есть сразу два японских вида – дзюдо и карате, есть корейский – тхэквондо, а ушу нет. Правда, во время Игр-2008 в Пекине ушу было представлено в качестве демонстрационного вида (китайцы тогда взяли больше половины всех золотых медалей – восемь из пятнадцати, на втором месте оказались россияне с двумя золотыми и тремя серебряными). Но дальше дело не пошло. Видимо, для включения ушу в программу Олимпиад придется ждать следующих Игр в Китае. «Политика здесь играет не последнюю роль, – считает Ажигирей. – Видимо, не хотят отдавать китайцам еще один вид. Ведь они в ушу вне конкуренции. Скорость, мощь – в этом преимущество китайских спортсменов. Там, где не участвуют они, выигрываем мы, иранцы, индийцы, египтяне, представители других стран. В Китае огромное количество занимающихся, в каждом городе есть залы для ушу. У нас же в стране пока не хватает залов высокого уровня».

По словам Джамала, успеха в спортивном ушу может добиться не каждый. Рассчитывать на хорошие результаты могут не очень высокорослые спортсмены, ведь здесь важны координация и скоростные качества. К тому же высокому человеку нужно соответствующего размера и веса оружие, делать упражнения с которым крайне сложно. Правда, у габаритных спортсменов есть большой плюс – на ковре они смотрятся гораздо эффектнее.

«Я НЕ УЧИТЕЛЬ, Я – ТРЕНЕР. УЧИТЕЛЬ – ЭТО ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОЕ, ОДНО ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ ЗВАНИЙ В ЭТОМ МИРЕ. Я НЕ ГОЖУСЬ НА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ. ХОТЯ НАУЧИТЬ МОГУ МНОГОМУ»

«Если бы мне сейчас пришлось записывать ребенка в секцию, я бы выбрал гимнастику, вольную борьбу или дзюдо, – слегка шокирует тренер. – Ведь настоящим ушу в стране занимается от силы десяток человек. Таким ушу, где есть все составляющие: и борьба, и ударная техника, и метание ножей, и стрельба из лука. Этим людям не интересен спорт, не интересна какая-то материальная выгода от занятий. Ушу, которое мы видим по телевизору, не имеет никакого отношения к воинскому искусству: одна гимнастика, без прикладного аспекта. А ведь если заниматься теми видами ушу, какими они должны быть, я не представляю, что можно им противопоставить в драке». Звучит грозно и впечатляюще. Оказывается, в ушу много техник, которые просто опасны для жизни и которые невозможно тренировать и использовать в спорте. «Например, техника пальцев, если ее применять на улице, все – туши свет. Кстати, в смешанных единоборствах сейчас все больше и больше используют ушу. Борьба в партере, работа руками, ногами, удушающие приемы – в ушу это все есть. Раньше у меня был клуб, где я давал ушу в комплексе: и гимнастика, и борьба, и ударная техника, и стрельба из лука. Но уже несколько лет клуба нет. Сейчас работаю в спортшколе: там дети и учатся, и тренируются. Есть успехи: за пять лет работы воспитал несколько чемпионов страны и Европы в своем возрасте. При этом мне очень хочется, чтобы работа не превращалась в рутину, а оставалась творчеством».

В одном из своих давних интервью Ажигирей дал красивый ответ на вопрос, что такое счастье: жить и чувствовать этот процесс. Сейчас же отвечает по-другому: «Счастье слагается из многих вещей. Счастье – это когда ты свободен, когда ты ничего не боишься. Ведь в жизни есть куча рамок, страхов, которые мешают быть счастливым. Сейчас бы я так сказал: сильный человек, вот кто счастливый. Сильный во всех смыслах: или физически, или духовно, или ментально. Человек может быть физически слаб, но силен духовно и способен совершать невероятные вещи. Таких примеров в жизни множество. А слабый человек не может быть счастливым. Слишком много вещей в жизни, которые его угнетают. Хотя, быть может, я и ошибаюсь».

Интервью с бизнесменами, врачами, артистами, путешественниками, спортсменами и другими известными личностями вы можете найти в MY WAY.

Текст: Олег Чикирис

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

My Way V, ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

Александр Савчук: «Нами любуются все»

Где бы ни оказалась My Way V, она собирает вокруг себя людей, которые восхищенно ею любуются. И...

ПОДРОБНЕЕ
Марион Котийяр, С Адамом Драйвером в фильме «Аннетт». ФОТО: IMDB.COM

Марион Котийяр: песни льда и пламени

Канны-2021 открылись грустным мюзиклом «Аннетт» Леоса Каракса. Главную женскую роль в нем сыгра...

ПОДРОБНЕЕ