Выставка Людовик Святой и сокровища Сент-Шапель посвящена легендарной личности во французской монархии. Недаром его имя станет самым популярным среди преемников на престоле. Единственный святой из французских королей, он ходил в крестовые походы, строил готические соборы, учреждал мудрые законы – а также в глазах Церкви превратил Париж в новый «небесный Иерусалим», перенеся туда из Константинополя множество святых реликвий Страстей Христовых. От XIII века сохранилось достаточно мало достоверных сведений, поэтому не все экспонаты, представленные в Кремле на выставка Людовик Святой и сокровища Сент-Шапель, связаны непосредственно с именем короля. Многие просто были созданы в ту же эпоху. Расскажем о тех, к которым Людовик точно имеет отношение.
Портрет
Прижизненных изображений Людовика, умершего в 1270 году, кажется, не сохранилось – не считая миниатюр в рукописях. Однако около 1300 года, в правление его внука Филиппа Красивого, была создана эта статуя, изображающая Людовика, уже официально признанного святым. Раскрашенная статуя из тикового дерева, вероятно, была частью внутреннего декора знаменитой капеллы Сент-Шапель, возведенной Людовиком для святых реликвий. Предполагают, что она украшала большой ковчег, в котором хранились мощи короля.
Лицо человека в короне достаточно характерно – резко выраженные черты, благосклонная, но строгая улыбка, короткие волнистые волосы. Такой тип изображений Людовика в средневековом искусстве станет достаточно популярным.
Хвала предкам
Потомки Людовика Святого стремились подчеркнуть это родство даже много веков спустя. Так, во второй половине XV века кардинал Карл II Бурбон заказал богато иллюстрированную рукопись – «Житие и деяния монсеньора святого Людовика». Манускрипт предназначался в дар жене брата, герцога Жана II. Такой заказ способствовал славе семьи Бурбонов, подчеркивая ее родство с Людовиком Святым.
Житие, посвященное благочестивой жизни монарха и его посмертным чудесам, в деталях рассказывает о Людовике. В числе изображений – прибытие его невесты, получение святых реликвий, сцена смерти в крестовом походе, а также многочисленные изображения родственников и соратников. О портретном сходстве, конечно, речи быть не может, зато это искупается яркостью красок и праздничностью изображенных рыцарских сюжетов.
Витражи
Главное сокровище капеллы Сент-Шапель, возведенной Людовиком, – ее огромные витражи. На протяжении веков их комплекс неоднократно пытались реставрировать. После одного такого ремонта середины XIX века осталось несколько фрагментов, которые нельзя было снова использовать в оконных проемах, – их поместили в экспозицию музея. Ныне они также приняли участие в выставке. Витражи посвящены сюжетам из Ветхого и Нового Заветов, но во многих случаях о точных значениях изображений остается только гадать – вынутые из общего комплекса, они утратили свой повествовательный цикл. Ученые дают им условные названия: например, «Двойная помолвка» – есть версия, что здесь изображено обещание, данное Иисусом Навином блуднице Раав. А витраж под названием «Царь на смертном одре» был подвергнут настолько сильным переделкам, что, быть может, относится к сцене из жизни Иисуса Навина – или самого Людовика Святого.
Семья
До изобретения групповых семейных фотографий оставалось чуть меньше тысячелетия, однако запечатлеть свою семью все равно очень хотелось. Делать это можно было только в религиозном искусстве. В Пуасси – городе, где родился Людовик Святой, его внук в память о деде основал доминиканский монастырь. Статуи Людовика и его супруги Маргариты Прованской были установлены внутри церкви монастыря, рядом располагались скульптуры шестерых из их 11 детей – Людовика, Филиппа, Жан-Тристана, Изабеллы, Пьера и Робера. Это первый в истории французского искусства «семейный портрет». Из всех этих скульптур уцелели две – «Филипп» и «Изабелла», причем в Москву привезли лишь последнюю. Изабелла, будущая королева Наварры, изображена здесь еще подростком с юным мечтательным выражением лица. Она была самой любимой из четырех дочерей короля, в частности, свое политическое завещание «Поучения» он посвятил Изабелле и сыну-наследнику.
Мемориальная табличка
Один из уникальных экспонатов выставки – позолоченная медная пластина, доска-эпитафия, которая когда-то была привинчена в неизвестной нам часовне. Надпись на ней объясняет, что благородный клирик мэтр Ги де Мейжос, скончавшийся в 1307 году, построил эту часовню и был похоронен в ней. Пластину раскопали в 1880 году в бывших владениях командорства тамплиеров во Вьенне – видимо, ту церковь давно уже сравняли с землей. Свеже-преставленный Мейжос изображен стоящим на коленях перед Людовиком Святым – тоже совсем «свежим» святым, канонизированным лишь в 1297-м. Это одно из самых ранних изображений короля в новом статусе. Фон пластины усыпан золотыми геральдическими лилиями Франции.
Выставка Людовик Святой и сокровища Сент-Шапель
Вспомним несколько эпизодов из биографии Людовика IX, чтобы представить личность самого праведного и благочестивого короля Франции. Людовик IX – единственный из королей Франции, причисленный к лику святых. Хотя он умер во время крестового похода, то есть пострадал за веру, Католическая церковь канонизировала его не как «мученика», а как «исповедника». Это значит, что при жизни человек отличался крайней набожностью и много сделал для распространения христианства. О том, насколько благочестивую жизнь вел Людовик IX, подробно рассказывается в его житии, написанном спустя всего 30 лет после смерти, во время канонизации. Король тщательно соблюдал все посты, избегал развлечений (например, при его дворе не было жонглеров и музыкантов), одевался в скромную одежду – иногда даже носил власяницу – и ходил босиком. Также Людовик старался не поддаваться плотской страсти, что было весьма затруднительно, если учесть, что у него была законная жена. К тому же долг обязывал произвести на свет наследников. За праведностью Людовика тщательно следила его мать, вдовствующая королева Бланка Кастильская. Как и положено испанской принцессе, она была крайне благочестива. Както она сказала, что скорее смирилась бы со смертью своего сына, чем с его связью с любовницей. Грех прелюбодеяния для Бланки был немыслим. Когда Людовик женился, мать исходила ревностью и к молодости новой королевы, и к той власти, которую та могла приобрести над мужем. Христианская религия дала королеве-матери для этого хороший рычаг, тем более что Людовик был воспитан в крайнем целомудрии. Например, известно, как король провел первую брачную ночь – удалился с новоиспеченной женой в ее покои и принялся молиться. Это продолжалось целых три ночи – причем молилась и жена, не смея ослушаться мужа. Молодая королева Маргарита Прованская жаловалась на это своему исповеднику - а тот подробно все записал. Ну и, само собой, Людовик воздерживался от супружеских обязанностей в периоды поста, в канун праздников и в сами праздники, а также в другие предписанные традицией дни.
Внимательно присматривая за Людовиком, королева-мать все делала для того, чтобы супруги как можно меньше времени проводили вместе. Потому молодым и нравился замок Понтуаз, что там покои короля находились над комнатами его жены. Людовик и Маргарита встречались на винтовой лестнице, соединявшей оба этажа, и вели долгие беседы, что обычно им запрещалось. Если стражники замечали королеву-мать Бланку, направляющуюся к сыну, то стучали жезлом, предупреждая супругов, и, как пишет средневековый хронист, «король убегал в свои покои, дабы матушка застала его там». Если же Бланка шла по коридору навестить невестку, то ее слуги поступали так же, чтобы Маргарита успела вернуться. Королева-мать не позволяла Людовику даже сидеть у ложа больной Маргариты, когда все думали, что она умирает от неудачных родов. Бланка явилась в спальню больной и, взяв сына за руку, сказала: «Пойдемте отсюда, вам нечего здесь делать». Оттого, что мужу не дают побыть с ней ни живой, ни полумертвой, с Маргоритой случился обморок. К счастью, она выжила и, несмотря на беспрестанный надзор свекрови, в итоге родила Людовику одиннадцать детей. Четверо из них появились на свет во время крестового похода. Дело в том, что, собравшись с войском на восток, Людовик решил оставить Маргариту дома, во Франции, но жена умолила взять ее с собой. В том числе и потому, что ей очень не хотелось оставаться вдвоем со свекровью, которую, кстати, Людовик назначил временным главой государства в свое отсутствие. Суровый контроль королевы-матери прекратился только с ее смертью – к тому моменту Людовику было уже 38 лет.
О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в MY WAY.
Добавить комментарий