Дизайн от гения

Дизайн от гения

Хотя профессия дизайнера и само это слово появились только в ХХ веке, разумеется, дизайном люди занимаются многие века, столько же, сколько существует декоративно-прикладное искусство. Какая, например, стильная мебель была у Тутанхамона! Иногда руку к облику практических вещей прикладывали общепризнанные гении – и это обязательно выходило красиво. Вспомним великих художников, баловавшихся дизайном.
Сальвадор Дали. Софа «Губы Мэй Уэст». 1937 г.

Сальвадор Дали. Софа «Губы Мэй Уэст». 1937 г.

Пальто от Боттичелли

В эпоху Ренессанса художники, даже те, кого мы считаем великими, воспринимались практически как простые ремесленники, которых можно было нанять на любую работу, связанную с украшением быта. Например, Сандро Боттичелли трудился во многих отраслях. Карьера его пошла вверх после того, как он очень удачно сделал дизайн знамени, под которым в 1475 году на рыцарском турнире во Флоренции выступил брат правителя города Джулиано Медичи.

Платье из коллекции «Valentino Pre-Fall 2015» по мотивам картины Боттичелли «Весна»

Платье из коллекции «Valentino Pre-Fall 2015» по мотивам картины Боттичелли «Весна»

В дальнейшем Боттичелли продолжал работать с текстилем – в музеях даже сохранилось три предмета, созданных по его эскизам. Все это церковные облачения, украшенные шитьем на религиозную тему. Дамские платья Боттичелли, видимо, придумывал только при работе с картинами – а вот модельеры нашего времени уже решили воплотить их в реальность. Вазари пишет, что Боттичелли разработал особую технику украшения костюмов, называемую commesso, – речь идет о двусторонней аппликации, своего рода лоскутном шитье, благодаря чему на одежде можно было создавать настоящие картины. Известно, что как художники-оформители и «модельеры» работали многие, в том числе Поллайоло и Рафаэль. Предметов сохранилось мало, но судя по живописи, вещи эти были великолепными.

Рама от Рафаэля

Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» в авторской раме. 1502–1504 гг.

Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» в авторской раме. 1502–1504 гг.

Чаще всего художникам приходится выступать в качестве дизайнеров, когда надо создать «правильную» раму для собственной картины. Ведь так легко испортить живопись неудачным обрамлением. Впрочем, доля авторского участия в создании рам не всегда ясна. Если дело было недавно, мы достоверно знаем, что живописец сам набросал эскиз, – как в случаях прерафаэлитов, Густава Климта или других мастеров эпохи модерна. Чем дальше вглубь веков, тем сложнее. Однако некоторые полотна, например «Мадонна Конестабиле» Рафаэля из Эрмитажа, так роскошно и с таким вкусом украшены, что в авторстве подозревают именно их создателей-гениев. Возможно, гротески (фантастических животных) для этой позолоченной рамы Рафаэль придумал, изучая фрески в Золотом доме Нерона.

Огнепады от Микеланджело

Некоторые «дизайнерские» работы физически не могли сохраниться до наших дней: так, Микеланджело, по легенде, стал первым художником-постановщиком фейерверка над Замком Святого Ангела (Girandola di Castel Sant'Angelo) – традиции, которая не прерывалась несколько веков и недавно была возобновлена в Риме. Другие гении Ренессанса тоже были востребованы на самых разных поприщах. Например, Леонардо да Винчи на службе у миланского герцога трудился и как военный инженер, и как оформитель свадеб. Об этих произведениях мы знаем только из хроник, писем и биографий…

В мастерских усадеб Талашкино и Абрамцево работали художники, которым было интересно творить не только великие полотна, но и симпатичные подставки для зонтов в прихожую

Плитка от прерафаэлитов

Уильям Моррис. Текстильный узор «Cray». 1884 г.

Уильям Моррис. Текстильный узор «Cray». 1884 г.

Отношение живописцев к декоративно-прикладному искусству как к «низшему» ремеслу изменили прерафаэлиты, поклонявшиеся эпохе «до Рафаэля», то есть как раз тому времени, когда творил Сандро Боттичелли и художники существовали по принципу «сделай сам». Прерафаэлиты придумывали дизайн платьев для своих возлюбленных, проектировали мебель в готическом духе, на ручных станках создавали книги вплоть до переплетов.

Дубовое кресло в «средневековом стиле». Конец XIX в., Англия

Дубовое кресло в «средневековом стиле». Конец XIX в., Англия

Это могло бы остаться милым дурачеством небольшой художественной «секты», но Уильям Моррис, уловив, насколько общество устало от одинаковых вещей, поставил производство обоев, плитки, мебели и прочего, созданных по эскизам талантливых художников (своих и коллег), на поток. Оказалось, что все это очень востребовано, и ковер от гения действительно красивее обычного ковра.

Печка от Врубеля

Михаил Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга». 1898–1900 гг.

Михаил Врубель. Камин «Микула Селянинович и Вольга». 1898–1900 гг.

Британское художественное направление, названное «The Arts & Crafts Movement» (то есть движение «Искусства и ремесла»), повлияло на весь мир, в том числе и на Российскую империю. Только у нас обращались, конечно, не к готическому искусству, а к русским народным мотивам, причем обильно сдабривая их стилистикой модерна, который как раз постепенно входил в моду. В мастерских усадеб Талашкино и Абрамцево работали художники с громкими именами, которым было интересно творить не только великие полотна, но и бытовой дизайн: симпатичные подставки для зонтов в прихожую или милые шкафчики в ванную. Поленов, Врубель, Якунчикова, Малютин… кому-то было интересно создавать дизайн для резьбы по дереву, кому-то – придумывать, основываясь на японских куклах, совершенно новую сувенирную продукцию под названием «матрешка». Врубель предпочитал экспериментировать с майоликой, причем не только со статуэтками, но и с крупными формами. Его камин «Вольга и Микула Селянинович» с изображением богатырей был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года и получил там золотую медаль.

Среди больших художников ХХ века, творивших в «чужой» отрасли, стоит отметить советских авангардисток Любовь Попову и Варвару Степанову, а также, конечно, блистательного каталонца Сальвадора Дали

Платочки от авангардистов

Любовь Попова. Эскиз рисунка для ткани. 1920-е гг.

Любовь Попова. Эскиз рисунка для ткани. 1920-е гг.

Среди больших художников первой половины ХХ века, творивших в «чужой» отрасли, стоит отметить советских авангардисток, которым было интересно поработать в области моды, создавая рисунки для текстиля – как это делали Любовь Попова и Варвара Степанова, или даже новые выкройки. Среди последних особенно любопытны те, которыми в молодые годы баловалась автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина.

Варвара Степанова. Эскиз рисунка для ткани. 1923 г.

Варвара Степанова. Эскиз рисунка для ткани. 1923 г.

Художники-авангардисты изменили подход к узорам. Во-первых, они смело экспериментировали с абстрактными геометрическими фигурами. Во-вторых, вводили в украшение тканей такие темы, которые раньше никогда не могли там появиться, например самолеты или комбайны, не говоря уже об агитационной советской символике. Это был изобразительный язык нового времени, и женская мода с той поры изменилась навсегда.

Пастушки от Фальконе

По мере наступления Нового времени границы художественных профессий постепенно перестали быть расплывчатыми. Соблюдалась четкая специализация – ювелиры, мебельщики, создатели оружия. Но иногда мастера из «большого искусства» наведывались в прикладное – например, будущий автор «Медного всадника» французский скульптор Этьен Фальконе. В 1751 году он возглавил скульптурные мастерские Севрской фарфоровой мануфактуры. За следующие десять лет создал более 70 типовых статуэток, которые мануфактура пустила в массовое производство. Именно изящество фигурок Фальконе стало одним из слагаемых успеха севрских «бисквитов» – белоснежных статуэток, не украшенных блестящей эмалью и яркой раскраской. Другим крупным мастером, трудившимся над прототипами той же фабрики, был живописец Франсуа Буше.

Брошки от Дали

Сальвадор Дали. Подвеска «Carmen La Crotalos». 1980-е гг.

Сальвадор Дали. Подвеска «Carmen La Crotalos». 1980-е гг.

По мере развития современного искусства эксперименты художников в области дизайна становятся все более и более удивительными – хотя и не всегда комфортными. Однако забыть мебель, дизайн которой создала фантазия Сальвадора Дали, невозможно. А в марте на аукционе Sotheby's были выставлены ювелирные украшения, спроектированные великим испанцем. Он создавал их в сотрудничестве с аргентинским ювелиром Карлосом Алемани, с которым сблизился в 1940 году. Также художник работал с ювелирным брендом Vendura. Эти вещи – как и картины Дали, выглядят крайне эпатажно: кроваво-красные рты, пугающие глаза, а также много золота и яркие крупные камни.

О новостях из мира моды и стиля читайте в MY WAY.

Текст: Софья Багдасарова

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Век экстравагантности от Bvlgari

На недавнем показе новой ювелирной коллекции «Wild Pop» в Риме две новинки Bvlgari произвели на...

ПОДРОБНЕЕ

Итальянская прогулка Маранелло – Флоренция вместе с «Ferrari Москва»

От родины Ferrari Маранелло до города искусств Флоренции через Аппенинские горы и Passo del Gio...

ПОДРОБНЕЕ