Лыжный костюм имеет значение: 100 лет зимней моде

Лыжный костюм имеет значение

Подготовка к горнолыжному сезону начинается с выбора одежды. Она должна быть не только удобной, но и эффектной, – чтобы ваш спуск с горы запомнился всем. А есть же еще апре-ски... Зимней курортной моде без малого 100 лет, и MY WAY не намерен игнорировать это событие.
Так одевались лыжницы в конце XIX в. ФОТО: CLASSICSTOCK/ALAMY/ТАСС

Так одевались лыжницы в конце XIX в. ФОТО: CLASSICSTOCK/ALAMY/ТАСС

Северная Европа встала на лыжи в конце XIX века, и уже через пару десятилетий этот спорт стал популярен среди аристократов и звезд. На лыжах катались и мужчины, и женщины – дамы, разумеется, в юбках, в элегантных шляпках и с меховыми боа. Это было не слишком удобно, зато чрезвычайно прилично. Но чем активнее развивались зимние виды спорта, тем понятнее становилось: с лыжной модой надо что-то делать. «Гости Санкт-Морица надевают один и тот же костюм по утрам, когда катаются с горы, и вечером, когда идут в ресторан. Это удивительный контраст между роскошью отелей, в которых они живут, и скучной, неудобной одеждой, в которой они ходят», – со свойственным ему снобизмом писал журнал Vogue в середине 1920-х.

Лыжный костюм образца 1950-х гг. ФОТО: CLASSICSTOCK/ALAMY/ТАСС

Настоящие перемены начались после зимних Олимпийских игр в Шамони в январе 1924-го, когда в программу были включены лыжные гонки и лыжное двоеборье. Мир уже было не остановить: женщины захотели кататься на лыжах, как мужчины, и в том же, в чем они. Самые смелые леди отказывались от юбок и заимствовали брюки из гардероба своих кавалеров. Слишком широкие брючины заправлялись в ботинки, наверх надевался длиннополый жакет, а на голову – вязаная шапочка или твидовое кепи (был шанс отморозить уши, зато как шикарно смотрелось). Это была самая настоящая андрогинная мода, причем задолго до того, как ее показала на большом экране Марлен Дитрих.

Соня Хени и Джон Пейн в фильме «Серенада солнечной долины» (1941). ФОТО: UNITED ARCHIVES GMBH/ALAMY/ТАСС

Разумеется, самые прогрессивные модные дома не могли остаться в стороне. Burberry предложил лыжные костюмы из габардина, Эльза Скиапарелли создала коллекцию Pour le Sport (ее музой была дочь Гого, обожавшая лыжи и не пропускавшая ни одного сезона в Санкт Морице). Жанна Ланван и дом Hermes также отметились лыжными комплектами, как и Жан Пату, который запустил специализированную линейку спортивной одежды для зимних видов спорта. «Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и ее носить, и которая дает полную свободу движений», – хвастался он. Позже к ним присоединился мастер психоделических узоров, аристократ и лыжный энтузиаст Эмилио Пуччи. В начале своей карьеры он и не мечтал о высокой моде: все, чего он хотел, – это делать отличные спортивные костюмы.

Костюмы Bogner. 1970-е гг. ФОТО: STKWO.COM

Костюмы Bogner. 1970-е гг. ФОТО: STKWO.COM

В 1930-х в моду вошли куртка-пилот, белоснежный свитер «с горлом» (как у Лени Рифеншталь в «Белом безумии» и у Любови Орловой в «Цирке»), а также «норвежские» широкие штаны – именно в таком наряде чаще всего щеголяли пассажиры первых горнолыжных подъемников. На смену сдержанной песочно-серо-коричневой гамме, популярной в 1920-е, пришли яркие цвета: синий, красный, оранжевый. Самым правильным считалось сочетание двух цветов: к примеру, куртка и брюки синие, а пояс-кушак и пуговицы – контрастного красного. В конце 1930-х мода на лыжи стала завоевывать Америку – во многом благодаря эмигрантам из Австрии и Германии, которые оставляли нацистскую Европу и переезжали за океан. В 1936 году в штате Айдахо был основан курорт Солнечная Долина (Sun Valley), про него был снят знаменитый фильм «Серенада солнечной долины».

По моде 1930-х гг. ФОТО: MARY EVANS PICTURE LIBRARY/ALAMY/ТАСС

Здесь отлично проводили время все «сливки» Голливуда, от Кларка Гейбла и Джимми Стюарта до Ингрид Бергман и Мэри Пикфорд. Брюки из твида, свитера со снежинками, молочного цвета бушлаты, перевязанные шарфиками кудри девушек – такой была типично американская жизнерадостная спортивная мода. К слову, костюмы для «Серенады» придумал Фредерик Пикард. Эмигрант из Швейцарии, он был консультантом по лыжной моде в сети универмагов Bloomingdale’s и называл себя «международным гуру по снежному гламуру». Что же касается Европы, самым популярным материалом здесь по-прежнему считался шерстяной габардин, но из-за дефицита ткани брюки стали более узкими. Кроме того, появилась застежка-молния, которую вшивали не только в куртки, но и в брюки (прежде всего, в районе лодыжек, чтобы удобнее было заправлять в ботинки). Появились и первые комбинезоны, которые, опять-таки, шились в целях экономии ткани.

Реклама Burberry. 1920-е гг. ФОТО: ILLUSTRATED LONDON NEWS LTD/MARY EVANS/ALAMY/ТАСС

На рубеже 1930–40-х гг. были придуманы технологии, позволившие усовершенствовать лыжную моду. В 1936-м американец Эдди Бауэр изобрел куртку, плотно набитую гусиным пухом. Это был первый в истории пуховик (кстати, сам Бауэр говорил, что идею ему подсказал русский дядюшка, выросший в Сибири). Еще одним заметным новатором стал выходец из Германии Клаус Обермайер. Сначала он подрабатывал в Солнечной Долине лыжным инструктором, а потом создал свою линейку одежды. Клаус просто вынужден был это сделать после того, как нагрянули холода и все его ученики, испугавшись низких температур, отказались заниматься. Обермайер в свою очередь испугался остаться без учеников и напряг всю свою фантазию. Ему мы обязаны появлением быстросохнущих нейлоновых рубашек, водолазок на молнии, зеркальных очков для катания. Обермайеру принадлежит идея двойных креплений, кроме того, он был первым, кто посоветовал своим ученикам использовать в горах солнцезащитный крем.

Лени Рифеншталь в фильме «Белое безумие» (1931). ФОТО: AF ARCHIVE/ALAMY/ТАСС

В послевоенные годы мир вновь обретал вкус к развлечениям и путешествиям. В моду вошли яркие водолазки из полиэстера и лыжные очки самых удивительных форм и размеров. Благодаря мюнхенцу Вилли Богнеру на свет появилось такое чудо, как эластичные брюки со штрипками: легкие и теплые, а главное, красивые и сексуальные (за технологию отвечал Вилли, за дизайн – его жена Мария Люкс). «Богнеры» носили все самые горячие девушки Голливуда, включая Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд. А журнал Grazia, опубликовавший фото этих брюк в своем первом номере, моментально стал популярен. Оду «богнерам» пропел даже New York Times: «Нет одежды удобнее, чтобы расслабиться вечером у камина после хорошего дня на склоне».

Лыжный комплект от Жана Пату. 1933 г. ФОТО: ФОТО: TUMBLR.COM

В 1950-е в игру вступили Christian Dior и Balenciaga, показавшие свои первые коллекции лыжных костюмов, а француз Рене Рамийон стал выпускать свои знаменитые пуховики Moncler… Любопытно, как достоинства лыжных курток и брюк преподносили для своей аудитории модные журналы. «Женщина в лыжном комбинезоне выглядит сексуальнее, чем женщина в купальнике, – писал, к примеру, Sports Illustrated. – Большинство мужчин хотят, чтобы им оставили простор для воображения. Что может быть великолепнее красавицы с сияющими глазами и тронутыми румянцем щеками, когда она только что вернулась со склона, где температура десять градусов ниже нуля».

Одри Хепберн в фильме «Шарада» (1963). ФОТО: ENTERTAINMENT PICTURES/UNIVERSAL PICTURES/ZUMA/ТАСС

В 1960-е мода совершила очередной виток с изобретением спандекса – вспомните Одри Хепберн в фильме «Шарада», точнее, обтягивающий костюмчик цвета шоколада от Givenchy, в котором она отлично смотрелась на фоне гор. Вслед за Одри зимние курорты наводнили другие шикарные «женщины-кошки», такие как Жаклин Кеннеди и Грейс Келли.

Начиная с 1960-х лыжные костюмы становились все легче и комфортнее. Дизайнеры обрамляли капюшоны искусственным мехом, предлагали психоделические цветовые сочетания

Лыжные костюмы становились все легче, свободнее, комфортнее. Дизайнеры продолжали экспериментировать: добавляли винил в ткань для парок, обрамляли капюшоны искусственным мехом, придумывали психоделические цветовые сочетания. Отдельной темой стали наряды для апре-ски – в моду вошли кейпы и пончо, а также те самые «лунные» ботинки, moon boots, которые мы носим и сейчас.

Вариант для апре-ски. 1965 г. ФОТО: KEYSTONE PRESS/ALAMY/ТАСС

Сегодня лыжная тема – как часть «большой» моды – наследует и ее главные тренды. Уже в 1970-е гг. на склонах, как и в больших городах, все одевались в духе хиппи, в 1980-е пережили реинкарнацию мохеровые свитера, правда теперь вкупе с поясами леопардовой расцветки, в 1990-е на пике популярности оказался минимализм... А вот 2010-е, похоже, отметились в русле «постпостмодернизма»: вспомнить хотя бы коллекцию Hermes, где, по сути, были представлены вариации на тему лыжной моды XIX века.

Hermes, лыжная коллекция FW-2013. ФОТО: PINTEREST.COM

На подиум выходили чуть ли не «девушки Гибсона» в шерстяных шальварах с завышенной талией. Красиво, романтично и совершенно непрактично. Впрочем, непрактичность никогда не пугала фанатов гор – гораздо неприятнее выглядеть немодно.

Новости моды и стиля – в MY WAY.

Текст: Ольга Маршева

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Drevå: поддавайтесь на провокацию

В последнее время европейские шефы не жалуют нас своим вниманием, так что открытие в Санкт-Пете...

ПОДРОБНЕЕ

Новый персонаж Константина Чайкина

Появление новых часов с антропоморфным циферблатом от российского часовщика – это всегда событи...

ПОДРОБНЕЕ