«Рабочий и колхозница» принимают саратовских символистов

Егоров Евгений Васильевич. «Улица в Дмитрове». 1933

Выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х», которая открывается 19 декабря в павильоне «Рабочий и колхозница», станет продолжением цикла международных и национальных проектов на базе городских музеев, анонсированного мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Выставка посвящена созвездию волжских художников первой половины XX века – выходцев из Саратова, ярко повлиявших на искусство Москвы и Ленинграда. О саратовской школе живописи говорят в первую очередь в контексте искусства рубежа XIX–XX веков, круга Виктора Борисова-Мусатова и объединения «Голубая роза». На протяжении следующих, уже советских десятилетий голуборозовцы не только не выпадали из общего художественного процесса, но и активно участвовали в нем.

Посетитель пройдет путь саратовских художников – от знаменитых объединений «Голубая роза» и «Алая роза» к радикальным новациям эпохи авангарда, проектам советской фрески и поискам новой картины 1930–1950-х. И таким образом получит представление об истории раннего советского искусства, но сквозь оптику саратовской школы.

«Для нас эта выставка – продолжение большого исследования советского художественного и культурного наследия. Кураторский тандем Ксении Гусевой и Надежды Плунгян в этот раз взялся за саратовскую школу – явление не совсем московское, но оказавшее значительное влияние на художественную жизнь Москвы и Ленинграда первой половины XX века. Многие художники, представленные в экспозиции, уже становились героями других наших выставочных проектов – “ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда”, “Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1940-х”. Они были представлены в контексте их деятельности в столице, но уже тогда был заметен их иной, отличный метод работы. Кураторы решили развернуть этот клубок, и исследование привело их к Саратову. Теперь на выставке “Волга. Москва. Нева” зритель сможет пройти этот путь вслед за художниками и обнаружить, какое место заняла саратовская школа в контексте всего наследия советского искусства», – рассказала генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.

Зритель впервые познакомится с созерцательными, лиричными картинами учеников Петра Уткина, воспевших волжские пейзажи, увидит авангардные эксперименты начала 1920-х, которые кипели в саратовских Свободных мастерских (СВОМАС) под руководством Валентина Юстицкого. Отдельные залы будут посвящены новаторскому объединению «Четыре искусства», а также его участнику, саратовцу Алексею Карёву – с 1920-х он преподавал в Академии художеств и оказал влияние на ленинградских пейзажистов 1930–1950-х годов, чьи работы будут представлены по соседству.

Наконец, сквозь всю экспозицию пройдут работы основателей объединения «Голубая роза» – Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина, Александра Матвеева. Все они стояли у истоков русского символизма, а после революции каждый из этих мастеров разработал свою авторскую педагогическую систему.

Главный образ выставки – разговор трех рек, и маршрут экспозиции можно сравнить с речной прогулкой. Вслед за художниками зритель отправится в путешествие по Волге, Москве-реке и Неве, открывая для себя незнакомые грани истории советской живописи. «Узнаваемая черта участников и последователей “Голубой розы” – их любовь к цвету неба и воды. На нашей выставке зритель также погрузится в лазурные, небесные, васильковые и кобальтовые тона, – но без привычной опоры на мистику. Здесь это цвета трех рек: Волги, Невы и Москвы реки.

Оттенки лазури остаются любимыми вне зависимости от географии художника: переезжая из города в город, саратовцы продолжали обращаться к сине-голубой палитре. Но каждый раз она преображалась – так же, как меняется вода, окружающая эти города», – говорит куратор выставки Ксения Гусева.

Экспозиция представит более 200 живописных, скульптурных и графических работ, собранных по всей стране. Основу составят произведения Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, предоставившего работы как известных художников – Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, – так и менее известных, но не менее значимых для истории саратовской школы – Михаила Аринина, Валентина Юстицкого, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и других.

Проект продлится до 17 мая 2026 года.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ.

О самых интересных путешествиях читайте в MY WAY.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

В Третьяковке – «очеловеченный» авангард

В здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной открылась выставка «Архетипы авангарда...

ПОДРОБНЕЕ

Музей Востока – о театре Азии

В Музее Востока открылась выставка «Люди, куклы, маски. Театр Дальнего Востока и Юго-Восточной ...

ПОДРОБНЕЕ